Три сценария Александра Егоршина

11.04.2011
Просмотров: 2276

Ректоры вузов еще не склонны открыто признавать, что система высшего образования, вставшая на коммерческие рельсы, по сути, стала бизнесом.

Ректоры вузов еще не склонны открыто признавать, что система высшего образования, вставшая на коммерческие рельсы, по сути, стала бизнесом. Ректор частного Нижегородского института менеджмента и бизнеса Александр Егоршин считает, что высшее образование не имеет высокой рентабельности.

Ректор НИМБа скорее оптимист. Хотя даже среди трех сценариев развития высшей школы в России, разработанной институтом, есть и пессимистический, который уже стал реальностью. Студентов становится все меньше— вузы пожинают плоды демографического спада начала 90-х годов, — но Александр Егоршин уверен, что ситуация нормализуется, как только будет найден баланс между спросом и предложением.
Вы возглавляете негосударственный вуз, то есть по сути вы руководите коммерческой структурой.

— Как ректор я возглавляю негосударственный вуз, в котором 95% доходов— это плата за обучение по программам высшего образования. Вся коммерческая деятельность вуза — гостиница, общежитие, столовая, фитнес-центр — выделена с 2003 года и управляется по аутсорсингу как малое предприятие ООО «Парус». Кстати, мы это сделали на семь лет раньше, чем было рекомендовано вузам Минобрнауки РФ. Это предприятие возглавляет другой человек, я являюсь учредителем, но оперативной деятельности не веду. Поэтому коммерсантом я не являюсь ни по статусу, ни по сфере деятельности, ни по финансовым потокам. Я просто ректор.

Вы ректор коммерческого вуза, но сейчас даже государственные университеты и институты научились зарабатывать на образовании. Конкуренцию ощущаете?

— Действительно, вузы после 2000 года стали переходить на платное обучение. Но нельзя это называть коммерческой деятельностью в чистом виде. Коммерция— это торговля, а вузы занимаются платной деятельностью. Конкуренция в нашем сегменте «Экономика и управление» весьма существенная, потому что большинство государственных и негосударственных вузов дают платное образование по этому экономическому профилю. И конкуренция только обострилась во время кризиса. Правда, абсолютного лидера в этом сегменте так и не появилось— для этого нужно иметь 40% рынка и более, а у НИМБ только 15%.

Чтобы удержаться на рынке, нужно иметь конкурентные преимущества. У вас они есть?

— Конечно, есть. НИМБ с 1992 по 2008 год входил в двадцатку лучших вузов России в области менедж­мента по рейтингу Минобр­науки РФ. А основные наши конкурентные преимущества— это более низкая стоимость обучения, чем в других вузах, современная материально-техническая база, а также высококвалифицированный состав преподавателей, из которых 61% имеют ученые звания и степени.

Можно ли говорить о том, что в регионе есть вузы-бренды, за обучение в которых общество готово платить деньги?

— В Нижегородской области есть очень сильные школы, которые признаны другими вузами и могут быть конкурентоспособными. Среди них техническая школа в НГТУ, физико-математическая в ННГУ, школа стратегического управления в НИМБ. Можно еще назвать юридическую школу, в основном — по уголовному праву. И надо признать, что сегодня потребители образовательных услуг готовы платить за бренды. Если ранжировать, то первенство в области образования по экономике и менеджменту среди государственных вузов я бы отдал Нижегородскому государственному университету имени Лобачевского, а среди коммерческих и филиалов лидером назвал бы наш НИМБ.

Вообще высшая школа может быть прибыльным бизнесом?

— Высшее экономическое образование в руках хорошего ректора весьма рентабельно, однако сейчас этот показатель невысок — не более 10%. А в 2009–2010 годах он резко снизился до 5–7% из-за экономического кризиса. При этом вся прибыль реинвестируется обратно в учебно-научно-методические сферы деятельности. Никакие дивиденды по закону об образовании не выплачиваются. Поэтому высшее образование неинтересно для инвесторов-олигархов. Но есть и положительный момент: нами не интересуется рэкет.

Да, интересный момент. Ну а заработанные на образовании деньги в какие проекты вкладываете?

— В течение 10 лет, с 2001 по 2010 г., мы реализовывали всего один проект— создание инфраструктуры вуза. В это мы вкладывали все свободные средства. За это время было капитально отремонтировано и реконструировано четыре здания и построен и оборудован главный учебный корпус. Инвестиции составили 268,5 млн руб. Средняя стоимость одного кв.м получилась 24 тыс. рублей. Это небольшая сумма для Нижегородской области, подтверждающая эффективность частных инвестиций и строительства хозяйственным способом.

Вы использовали только собственные средства или приходилось обращаться в банки?

— Конечно, мы использовали заемные средства— это три кредита Волго-Вятского отделения Сбербанка России на сумму 33 млн руб., а также трудовые кредиты субподрядчиков и материальные кредиты нескольких поставщиков.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития отечественной высшей школы?

— Российская высшая школа является одной из лучших в мире и находится на одной ступени по фундаментальности и качеству с американской и английской. Мы разработали три сценария развития высшей школы России до 2015 года: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный. Два ближайших года развитие вузов пойдет по пессимистическому сценарию — из-за общего экономического кризиса в России и Нижегородской области. Другие могут в этом не признаваться, но это действительно так. Падает число поступающих, численность студентов сокращается во всех образовательных учреждениях. Но если у госвузов есть весьма большие бюджетные ассигнования, то у коммерческих вузов этого нет. Затем до 2020 года будет реализовываться реалистичный сценарий. Максимальный выпуск специалистов по группе «Экономика и управление» составит 6 тыс. человек в 2013 году и затем будет резко снижаться до 2,7 тыс. человек в 2020 году. Тогда спрос и предложение в сфере образования наконец будут сбалансированы в России. Ну а третий вариант развития событий,оптимистический, по нашему научному прогнозу в России маловероятен.


Александр Егоршин

Родился в 1947 году.
В 1971 г. окончил очное отделение промышленно-экономического факультета Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В 1978–1988 гг. работал в строительном институте ассистентом, старшим преподавателем, доцентом. В 1988 г. организовал кооператив «Нижегородская школа эффективного управления». В 1991 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. В 1994 г. присвоено ученое звание профессора. В 1992 г. организовал первый негосударственный вуз— «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса». В 1997 г. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2000 г. стал лауреатом премии Нижнего Новгорода в области образования. В 2004 г. — победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Сфера образования». В 2007 г. избран академиком Международной Академии менеджмента, награжден орденом Почета.

Елена Евсеева, DK.RU

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.