Воспитание иностранных кадров

12.04.2011
Просмотров: 10450

1 июня 2009 года ректор НижГМА Б.Е. Шахов и ректор ЮАИТМ (Коломбо, Шри-Ланка) доктор Невиль Фернандо подписали договор о сотрудничестве в области создания и развития медицинского факультета ЮАИТМ.

1 июня 2009 года ректор Нижегородской государственной медицинской академии, заслуженный деятель науки РФ профессор Борис Евгеньевич Шахов и ректор Южно-Азиатского института технологии и менеджмента (ЮАИТМ, Коломбо, Шри-Ланка) доктор Невиль Фернандо подписали договор о сотрудничестве в области создания и развития медицинского факультета ЮАИТМ. Занятия на медицинском факультете начались с сентября того же года.

Как развивается эта программа на сегодняшний день, рассказал доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии факультета обучения иностранных студентов, проректор по международной деятельности, врач высшей квалификационной категории, почетный работник высшей школы Леонид Григорьевич Стронгин:

«Сегодня тенденция такова: во многих странах, из которых у нас сейчас приезжают студенты, возникают свои новые негосударственные учебные заведения, в том числе медицинские. Развитие коммерческого образования обычно поддерживается правительством, но до образовательных стандартов эти вузы по определённым позициям недотягивают. Например, у заведения может не быть своей клинической базы или наоборот — есть хороший госпиталь, есть оборудование, но нет базы теоритической — преподавательских ресурсов, а такую базу создать еще сложнее. Возможны проблемы религиозного характера: есть вузы, где на медицинском факультете нет ни одного трупа на кафедре анатомии. Есть муляжи, схемы, рисунки, но настоящего — нет ничего. А это уже не классическое медобразование. Поэтому они стараются осуществить партнерство с каким-либо другим вузом, заключают так называемые двойные образовательные программы (twinning-programmes). Это образовательный франчайзинг, когда какой-то вуз поднимают до уровня другого вуза, который находится за рубежом.

Изначально термин «образовательный франчайзинг» использовался достаточно широко, охватывая ряд аспектов сотрудничества институтов высшего образования, включая аккредитацию и совместные курсы. Нынешнее общее определение более конкретно и описывает преподавание курса или его частей в учебном заведении, отличном от того образовательного центра, где этот курс был разработан и утвержден.

У нас есть возможность с этими вузами сотрудничать, более того, будет очень тяжело набирать студентов, если этого не делать. Именно такого типа отношения завязались у НижГМА с ЮАИТМ (SAITM), который решил создать у себя негосударственный медицинский факультет. И они его создали — с нашей помощью, по нашей программе, по нашим методикам. Мы им передали планы каждого занятия, пособия для учеников, программы — все на английском языке. Наши преподаватели регулярно посещают их, помогают организовывать процесс, сами проводят занятия, читают лекции, принимают экзамены.

Самым трудным в подготовке сотрудничества оказалось преодоление российских бюрократических преград. Проще было найти инвесторов, которые вложили в этот проект деньги, партнеров. Мы также имели подготовленных преподавателей, которые могли эту работу выполнять на всех специальностях. А вот получить разрешение на участие в самой программе было сложно.

Существует концепция развития экспорта российского образования — этот проект предполагает, что надо довести до 10% уровень программ на английском языке у нас в стране и создавать такие филиалы и другие формы научного сотрудничества в других странах. Мы со своей стороны подталкиваем процесс: этот инновационный проект успешно работает уже второй год.

Сейчас некоторый спад приема, в первую очередь, из-за экономического кризиса, сложно сказать, как ситуация в арабских странах будет сказываться на наборе студентов из этих стран. Все же он всегда был маленький, мы больше ориентируемся на страны с серьезным английским языком. Но в этом году мы решили эту проблему, увеличив прием на подготовительные курсы. И будем учить на русском языке больше студентов, чем раньше.


НГМА является ведущим вузом России в области высшего медицинского образования и почти 90 лет проводит подготовку врачей.

С 1991 года в НГМА проводится обучение иностранных студентов, и это был второй медицинский вуз в России, который начал вести обучение на английском, а с 1998 года организовано обучение иностранных студентов с интенсивным использованием английского языка.

В настоящее время в НГМА обучаются более 600 иностранных граждан из 37 стран Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

В данном проекте уже принимают участие 18 кафедр, 24 преподавателя, они 25 раз выезжали в SAITM на 1—2 месяца. Пока там, в основном, доклиническая подготовка, учат биологию, химию, анатомию, физиологию, русский язык и др. В дальнейшем потребность в наших преподавателях будет увеличиваться, что нас не тревожит, поскольку мы располагаем достаточным резервом квалифицированных преподавателей, владеющих английским языком. Кроме того, у студентов будет возможность перейти на старших курсах к нам, чтобы получить престижный в Шри-Ланке диплом НижГМА.

Как финансируется обучение иностранцев?

— Большинство обучаются в частном порядке, но есть и правительственные программы. Много студентов из Малайзии, например, приезжают по государственной программе, есть договор с министерством здравоохранения Танзании по поводу клинических ординаторов и договор по линии министерства обороны Танзании по обучению студентов.

Как студенты других стран узнают о возможности учиться в Нижнем Новгороде?

— Студенты выбирают и по цене, и по качеству образования, по наличию в регионе друзей или родных. За рубежом есть такие агентства, которые набирают студентов. Они проводят рекламную кампанию, находят абитуриентов, предлагают вузу студентов, ведут переговоры о цене и проводят набор. Представители вуза приезжают встретиться с родителями абитуриентов, работают на репутацию своего учебного заведения. Например для НижГМА это такие организации за рубежом, как министерство образования, министерство здравоохранения, различные медицинские советы, которые имеют академический вес в этих странах. Бывает, что студенты находят информацию о вузе на сайте, но это редко.

Александра Ярцева

Источник: Архив: Биржа+карьера
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.