Первый квартал впустую прошел//Контрактов по гособоронзаказу еще нет

12.04.2011
Просмотров: 3078

Ситуация с гособоронзаказом в этом году аховая, хотя терпеливые руководители предприятий ОПК не выносят на публику крайних оценок. А вот президент НАПП Владимир Лузянин может себе позволить говорить, как есть: первый квартал по оборонке провален.

Ситуация с гособоронзаказом в этом году аховая, хотя терпеливые, тренированные руководители предприятий ОПК (оборонно-промышленного комплекса) не выносят на публику крайних оценок. А вот президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Владимир Лузянин может себе позволить говорить, как есть: первый квартал по оборонке провален, контракты не заключены, авансов нет.

Самый проблемный
До сих пор не распределено порядка 60% гособоронзаказа, подтверждают в областном министерстве промышленности и инноваций. Предприятия сейчас выполняют долгосрочные, переходящие с прошлого года контракты. Те, кто точно знает, что у них в этом году будет определенный объем работ, вынуждены начинать год без контракта, с привлечением собственных оборотных средств или кредитов. (Например, Волго-Вятский банк Сбербанка РФ планирует в 2011 году выдать 10 млрд кредитов местному ОПК. В прошлом году он профинансировал 20 предприятий на 4,5 млрд рублей. При этом задолженность предприятий перед банком по итогам первого квартала выросла до 11,5 млрд рублей.)

Справка “МК“
В составе ОПК области 55 предприятий, 41 из них включено в состав стратегических. Более 40% предприятий и организаций являются головными в своих отраслях в области разработки и производства вооружения и военной техники.

- Самый проблемный год из всех проблемных. За мои 13 лет работы в отрасли такого сложного размещения госзаказа еще не было, - говорит министр промышленности и инноваций Владимир Нефедов. - В декабре прошлого года были названы единственные поставщики по госпродукции, но до сих пор идут согласования-пересогласования. К примеру, завод им.Петровского как единственный поставщик еще 13 января предоставил Минобороны цену, по которой он будет делать изделия, и до сих пор нет ее подтверждения.

Причина задержки кроется, видимо, в реформировании Минобороны, да и всего ОПК.

- Произошло «огражданивание» всех заказывающих управлений, сформирован гражданский департамент цен (женский персонал), который занимается согласованием, - обобщает впечатления оборонщиков г-н Нефедов. - Очень трудно там решаются вопросы. К той стоимости, которую выставили исполнители, в том числе и наши, в департаменте убавляют 15-20%, и нет никаких объяснений, даже когда очевидно, что она не соответствует действительности. И подобных примеров накапливается очень много.

Штрафной
Недавно президент Дмитрий Медведев пригрозил «строгими выводами» предприятиям, не выполнившим оборонзаказ. А как его выполнить, если по всем расчетам только в мае будут заключены контракты, а к 25 ноября задания должны быть выполнены? С 25 ноября уже наступает претензионная работа, и штрафные санкции включаются по полной программе. Но есть технологический цикл изготовления военной продукции, который выходит за пределы 6-7 месяцев, и его сокращение может привести к ухудшению качества, переживают специалисты.

В прошлом году в области было чрезвычайное положение: высокая температура на улице, задымление. Проводить испытания продукции чувствительных приборов было затруднительно. Например, команда ННИИРТа (Нижегородского НИИ радиотехники) трижды выезжала «в поля», но проводить измерения при температуре +40 градусов – «это значит, мы не получим точные характеристики».
Придется, переживают промышленники, опять писать письмо наверх, чтобы сроки заказов были скорректированы.

Пишите, оборонщики, пишите

Предчувствия у наших промышленников не очень хорошие. Непонятно, чем обернется для нижегородского ОПК объявленная президентом модернизация военного комплекса, реформирование гособоронзаказа. На модернизацию вооружения до 2020 года планируется потратить более 19 трлн российских рублей. Большинство предприятий входят в крупные концерны и холдинги и, конечно, надеются, что без госзадания (а, значит, и без куска хлеба) они не окажутся. Но тенденции нехорошие: вертолетоносцы «Мистраль» у Франции закупаем, “КамАЗ“ совместно с "Ивеко" итальянские бронемашины собираются делать (а «Тигры», значит побоку?) вместо того, чтобы реформировать свои заводы.

В январе, когда президент России приезжал в Арзамас, НАПП передала ему письмо. В обращении руководители нижегородских оборонных предприятий выражают озабоченность тем, что «некоторые влиятельные круги лоббируют, а госзаказчики закупают боевую технику и вооружение за рубежом», и это подрывает обороноспособность страны. «Достаточно высокая цена некоторой отечественной боевой техники и вооружений объясняется устаревшим оборудованием, недостатком квалифицированных кадров, низким уровнем управления по отраслям ВПК, разрушением отраслевой науки, - пишут нижегородские промышленники. - Предприятия из-за отсутствия гарантированного на длительный период гособоронзаказа не модернизируют производства боевой техники и вооружений. Порой эта продукция просто перестает производиться как неперспективная для предприятий».

Промышленники предлагают президенту сделать отечественную «Программу модернизации ОПК России». В противном случае, говорят они, «в ближайшие годы мы потеряем целые отрасли ОПК и многие виды вооружения и техники».

- То письмо, - рассказал недавно Владимир Лузянин, - постепенно спускается вниз, дошло до какого-то департамента в Минобороне. А политика ориентации на импортную технику идет.

Объем гособоронзаказа для нижегородского ОПК на этот год еще будет корректироваться.
- Пока мы позиционируем его на уровне 2010 года, - говорят в министерстве промышленности, - но, возможно, по итогам первого полугодия он вырастет.

Приоритет в заказе сделан в сторону закупки новой техники, уменьшено финансирование по НИОКРам, значительно снижено - по ремонту техники.

- Для наших предприятий, традиционно сильных по разработкам, уменьшение по НИОКРам - неприятный удар. Хорошо еще, что наши предприятия как соисполнители работают с контрагентами в других регионах, - говорит первый замминистра промышленности и инноваций Игорь Сазонов.

Кстати
Нижегородский машиностроительный завод, который входит в концерн "Алмаз-Антей", видимо, одним из первых подвергнется модернизации. Там должно открыться современное компактное производство. По словам Игоря Сазонова, громадный имущественный комплекс, затраты на его содержание делают завод неконкурентным. Новое предприятие будет специализироваться на производстве продукции для противовоздушной обороны России.

Мимо Нижнего

Непонятно, почему и как принимаются те или иные решения, сетуют нижегородские чиновники, которые еще и радеют за бюджет, ведь в кризисные времена региональная казна выстояла в том числе и за счет оборонзаказа.
- Вот, например, - говорит министр Владимир Нефедов, - уникальный катер “Дюгонь“. Проект в течение двух лет разрабатывало нижегородское ЦКБ им. Р.Е.Алексеева. Первый катер выполнен несколько лет назад на судостроительном заводе «Волга». А сейчас в качестве единственного поставщика для ВМФ выбран почему-то Ярославский судоремонтный завод, который никакого отношения к проекту не имел.

"Дюгонь" (водное млекопитающее отряда сирен), говорят специалисты, не имеет аналогов в мире по скорости и десантной вместимости. Высокую скорость - до 50 узлов -ему обеспечивает «воздушная каверна», которая сокращает площадь соприкосновения днища с водой и тем самым снижает сопротивление. Катеру не требуется подготовленная береговая инфраструктура, он способен десантировать технику со специального трапа. Корабль рассчитан на перевозку десанта и техники, развивает скорость около 90 км/час при грузоподъемности до 140 тонн. Стоимость катера по тем временам составляла около 200 млн рублей. Планировали, что после того, как он пройдет испытания, Минобороны РФ рассмотрит возможность дополнительных закупок для ВМФ пяти подобных катеров.

По всей видимости, Ярославль, пролоббировали в Минобороне, говорят на «Волге» - возможно, чтобы просто загрузить завод. Но насколько это экономически обосновано? Вся оснастка, стапеля для «Дюгоня» остались в Нижнем. Не говоря уже о кадрах и опыте.

А судостроительный завод «Волга» будет, по некоторым данным, делать три «Серны» (предшественник «Дюгоня»). Это быстроходный морской грузовой катер для транспортировки и выгрузки на необорудованный берег колесной и гусеничной техники и других грузов общей массой до 45 тонн.

Полетит ли «Сокол» на МиГах

В областном правительстве надеются, что авиастроительный завод "Сокол" станет головным изготовителем самолетов серии МиГ.

- Такая перспектива есть. Тем более что сейчас "Объединенную авиастроительную корпорацию" возглавляет Михаил Погосян, являющийся председателем совета директоров "Сокола", - указывает г-н Нефедов. - На "Соколе" есть отработанный процесс сборки самолетов семейства МиГ. Но на 2011-2013 год заводу необходима загрузка самолетом Як-130, надо произвести хотя бы 5-6 самолетов на переходный период, пока будет создана новая модель МиГ-35 и другие модели.

Но окончательное решение о серийном производстве самолетов семейства МиГ на "Соколе" пока не принято. На заводе не ответили на вопросы «МК» по поводу оборонзаказа на этот год.

Падаем
Нижегородская область по итогам января-февраля опустилась с шестого на девятое место среди регионов РФ по объему отгруженной предприятиями оборонно-промышленного комплекса продукции, сообщил первый заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игорь Сазонов. Среди регионов ПФО наша область по данному показателю в 2011 году занимает третье место, в 2010 году были первыми.

Елена КОЛОСОВА. Фото Олега ЗАЙЦЕВА.

Источник: МК в Нижнем
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.