Олег КОНДРАШОВ: «Ставим на мобильных и пытливых»

14.04.2011
Просмотров: 3909

Глава администрации Нижнего Новгорода отвечает на вопросы "Биржи".

Глава администрации Нижнего Новгорода отвечает на вопросы "Биржи".

Олег Александрович, насколько важен для города малый и средний бизнес? Какова его доля в наполнении бюджета и можно ли считать, что он играет свою роль в политической и социальной стабилизации в городе?

— Сегодня предпринимательство — та сфера, где люди проявляют наибольшую экономическую активность. Это основа для создания широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый и средний бизнес создает рабочие места и обеспечивает социальную защиту работающих. Особо отмечу, что благодаря небольшому управленческому персоналу и простым организационным формам он способен быстро реагировать на изменения внешней среды и требования потребителей. Мне кажется, именно благодаря таким особенностям сфера малого предпринимательства менее болезненно пережила тяжелое кризисное время 2008—2009 годов. Как бывший предприниматель я знаю, что эта ниша в силу своей мобильности и относительно невысокой капиталоёмкости выступает в роли барометра потенциальных зон экономического роста.

У нас в городе число занятых в сфере малого и среднего бизнеса составляет в общей сложности около 40% экономически активного населения. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства обеспечивают 1/4 всех доходов городского бюджета. Оно играет все более весомую роль в экономике города, становится важным фактором социальной и политической стабильности, и мы делаем на него ставку.

Чего ждать предпринимательскому сообществу от новой городской администрации? Уже много сказано о необходимости навести порядок с нестационарной торговлей, с рынками, и это вызывает у людей в первую очередь тревогу...

— Могу сказать точно: новой администрации предпринимательскому сообществу бояться не стоит. В конце 2010 года мы проводили встречу с предпринимателями, обозначили основные параметры взаимоотношений власти и бизнеса. Прежде всего это создание безбарьерной среды — минимизация всевозможных поборов вплоть до полной их ликвидации. Очень важной становится также организация регулярных встреч, где будут обсуждаться направления развития бизнеса и города в целом. В-третьих, мы вовлекаем представителей бизнес-сообщества в разработку документов, затрагивающих их интересы.

По поводу рынков. В феврале разработаны проекты схем размещения нестационарных объектов торговли согласно установленным правительством страны нормативам обеспеченности территорий торговыми площадями. В них включены павильоны и киоски, право размещения которых предоставлено договорами аренды земельных участков, передвижные нестационарные объекты торговли, разрешения на право размещения которых были выданы в 2010 году, в том числе по результатам торгов, а также объекты, заявленные предпринимателями. Всего определено более 3,5 тыс. мест размещения объектов. Проекты схем направлены на согласование в профильные подразделения мэрии и уполномоченные органы правительства области, и уже подготовлены проекты постановлений администрации города об утверждении этих схем по всем районам, пока за исключением Автозавода. Сейчас они находятся на правовой экспертизе в прокуратуре города.

В проекты схем не включены места, где размещались павильоны и киоски, реализующие алкоголь, пиво и табак на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений. По объектам, не включенным в схемы, составлен перечень разногласий. В ближайшее время этот перечень будет вынесен на обсуждение рабочей группы с привлечением ассоциаций и объединений предпринимателей.

В соответствии с требованиями закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации” с 1 января 2012 года для организации торговли на рынках управляющие ими компании должны использовать исключительно капитальные здания и сооружения. Использование временных сооружений запрещается, исключение составляют сельскохозяйственные рынки. В начале марта управляющие компании представили проекты развития рыночных комплексов, и мы определили, что из 24 розничных рынков пять соответствуют требованиям законодательства, 14 планируют реконструкцию и новое строительство, пять будут преобразованы в торговые центры. Мэрия разработает план развития рынков с конкретными датами начала и окончания работ.

Нижегородское предпринимательство – это большей частью все-таки торговля. Заинтересована ли администрация в развитии малого и среднего бизнеса в производстве?

— Действительно, в производстве сегодня ведут деятельность лишь около 14% субъектов малого предпринимательства, на чью долю приходится около 17% общего объема продукции. Вместе с тем Нижний Новгород исторически является промышленным центром, у нас сосредоточены крупные производственные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы. Учитывая этот потенциал, мы заинтересованы в приоритетном развитии малого и среднего бизнеса в производственной сфере. Именно малый бизнес может стать надежным средством и структурной перестройки экономики в целом, и внедрения новых технологий.

При реализации инфраструктурных городских проектов, планов развития социальной сферы (строительство и ремонт дорог, подходов к метромосту и развязок, жилья, детсадов, школ и проч.) широко используется продукция местных предприятий стройиндустрии. Тем самым мы помогаем их загрузке, сохранению рабочих мест. Кроме того, реализуется программа “Развитие производительных сил Нижнего Новгорода на 2007-—2012 годы”. Главной ее целью является повышение уровня экономического развития и финансовой самообеспеченности города. При этом решаются задачи развития и модернизация действующих предприятий, организации новых производств. Тут также востребована продукция местных предприятий.

В области есть программа “Покупайте нижегородское”, направленная как раз на развитие местного производства. Как участвует в ней город? Что это дает, кроме социального эффекта, – насколько позволяет развивать производство и увеличивать доходы бюджета?

— Увеличение объемов производства товаров местных производителей и продвижение их продукции на потребительском рынке города осуществляется по нескольким направлениям. Одно из наиболее значимых — организация дополнительных каналов сбыта. Для реализации продукции, выращенной в фермерских или личных подсобных хозяйствах, управляющим рынками компаниям рекомендовано предоставлять на безвозмездной основе не менее 5% от общего числа торговых мест.

В 2010 году в Нижнем функционировало 14 ярмарок, на которых продавалась сельхозпродукция местных производителей. В связи с изменением законодательства в этом году на местах ранее действующих ярмарок организуются комплексы мелкорозничной торговли продуктами сельхозпроизводителей. В прошлом году в рамках программы в Нижнем проведены также пять выездных ярмарок, в каждой из которых на бесплатной основе участвовали до 50 предприятий — производителей как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Предприятия-производители регулярно приглашаются для участия в тематических ярмарках-продажах “Праздник молока”, “Праздник хлеба”, “Сладкий фестиваль”.

Реализация программы “Покупай нижегородское” способствует стабильности на продовольственном рынке города и области, обеспечивая необходимый ассортимент социально значимых продуктов питания на прилавках и в какой-то мере сдерживая рост цен. Администрация города продолжит работу по организации дополнительных каналов сбыта продукции наших товаропроизводителей, в том числе посредством развития магазинов формата “у дома”. Деятельность таких магазинов, как и торговля на розничных рынках, облагается единым налогом на вмененный доход, который поступает в бюджет города. Соответственно развитие данного направления будет способствовать увеличению доходной части бюджета.

Модная тема — инновации. Возможно, в отличие от госкорпораций, подвергающихся сейчас жесткой критике, именно малые и средние НПП в состоянии дать этим инновациям толчок, поскольку именно здесь работают, как правило, самые предприимчивые и нестандартно мыслящие люди. Но имеет ли муниципалитет возможности поддержки такого бизнеса?

— Инновации — это не “модная тема”, это, по сути, тот механизм, который должен стать основным в экономике нашей страны, экономике нашего города. Малый и средний бизнес как раз и является главной площадкой для апробации инновационных технологий. На его базе осваиваются зачастую невыгодные для крупных предприятий сферы деятельности. У нас есть много примеров удачной реализации инновационных решений как раз предприятиями малого и среднего бизнеса. В городе работает инновационный бизнес-инкубатор, который оказывает помощь таким предприятиям. На городские предприятия также распространяются меры поддержки инноваций, принятые правительством региона. Мы, со своей стороны, сейчас прорабатываем вопрос о том, каким образом муниципалитет мог бы активнее участвовать в стимулировании инновационной деятельности предпринимателей.

Аркадий ЖИВОВ

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.