Правила адаптации на новом месте работы: для новичков и их руководителей

29.04.2011
Просмотров: 2619

Почему одни сотрудники на новом месте работы легко и быстро становятся «своими», а другие долго остаются «чужими»? Ориентируясь на научные отечественные разработки, постараемся раскрыть секрет как для самих новичков, так и для их руководителей.

Почему одни сотрудники на новом месте работы легко и быстро становятся «своими», а другие долго остаются «чужими»? Ориентируясь на научные отечественные разработки, постараемся раскрыть секрет как для самих новичков, так и для их руководителей и специалистов по адаптации, которые могут помочь сотруднику плавно влиться в незнакомую команду.


Эти правила великолепно транслируются на современные условия поступления сотрудника на новое место работы.

Соблюдение последовательности шагов и грамотное поведение на каждой ступени — залог успеха.

И, соответственно, наоборот — нарушение схемы влечет серьезные неприятности.

Известный отечественный психолог А. В. Петровский еще в 80-х гг. ХХ века выделил стадии «вхождения» личности в новую социальную среду (Проблема развития личности с позиций социальной психологии //«Вопросы психологии» — 1984, №4, с. 15—30).



Закономерности каждой стадии:


1. Адаптация


Задачи:

● изучить существующие корпоративные стандарты работы,
● показать, что вы безопасны для компании и принимаете все условия работы,
● разведать ситуацию, понять, на какие «кнопки» можно нажать,
чтобы потом наиболее выгодно продемонстрировать свою уникальность

Тип поведения

Новичок

Руководитель новичка

Помогающее поведение Осмотреться, наблюдать за ситуацией, все фиксировать (ищите «ключики» к другим), думать, как преподнести это на следующей стадии.
Пытаться внешне быть «как все»: дресс-код, манера общения, поведение.
Выполнять всю стандартную работу в рамках своей должности.
Не пугаться ничего. Записать свои инновационные предложения по совершенствованию работы, но не говорить про них (оставить на десерт).
Ввести в курс дела, разделив информацию на блоки.
Дать осмотреться.
Давать стандартные задания.
Отвечать на вопросы, помогать.
Контролировать сроки перехода на новую стадию по мере подготовки работника.
Мешающее поведение Сразу же начать со второй ступени: «звездить».
Попытаться совершить революцию в производственном процессе, выдавая предложения по совершенствованию традиционной технологии работы (этим вы можете напугать других, т.к. коллектив пока не готов услышать даже самые гениальные ваши идеи).
Собрав нужную информацию, долго оставаться «невидимкой».
Постоянно спрашивать: «Тебе у нас нравится?», «Ты в команде?». Упрекать в том, что новичок не проникся идеями команды и не излучает счастья от нахождения с вами. Дать абсолютно нестандартное задание, чтобы новичок показал себя всем остальным (ему могут устроить «темную»).



2. Индивидуализация

Задача:

● преподнести свои особенности «под нужным соусом». Например, о чем-то
вы промолчите или одно и то же подадите разным людям по-разному —
в зависимости от того, что вы узнали на стадии адаптации.



Тип поведения

Новичок

Руководитель новичка

Помогающее поведение Постепенно показывать свои индивидуальные особенности и способности. Преподносить любую информацию, учитывая изученную вами ситуацию. Проявлять себя в рамках корпоративных стандартов, которые вы изучили ранее. Исправлять ошибки (пробовать разные варианты действий). Если попробовали все и вас постигли только неудачи — набраться смелости и покинуть компанию. Дать нестандартное задание, чтобы сотрудник мог показать себя. Давать обратную связь и помогать исправлять ошибки. Помочь найти уникальный стиль поведения и роль среди коллег. Если сотрудник после многочисленных попыток не справился и ваша помощь не помогла — расстаться по обоюдному согласию.
Мешающее поведение Бездействие и застревание в «тени».
Показать «все и сразу» — резкая смена поведения. Действовать без учета изученной ситуации.
Завалить рутинной работой. Не обращать внимания на сотрудника. В случае многочисленных проигрышей — тянуть до последнего момент расставания.


3. Интеграция

Задача:

● взаимно объединить корпоративные стандарты и личные ценности новичка,
искреннее чувство «мы».

Внимание! Группа принимает только те личностные особенности новичка, которые соответствуют корпоративным стандартам.
Иначе происходит дезинтеграция — увольнение или возвращение назад на предыдущие стадии и «работа над ошибками».

Тип поведения

Новичок

Руководитель новичка

Помогающее поведение Показать, как ваши индивидуальные особенности помогают решению общекомандных целей. Работать ради общих целей. Показывать, что вы цените индивидуальные заслуги сотрудника, которые работают на общие цели компании. Организовать «церемонию» окончательного перевода сотрудника в основной штат.
Мешающее поведение Противопоставлять «я» (особенный) и «вы» (группа других).
Оставаться работать вне зависимости от результата.
Не реагировать на изменение статуса сотрудника и вне зависимости от его достижений относиться к нему как к новичку или формально перевести в основной штат.


Время нахождения на каждой стадии четко обозначить невозможно. Главный критерий возможности перехода на новую стадию — реализация основной задачи на предыдущей ступени. Например, если вы уверены, что научились себя вести по всем корпоративным правилам, и почувствовали, что знаете, как преподнести себя, как выделиться, чтобы группа вас приняла, — пробуйте это сделать.

В итоге оцените результат по двум критериям:

Что думают о вас и вашей работе другие? Ваши личные ощущения. (Вам тут хорошо?)
Если вас уважают коллеги, с вашим мнением считаются, ваша работа оценивается высоко и вы сами довольны — поздравляем: вы интегрировались в команду успешно.

Если нет, то либо дайте себе второй шанс (возвращайтесь на предыдущие стадии и исправляйте ошибки), либо ищите себя в другой компании.

Мария Болохова, бизнес-тренер, консультант в области управления персоналом

Источник: Архив: Биржа+карьера
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.