Море по карману

06.05.2011
Просмотров: 1916

Перевороты в Тунисе и Египте, землетрясение в Японии, наводнение в Таиланде — такое впечатление, что турбизнес никак не выйдет из черной полосы, в которую вошел в прошлом году.

Перевороты в Тунисе и Египте, землетрясение в Японии, наводнение в Таиланде — такое впечатление, что турбизнес никак не выйдет из черной полосы, в которую вошел в прошлом году. Впрочем, туроператоры утверждают, что финансовые потери им больше не грозят: бесшабашный русский турист готов отдыхать и в Египте, и в Тунисе, тем более что они манят скидками.

Всем новостям назло

Туристический рынок приходит в себя после зимних и весенних катаклизмов. 1 апреля Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) сняло ограничения на отправку туристов в Египет. 20 апреля было опубликовано сообщение МИДа об отмене рекомендации не посещать Тунис, а днем раньше убрали ограничения на поездки в Японию.

"Эти форс-мажоры, в первую очередь события, связанные со сменой власти в Египте, оказали серьезное влияние на многих игроков,— говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР).— Египет занимает второе после Турции место по популярности среди российских туристов, это круглогодичное направление, которое хорошо продавалось и в низкий сезон. В 2010 года его посетили 2,8 млн россиян. Только за февраль и март российские туроператоры потеряли около $150 млн".

Но надо понимать, подчеркивает Ломидзе, что туризм в принципе высокорисковая сфера бизнеса, подверженная влиянию множества факторов. Тяжелый для туроператоров период начался еще в апреле прошлого года с закрытия воздушного пространства Европы в связи с выбросом вулканического пепла в Исландии и не закончился до сих пор. В прошлом году, напоминает Майя Ломидзе, были политические неурядицы в Таиланде, затем паника, вызванная нападениями акул на туристов в том же Египте, а в октябре начались финансовые проблемы у крупной турфирмы "Капитал Тур" — эта история подорвала доверие клиентов к туроператорам и негативно повлияла на продажи новогодних туров, потом случился предновогодний коллапс в Шереметьево и Домодедово. Но ничего — туриндустрия не рухнула.

По словам представителя АТОР, по сравнению с запретом на туры в Египет все прочие беды — ерунда. Например, Таиланд не был закрыт для туристов, несмотря на начавшееся в конце марта наводнение. "От наводнения пострадал только юг страны — там находится туристический остров Самуи,— говорит Майя Ломидзе.— Многие люди согласились поехать вместо Самуи в другие районы Таиланда, а от поездок отказались лишь те, у кого низкие познания в географии и кто не желал разбираться в ситуации".

Землетрясение в Японии вообще не оказало сколько-нибудь заметного влияния на российский рынок. "Туры в Японию — нишевой и не массовый продукт. Потери российских туроператоров здесь не могли превысить $30 млн, и то, насколько мне известно, японские партнеры вернули им все заплаченные за несостоявшийся отдых деньги",— рассказывает Ломидзе.

Спрос после форс-мажора

По данным отраслевого портала RATA-news, спрос на туры в Тунис после отмены запрета на турпоездки на 30-50% ниже прошлогоднего. Вероятно, к июню спрос начнет расти, тогда же пойдут вверх и цены. "Сейчас принимающие компании и отели дают хорошие скидки, в том числе по раннему бронированию, но преимущественно на май,— пишет RATA-news.— На быстрое восстановление рынка в объемах прошлого года никто не рассчитывает, и все понимают, что пока придется работать в минус".

Многие отели уменьшили стоимость проживания примерно на 30% по отношению к ценам прошлого года. По оценкам одного из игроков, турпакет в Тунис в целом снизился в цене на 5-8% — на май туры в эту страну точно будут дешевле, чем в Египет и Турцию.

Впрочем, привлекательные цены сулят и египтяне: посол Египта в России Алаа Эльхадиди на пресс-конференции в "РИА Новости" в начале марта заявил, что после отмены запрета МИДа на поездки в Египет туры подешевеют, не уточнив, правда, на сколько. Российские операторы эту тему пока предпочитают не обсуждать — вероятно, если цены и упадут, то не для конечного потребителя. Пока же по продажам туров на майские праздники Египет отстает от показателей прошлого года в два раза.

После того как наш МИД рекомендовал не посещать Египет, на российском туристическом рынке наблюдался рост интереса к другим туристическим направлениям. Отдуваться за Египет пришлось прежде всего Турции. На нее, по данным аналитической службы АТОР, в марте 2011 года приходилось 36% всех запросов. 10% запросов в прошедшем марте адресовалось Таиланду — вдвое больше, чем годом раньше. На третьем месте по востребованности была Греция, ее доля составила 8% (в марте 2010 года этот показатель был в 2,5 раза меньше). Испании в марте досталось 6,2% всех запросов, что также вдвое больше относительно того же периода прошлого года. Спрос на туры в ОАЭ увеличился в полтора раза.

Стоимость туров в нынешнем году предположительно будет на 15% выше, чем в прошлом,— так полагает Майя Ломидзе из АТОР. Эксперт объясняет подорожание прежде всего ростом расценок на авиаперевозки.

Предстартовое состояние

Судя по реализации летних туров, дела в этом году у туроператоров идут неплохо, несмотря на катаклизмы. Например, "Асент Трэвел" сообщает об увеличении объемов продаж по всем направлениям (по Италии отмечен рост на 105%, по Хорватии — на 92%, по Черногории — на 128%), при этом в нынешнем году раннее бронирование больше привлекает не любителей скидок, а тех, кого интересуют конкретные объекты для размещения в конкретный период.

О высоких показателях продаж по раннему бронированию сообщают и в компании ТТ-ВКО (на 54% больше, чем в прошлом году). Наилучшие показатели — по Кипру: плюс 195%. Более чем в 1,5 раза выросли объемы реализации по Черногории, Греции, Болгарии и Испании. Наибольшим спросом по раннему бронированию пользуются Греция, Турция, Испания и Кипр.

По словам Дмитрия Даниленко, вице-президента информационной службы БАНКО, этим летом самыми популярными будут те же направления, что и в прошлом году. Популярность курортов, по словам Даниленко, во многом обусловлена природными условиями и инфраструктурой. В меньшей степени популярность зависит от географической доступности, тем не менее многие предпочитают отдыхать в пределах четырех часов лета от места постоянного жительства.

"Мы опросили московские компании на предмет их планов на сезон, на какие направления они возлагают наибольшие надежды,— рассказывает Дмитрий Даниленко.— Большинство игроков ожидает, что на первом месте по числу продаж окажется Турция, и туры туда дешеветь не будут. Продолжает увеличиваться интерес туристов к Греции, она занимает второе по популярности место. Это объясняется тем, что там становится все больше отелей турецкого типа, кроме того, запросы туристов меняются и начинают выходить за рамки отеля, а в Греции есть на что посмотреть".

На третьем месте — Испания. Эта страна третий сезон подряд всем туристам выдает полугодовой шенген, что для многих довольно заманчиво. И на греческом, и на испанском направлениях, по словам Даниленко, есть предпосылки для небольшого удешевления туров из-за роста конкуренции среди туроператоров.

"На четвертом месте по популярности — Египет, но надо заметить, что летом туры в Египет в принципе не так актуальны и востребованы, как зимой",— продолжает Дмитрий Даниленко. Замыкает пятерку лидеров Италия. Не попал в первую пятерку Кипр, который долгое время занимал третье место, но затем турпоток на этом направлении серьезно подкосил новый визовый режим (сейчас, правда, вновь введен упрощенный режим въезда, визу можно получить через интернет).

"События в Египте заметно подняли интерес к турам в Европу,— отмечают в компании "Натали Турс".— Это политически и экономически стабильный регион. Спрос на Италию и Испанию в этом году у нас вырос в два-три раза. Хорошо продаются и туры на греческие острова — там всегда все спокойно, даже когда в прошлом году были забастовки в Афинах. Предпродажи идут лучше, чем в прошлом году, мы даже начали их на месяц раньше, чем год назад".

Госрегулирование путешествий

Несмотря на настойчивые попытки государства отрегулировать туристический рынок и законодательно защитить интересы туристов, никаких заметных изменений в этой области не наблюдается.

В текущем году российские ведомства трижды рекомендовали туроператорам воздержаться от продажи путевок — в Египет, Тунис и Японию. "Алгоритм действий государства в случае катаклизма в той или иной стране такой: МИД издает рекомендацию воздержаться от посещения соответствующего региона, затем Минспорттуризма и Ростуризм рекомендуют туроператорам воздержаться от продажи туров",— рассказывает Майя Ломидзе. Рекомендация фактически означает запрет, и это общемировая практика, а не российское ноу-хау. В конце января, в разгар кризиса в Египте, Ростуризм заявил, что готовит план эвакуации российских туристов на случай ухудшения обстановки (впрочем, пару дней спустя пресс-секретарь ведомства сообщил, что оснований для эвакуации граждан России из Египта нет).

Запретительными мерами можно защитить туриста от физической опасности в месте предполагаемого отдыха, но не от опасности остаться без денег и отдыха в случае покупки тура у потенциального банкрота. Пример — история с компанией "Капитал Тур": в декабре прошлого года после полуторамесячных безуспешных попыток выбраться из долговой ямы она подала в суд иск о собственном банкротстве. По действующему закону туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, должны иметь фингарантии на 30 млн, 60 млн или 100 млн руб. в зависимости от оборота. Три юрлица "Капитал Тура" имели подобные фингарантии — в сумме на 190 млн руб. Но этих денег не хватило на то, чтобы возместить потери 3,5 тыс. клиентов компании, которые не смогли отправиться на отдых.

"Уже сейчас можно сказать, что данной суммы будет недостаточно для полного покрытия заявленного туристами ущерба,— говорится в официальном заявлении страховой компании "Инногарант", давшей финансовые гарантии "Капитал Туру".— Принимая во внимание данный факт, было принято решение о пропорциональных выплатах. Такой подход в условиях ограниченного объема страхового возмещения ставит в равные условия всех пострадавших вне зависимости от предполагаемой даты начала тура и не допускает ажиотажа".

В заявлении также отмечается, что главной проблемой является отсутствие в законе четко прописанной методики пропорциональной выплаты. "Пропорциональная страховая выплата будет осуществляться после обработки всех поступивших заявлений на страховую выплату и составления полного реестра требований от пострадавших туристов,— отмечает "Инногарант".— На сроки этого процесса существенное влияние оказывает количество пострадавших туристов". Тем не менее пока никто не может сказать, какую долю средств, потерянных несостоявшимися туристами "Капитал Тура", они получат назад.

Туроператоры сетуют, что информация о возможном увеличении размеров финансовых гарантий противоречива. Комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы совместно с правительством и Минспорттуризма начал разрабатывать соответствующие поправки в туристическое законодательство еще в конце прошлого года, но принятие поправок будет перенесено, по-видимому, на осеннюю сессию. Один из инициаторов изменений, глава думского комитета Евгений Федоров, указывал в конце 2010 года, что верхняя планка фингарантий может быть повышена до суммы от 500 млн до 1,5 млрд руб.

До сих пор не ясно, отмечает Майя Ломидзе, будет ли разработан более четкий механизм дифференциации финансовых гарантий в зависимости от оборота туроператоров. В отсутствие такого механизма вся система фингарантий, по сути, не очень эффективна. Если просто увеличить их размер, с рынка будут выдавлены мелкие, нишевые игроки. А если оставить все как есть, суммы страхового покрытия не будет хватать для возмещения средств несостоявшимся туристам, как в случае с "Капитал Туром".

Таким образом, этим летом клиенты туроператоров по-прежнему рискуют остаться без уже проплаченных туров и при этом вернуть себе в лучшем случае лишь часть отданной за отдых суммы. Впрочем, судя по настрою туроператоров, клиентов подобные риски не очень-то смущают.

Сам себе туроператор

В ПОМОЩЬ ВЫЕЗЖАЮЩЕМУ
Самостоятельных туристов становится с каждым годом все больше, но туроператоров это не пугает: по данным АТОР, людей, бронирующих авиабилеты и гостиницы самостоятельно, в общем потоке отъезжающих на курорты от силы полпроцента.

Впрочем, с такими оценками не согласны представители онлайн-ресурсов по самостоятельному бронированию авиабилетов и гостиничных мест. "За год работы в рунете около 600 тыс. уникальных пользователей воспользовались нашим сервисом, при этом среднесуточная посещаемость выросла в 4,5 раза,— говорит Ирина Рябовол, специалист по связям с общественностью Momondo Russia (эта компания представляет в России популярный портал онлайн-бронирования momondo.com).— Почти 23% всех посетителей превращаются в постоянных пользователей ресурса". При этом три четверти пользователей портала дают Москва (46%) и Санкт-Петербург (28%). Регионы России пока слабо вовлечены в процесс e-traveling.

Другие популярные среди русскоязычной аудитории ресурсы, конкурирующие с momondo.com,— biletix.ru, anywayanyday.com (бронирование авиабилетов и отелей) и booking.com (лидирующая европейская система интернет-бронирования отелей). Все, что нужно для бронирования в таких системах,— данные загранпаспорта и банковской карточки, а также знание небольших хитростей. Например, самый выгодный тариф на авиаперелет можно найти на крупном тематическом онлайн-сервисе, но сам билет выгоднее покупать на сайте авиаперевозчика — не придется платить комиссию ресурсу-посреднику.

Журнал "Коммерсантъ Деньги", №17 (824), 02.05.2011

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА, Журнал "Коммерсантъ Деньги", №17 (824), 02.05.2011

Источник: Архив: Деньги, журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.