Профессия писатель

12.05.2011
Просмотров: 5167

Как на этом заработать?

Мечтаете написать собственную книгу и что ее обязательно напечатают? Тогда эта статья для вас. Мы представили уже апробированный алгоритм преподнесения издательству идеи о книге. Алгоритм, благодаря которому с автором подписывают договор и выплачивают гонорар за рукопись.

Печатная индустрия набирает обороты, что дает шанс многим людям даже без филологического образования стать авторами книг. Востребованы рукописи различных жанров в специфических профессиональных областях. Многие писать хотят и умеют, но не знают, как напечататься.

В январе 2011 года вышла моя первая книга. Вспоминая собственные трудности и успехи, я позволила себе поделиться информацией и схематично выделить следующие этапы рождения нового произведения:

Идея
Придумать оригинальную идею, благодаря которой книга будет востребована у читателей и, значит, вызовет интерес у крупных издательств.

Мониторинг издательств

  • Составить для себя «рейтинг» подходящих издательств для вашей книги и выделить 2—3 издательства, которым вы готовы презентовать идею книги.
  • Изучить требования выбранных издательств к образцу книги.
  • Собрать контакты нужных вам издательств.

Образец для презентации издательством

  • Грамотно оформить идею (аннотация, план, 2—5 страниц одной из глав, текст электронного письма), чтобы быстро «продать» нужному издательству.
  • Обозначить для себя основные опорные пункты книги (содержание, стиль/форма преподнесения материала) и понять, действительно ли вы сможете осуществить задуманную идею.

Рассылка презентации по издательствам
Познакомить нужные вам издательства с идеей книги и получить от них обратную связь. Если обратной связи нет, посылайте другим издательствам, согласно вашему рейтингу.

Переговоры с издательством по условиям договора
Договориться о взаимовыгодных условиях сотрудничества: размеры и сроки выплаты гонорара автору, сроки передачи рукописи издательству, права на книгу и т.д.

Доработка книги и передача издательству
Качественно завершить книгу с учетом всех требований издательства.

Месяцы (обычно 3—6) ожиданий после сдачи рукописи, редактирование текста после правки редакторами — и УРА! КНИГА У ВАС В РУКАХ!

Если ваша идея однозначно уникальна — вы можете позволить себе ограничиться аннотацией и описанием причин, по которым произведение, вероятно, вызовет интерес читателей.

Примечание: Разумеется, лучше одновременно и писать книгу, и вести переговоры с издательствами. Это ускоряет время выхода книги. При этом ничто так не мотивирует автора завершить книгу, как уже подписанный договор с четко указанными сроками передачи рукописи в издательство.

Далее — подробнее о нюансах каждого этапа.

1. Оригинальная идея

1. Обратите внимание: идея не столько новая, сколько необычная, поданная в определенном ракурсе. При наличии уникальной идеи ваша книга точно заинтересует крупные издательства.

Пожалуй, это самый сложный этап в общем алгоритме, так как здесь требуется сочетание и вдохновения, и исследовательского интереса в определенной области. Один из путей проверки идеи на нестандартность:



Могу вас успокоить: сейчас рынок печатных изданий не сильно строг, среди издательств существует серьезная конкуренция за оригинальные темы, поэтому для идеи главное — наличие изюминки, а если вы покажете целый виноград, то купят сразу.

Увы, стандартная ситуация: как только в одном из издательств напечатали «неизбитую» тему, в других издательствах сразу же ищут авторов, готовых представить свою версию по аналогичной проблематике. С другой стороны, для авторов это плюс: не надо сразу же отказываться от новой интерпретации уже известного события, так как можно попробовать предложить ее в другое издательство. Например, существует миллион книг по кулинарии с одними и теми же блюдами, а вот всем известного Андрея Макаревича это не остановило, и он успешно выпустил «Мужскую кулинарию».

Итак, если «что-то» вы не нашли для себя в других книгах и уверены в своей способности это описать — начало положено: вы автор идеи (правда, незапатентованной и — что опасно — не защищенной от копирования). Теперь надо понять, как правильно преподнести тему вашей книги издательству.

2. Мониторинг издательств

По сути это составление базы данных вместе с контактной информацией существующих издательств, специализирующихся в жанре, который соответствует вашей книге. Составьте перечень интересных вам издательств в электронном виде, по убыванию.

К счастью, интернет всемогущ, и все крупные издательства имеют собственные сайты, где подробно представлены контакты редакции и требования к образцу книг.

Вам принципиально выбрать несколько компаний, где вы точно хотели бы напечатать книгу.

Почему не одно:

  • у вас есть запасной вариант на случай отказа первого издательства (якобы лучшего для вас),
  • возможно, вам удастся сравнить несколько предложений для сотрудничества, если после ответа одного из издательств условия договора покажутся невыгодными.

На что обратить внимание при составлении вашего «рейтинга» издательств:

  • На раздел, как приглашают авторов к сотрудничеству (так же с вами и будут общаться во время работы над рукописью). В некоторых издательствах изначально в самой формулировке условий для сотрудничества «просвечивает» неуважение к автору.
  • Требования издательства к образцу книги или к материалам, на основании которых редакция принимает решение о сотрудничестве с автором.
  • Читаете ли вы сами книги этого издательства? То есть может ли издательство привлекать читателей и продавать книги — и тем самым принести вам коммерческую пользу.
  • Вариант оформления книг, выпущенных данным издательством (переплет, дизайн обложки, качество бумаги). Вы хотите, чтобы ваша книга выглядела подобным образом?
  • Загляните на форумы писателей и «поболтайте», узнайте, где и как «встречают» авторов — чужой опыт здесь крайне важен.

Настороженно отнеситесь к издательству, где сразу же требуют не образец книги, а рукопись целиком.

Помните про «кражу идей». Покажите именно яркие фрагменты, а не законченный вариант главы (усложните задачу возможным плагиаторам).

3. Образец для презентации издательствам

Образец должен соответствовать требованиям, которые выложены на сайте издательств, и главное: ярко демонстрировать ваш стиль, формат книги, особенности материала. Уже по первым строкам текста вашего электронного сообщения редактор почувствует: вызывает рукопись интерес или нет.
Как правило, издательства требуют:



Мы рекомендуем добавить следующие блоки:


Понятно, зачем это нужно издательству. Но прежде всего это нужно вам как автору, так как вы составляете основу книги и лишний раз можете себя проверить: действительно ли вы готовы писать и писать много?

4. Рассылка презентаций по e-mail

ышлите все подготовленные материалы первым двум издательствам в списке и ждите. Почему лучше не посылать одновременно многим издательствам? Пресловутая «кража идей», не забывайте.

Ответ последовал — радуйтесь и ведите переговоры о сотрудничестве.

Прошла неделя — ответа нет, позвоните или напишите в издательство: уточните обратную связь и в случае отказа — отправляйте презентацию следующим двум издательствам из вашего списка.
Главное: верить в себя, редактировать в зависимости от рекомендаций представителей издательств и пытаться до последнего.

5. Переговоры с издательством и заключение договора

Конечно, этот этап всегда индивидуален, но все же есть общие особенности.

Обратите внимание на права автора, описанные в договоре, сроки и размер выплаты гонорара, сроки выпуска книги в продажу. Обязательно исключите абсолютно неприемлемые для вас требования. Относительно немного спорных моментов попробуйте «поторговаться». Хотя имейте в виду: если вы не Дашкова, Акунин или Маринина, то сильно на уступки начинающему автору не пойдут. Тем не менее это подстрахует вас от неожиданностей и продемонстрирует издательству серьезность ваших намерений.

Важно: сроки передачи рукописи автором в издательство. Вы обязаны их соблюдать.

6. Передача готовой рукописи издательству

Главное правило: передавайте рукопись целиком только после получения вами бумажной версии договора, подписанной со стороны издательства и с проставленной печатью. А пока ждете договор — правьте или дорабатывайте свою будущую книгу или задумайте новую!

Мария Болохова, бизнес-тренер, консультант в области управления персоналом

Источник: Архив: Биржа+карьера
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 2

Старый осёл 26.05.2011 17:25:00
Так гед про ЗАРАБОТАТЬ? Статья про то, как напечатать книгу, а про заработки - НИ СЛОВА! Зачем тогда врать в заголовке?
Дмитрий 20.05.2011 16:11:00
Отличная статья! Спасибо за "практическое руководство". Скажите Марина, а Вы не могли бы поработать литературным агентом для молодого автора?