Социальные сети— игроки нового вида

27.05.2011
Просмотров: 2714

Вектор развития Интернета исторически задавали поисковые машины. Социальные сети— игроки нового вида, демонстрирующие сумасшедшую динамику развития.

Вектор развития Интернета исторически задавали поисковые машины. Социальные сети— игроки нового вида, демонстрирующие сумасшедшую динамику развития. Поисковики, впрочем, в панику не впадают. Глава Google Russia Владимир Долгов уверен: создать собственный полноценный поиск даже крупнейшим соцсетям будет очень непросто.

Социальные сети, которые еще нес­колько лет назад воспринимались как диковинка и подростковая забава, сегодня— основная зона активности пользователей в Интернете. Крупнейшая из них, Facebook, насчитывает уже 500 млн пользователей. То есть каждый 12-й житель Земли, считая даже те страны, где Интернета нет вовсе, имеет свою страничку. В некоторых странах, например в Англии, число пользователей составляет 50% населения. Твиттер, который по многим признакам также можно отнести к соцсети, насчитывает миллиард пользователей, которые создают миллиард записей в неделю. Если раньше основными драйверами развития Всемирной паутины были поисковые машины, сейчас их лидерство не столь однозначно.

Что стоит поисковик построить

По словам Владимира Долгова, в топ-10 популярных запросов уже несколько лет входят наиболее крупные российские соцсети «Вконтакте» и «Одноклассники». А в 2010 г. в десятку наряду с ними ворвались международные Facebook и Твиттер. Уже сейчас многие аналитики допускают, что в ближайшее время соцсети, развивая собственные возможности поиска, начнут есть хлеб традиционных поисковых машин.

- Существует ли реальный антагонизм между соцсетями и поисковыми машинами? Не станут ли они бороться за лояльность пользователей Интернета, за положение основного поставщика информации?

- Говоря о соцсетях, можно оперировать умными словами и рассказывать о том, что это тренд, но лучше признать— это уже наша реальность, наша жизнь. Еще три года назад их не было, а сегодня это безумная аудитория, которая и не снилась ни одному другому продукту или сервису в Интернете.

Однако антагонизм между нами и соцсетями несколько надуманная проблема. Если сложить аудиторию всех поисковиков, выяснится, что количество всех запросов, которые они сгенерировали, на порядок меньше, чем количество страниц, которые они проиндексировали. То есть поисковая машина никогда не была и не будет той доминантой, которая определяет поведение пользователя.

Кроме того, у нас с социальными сетями принципиально разные модели работы. Социальным сетям интересно, чтобы пользователь как можно дольше оставался на их страницах. Нам, грубо говоря, наоборот. Чем быстрее человек нашел то, что искал, тем лучше мы работаем.

- Социальные сети все активнее развивают собственные поисковые возможности. Разве это не является для вас конкурентной угрозой?

- Они, конечно, развивают поиск, но внутри себя: найти друзей, рекомендации по покупке товаров. Но это поиск нишевый, им крайне трудно претендовать на всеохватность. Люди все равно будут искать справочную информацию, адреса сайтов, картинки, видео, музыку, научную информацию, карты за пределами соцсетей. Возможно, соцсети начнут строить глобальные поисковые машины. Но это маловероятно, потому что порог входа в поиск на сегодняшний день достаточно высок. Для этого требуются очень серьезные инвестиции— материальные и интеллектуальные.

- Но вы же не будете спорить с тем, что крупнейшие соцсети обладают и солидным интеллектуальным капиталом, и деньгами?

— Интеллектуальным капиталом— да, безусловно. А вот что касается денег, не соглашусь. Модель монетизации социальных сетей сейчас только-только устанавливается. И доходы даже крупнейших из них не сравнимы с доходами поисковой машины. Но и это еще не все. Мало построить поисковую машину, значительное время уйдет на получение клиентуры.

- Давайте на минуту представим, что соцсети так или иначе запустили свой собственный механизм глобального поиска. В таком случае их пользователи в результатах поиска получат не только фактическую информацию, но и рекомендации и оценки других пользователей, узнают, какой конкретно товар и услугу предпочитают их друзья. То есть поиск будет более информативным?

— Если так случится, то, конечно, да. Все-таки построить свою поисковую машину и проиндексировать весь Интернет— задача хоть и сложная, но выполнимая. Однако сила соцсетей в другом. Она в аудитории, расширении и удержании ее. Растрачиваться на побочный бизнес, который, конечно же, достаточно доходен и интересен, это тем не менее в первую очередь расфокусировка основного бизнеса. Есть и еще один аргумент. На построение поисковой машины уйдет некоторое время. Кто сказал, что к тому времени, как они закончат, реклама в Интернете будет такой, какая она сейчас?

Баннеры: туда и обратно

История рекламы в Интернете начиналась с распространения баннеров. Потом они постепенно были вытеснены контекстной рекламой. «Причем если бы кто-нибудь пять лет назад сказал, что баннеры будут приносить денег намного меньше, чем контекстная реклама,— признается г-н Долгов,— этому человеку просто бы не поверили. Сказали, что это не прогноз, а черт знает что такое. Сегодня поисковые машины помимо контекстной рекламы начинают развивать мультимедийные модели, когда в поиске можно разместить текстовое рекламное объявление и то же самое «повесить» в баннер». Через пару лет рекламный пейзаж может измениться до неузнаваемости, и это еще одна сложность, с которой придется столкнуться любому игроку, если он захочет построить собственную поисковую машину.

- То есть прямого конкурента вы в соцсетях не видите. Каким вам кажется сосуществование с ними?

- Самый вероятный сценарий, который уже сейчас намечается, это когда поиск становится немножко социальным, назовем это так. Социальные сети открывают индексирование поисковым машинам и позволяют конкретному человеку искать информацию не только в Интернете вообще, но и среди страничек соцсети. Это уже работает в Штатах: если человек зашел в Google под собственным логином и имеет регистрацию на Facebook, в поиске ему открыта информация на страницах соцсети.

- Получается, поисковики ищут способы сотрудничества с соцсетями?

— На самом деле не только мы, но и они тоже. Это обоюдное движение. Например, сегодня «Одноклассники» показывают на своих страницах контекстную рекламу всех трех основных поисковых систем— Yandex, Google и Rambler. И совершенно правильно делают, ведь количество страниц, на которых ее можно показывать, гигантское.

- Тем не менее Интернет и без прямого соперничества с соцсетями является средой крайне конкурентной. Что поисковики сейчас внедряют и разрабатывают, чтобы удержать пользователей и привлечь новых?

- Мы давным-давно поняли, что самое ценное, что есть у человека,— это время. И один из ключевых параметров, по которому мы измеряем нашу работу, как я уже говорил выше, — это время, за которое пользователь нашел ту или иную информацию. Буквально в течение последних шести месяцев были запущены две вещи, направленные именно на это. Во-первых, «живой» поиск, когда результаты выводятся по мере того, как человек набирает текст в поисковом окне, и меняются постоянно в зависимости от того, какая буква набрана последней. А вторая вещь, которая была запущена чуть позже,— это препросмотр страниц, когда в результатах поиска пользователь видит не только ссылку на сайт и пару фраз описания, но и портрет этого сайта, иконку, подведя к которой, он может сразу по внешнему виду определить, то он нашел или не то. Еще одна новинка— возможность отправлять запрос прямо из браузерной строки, не заходя предварительно на страницу Google. Соответственно процесс поиска автоматически стал на шаг короче.

Почему дорожает переход

Все поисковые машины, и Google в том числе, постоянно работают над тем, чтобы расширять собственную клиентскую базу. Контекстная реклама подходит далеко не всем. К примеру, она абсолютно неинтересна компаниям из сектора FMCG. А ведь именно они обладают самыми большими рекламными бюджетами. Откусить от этого пирога поисковикам помогает видеореклама.

- Не так давно Google стал продавать рекламу на домашней странице YouTube. Как зарекомендовал себя этот сервис?

— Видео— второй самый динамичный сектор наряду с мобильными приложениями. Понятно, что, к примеру, Coca-Cola не будет рекламировать себя с помощью контекстной рекламы. Зачем ей это? Ей нужно усиливать узнаваемость бренда, а для этого необходимо видео. Поэтому они покупают расположение роликов на первой странице поиска в YouTube. Принцип оплаты, кстати, в этом случае совсем иной. Не за клики, не за показы, а за день.

- Структура доходов Google в России и в мире чем-то существенно отличается?

— Отличается, но не потому, что тут работают другие компании или интересы рекламодателей России отличны от мировых. Нет, причина гораздо более прозаическая. Некоторые продукты выпускаются в России с задержкой в силу технических причин, например из-за необходимости адаптации платежной модели. Тот же YouTube, например, в Штатах и Европе продается уже год. Одна из самых горячих тем сейчас— это мобильная реклама. Имеется в виду не та реклама, которую можно смот­реть с помощью мобильного поиска, а та, которая размещается в приложениях для мобильных телефонов. В России она пока не продается.

- Какие сервисы сейчас наиболее динамично развиваются у Google?

- Америку не открою, наверное. Это две большие группы. Вещи, связанные с мобильной платформой и с видео. Мобильный Интернет— тренд, который мы внимательно отслеживаем в последнее время. Это уже очень солидная аудитория— больше 20% пользователей используют мобильный телефон для выхода в Интернет два-три раза в неделю. По данным TNS, треть мобильных в России поддерживает функцию выхода в Сеть. А в мире— еще больше. Поэтому мы активно развиваем мобильные приложения. К примеру, сделали голосовой поиск для сотовых телефонов. И эта штука серьезно задала фон. С ее помощью удалось обойти главное ограничение использования Интернета с мобильного— неудобство печати.

Шиномонтаж растет быстрее

Стоимость контекстной рекламы в Интернете постоянно увеличивается. Теоретически это могло бы привести к тому, что рано или поздно она станет слишком дорогой для значительного числа компаний малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако поисковики намеренно строят свое ценообразование так, чтобы соответствовать интересам небольших компаний. Именно они— основа бизнеса поисковиков.

- Каково распределение доходов между МСБ и крупным бизнесом у Google в России?

— Пропорцию не назову, поскольку, во-первых, никогда не интересовался ей, а во-вторых, ее сложно вычислить. Критерии причисления компании к малому и среднему бизнесу достаточно условны. Принято считать, что к нему относится компания с количеством сотрудников меньше 1000 человек. Оборот бизнеса в расчет не берется. А возьмем, например, такой бизнес, как интернет-магазин OZON. Сотрудников— точно меньше тысячи, но по обороту я бы его к малому бизнесу не отнес.

Точные цифры называть трудно. Тем не менее, если говорить о рекламодателях, основной драйвер реализуемой нами рек­ламной модели— большое количество малых и средних игроков, они соревнуются между собой за место, на котором будут стоять в результатах рекламной выдачи.

- Стоимость контекстной рекламы растет, и, по некоторым оценкам, тот самый средний и малый бизнес, который составляет основную базу вашей клиентуры, скоро уже не сможет позволить себе рекламироваться в поиске. Так ли это?

— Цена рекламы растет всегда, и это нормально. Обратная ситуация может быть лишь в том случае, когда количество поисковых запросов растет с опережающей быстротой. Тем не менее МСБ всегда будет составлять основу бизнеса поисковых машин. Этому есть объективные причины. Крупный бизнес растет и развивается медленнее. Например, есть банки: депозиты, кредиты, ипотека. Количество потенциальных потребителей этих продуктов и соответственно количество запросов не будет расти слишком быстро. Для сравнения: шиномонтаж— сфера, запросы по которой дважды в год количественно прирастают на порядки.

- Но ведь крупный бизнес может выдавливать более мелких игроков элементарно— за счет лучшей платежеспособности, не так ли?

— Не совсем так. Есть исследования, которые говорят, что для ведения успешной рекламной кампании отнюдь не обязательно, чтобы ваше объявление висело первым в рекламном показе. Есть эффективные рекламные стратегии, по которым нужно находиться на втором-третьем месте. И еще. Важно понимать, как именно формируется цена за место в поиске. На самом деле стоимость нахождения на первом месте определяется стоимостью места второго. Поясню. Проходит аукцион. И кто-то говорит, что, условно, готов заплатить за первое место $100. Но когда мы узнаем, что человек, попавший на место номер два, заплатил $33, ставка за первое место снижается до 33 долларов и одного цента.

Владимир Долгов, Генеральный директор Google Russia

Образование: 1982 г.— факультет проблем физики и энергетики МФТИ; 1991 г.— степень кандидата физико-математических наук; 2005 г.— диплом MBA, California State University East Bay.

Карьера: 1982–1992гг.— Троицкий филиал Института атомной энергии им. Курчатова, позиции от инженера до научного сотрудника; 1992–1996гг.— CompactBook Publishing, затем— R-Style, глава подразделения по разработке мультимедийных продуктов; 1996–1999гг.— «ЛУКОЙЛ-Информ», руководитель подразделения по разработкам продуктов мультимедиа; 1999 г.— интернет-портал Prosto.Ru, главный редактор; 1999–2000гг.— Oxir Internet Solution, глава московского представительства, ЗАО «Оксирис», генеральный директор; 2000–2005гг.— интернет-магазин Ozon.ru, позиции: технический директор, директор московского филиала, коммерческий директор, генеральный директор; декабрь 2005 г.— Google Russia, генеральный директор.

В мире Google является признанным лидером
Доля поисковиков в США,% от общего числа запросов
Google - 69,4%
Bing - 24,4%
Прочие - 6,2%

Источник: Digit.ru

Масштаб бизнеса Google гораздо больше Faсebook

Выручка в 2010 г., $млрд
Капитализация в 2010 г., $млрд
Штат компании в 2010 г., тыс. чел.
Источники: «Ведомости», NewMedia.in.ua, Digit.ru

Юрий Немытых

Источник: DK.RU
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.