Основные показатели пивоваренной отрасли

27.05.2011
Просмотров: 4098

В 2010 году, по данным Росстата, в России индекс производства пивоваренной отрасли опустился до отметки 94,1% к уровню 2009 года.

В 2010 году, по данным Росстата, в России индекс производства пивоваренной отрасли опустился до отметки 94,1% к уровню 2009 года, что, по предварительной оценке, составляет 1021 млн. дал.

Таким образом, уже второй год наблюдается серьезное сокращение объемов производства пива. При этом спад отчетного года оказался более значительным, чем в 2009 году, когда объем производства составил 95,2% к уровню 2008 года. В то время как многие другие отрасли, связанные с производством напитков и продуктов питания, в течение 2010 года вышли из кризиса, пивоварам этого не позволило сделать трехкратное повышение акцизной ставки и последовавший за ним рост цен, сделавший пиво менее доступным для потребителей. В целом отрасль за три неблагоприятных года (2008-2010) вернулась к производственному уровню 2006-го.

Динамика производственных показателей в 2010 году оставалась отрицательной на протяжении всех четырех кварталов, как и в 2009 году. Но если в предыдущем году это было вызвано общим ухудшением макроэкономической ситуации, то в отчетном сказалось возросшее фискальное давление на отрасль. Особенно ощутимо этот фактор отразился на показателях первого квартала 2010 года. Перспектива трехкратного повышения акцизной ставки спровоцировала накопление складских запасов в конце 2009 года и резкое снижение производства в январе-феврале. Сыграли свою роль также неблагоприятные погодные условия в зимние месяцы. В течение всего первого полугодия негативное влияние на спрос оказывало повышение розничных цен вслед за ростом акцизной ставки. Только в третьем квартале ситуация на рынке стабилизировалась, и в то же время аномально жаркая погода стимулировала спрос на пиво. Это помогло отрасли уменьшить спад производства и приблизиться к показателям предыдущего года (-4,3% в январе-сентябре). Объемы производства за август превысили показатели августа 2009 года на 16,8%.

Однако в четвертом квартале, когда погодный фактор себя исчерпал, отставание увеличилось. В октябре отрасль произвела лишь 87,2% от объема, достигнутого в октябре 2009 года. Объем производства оказался меньше, чем пять лет назад - в октябре 2005 года. В ноябре 2010 года этот показатель составил 93%, в декабре – 78,7% (к аналогичному месяцу 2009 года). Низкий относительный показатель декабря, помимо прочих факторов, объясняется высокой базой, поскольку в декабре предыдущего года отмечался пик продаж в преддверии роста ставки акциза. В целом по итогам января-декабря темпы падения производства оказались на 1,1%% значительнее, чем в 2009 году.

В некоторых регионах с развитым пивоварением отмечен более глубокий спад, чем в целом по России. Так, по данным Новосибирскстата, объем производства пива в Новосибирской области сократился в январе-октябре 2010 года на 21,5% (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). В Красноярском крае по итогам года ожидается падение производства пива на 17%.

Депрессия в пивоваренной отрасли объясняется фискальными, а не чисто экономическими факторами, о чем свидетельствуют производственные показатели в других отраслях, которые не испытали на себе кратного повышения акцизной ставки. Так, объем производства водки за 2010 год вырос на 3,7%, вина – на 14,5%. Объемы продаж организациями оптовой торговли (без микропредприятий) за январь-ноябрь 2010 года по всем видам алкогольных напитков существенно превышают показатель предыдущего года, и только по пиву объем продаж снизился до 70,1% от уровня января-ноября 2009 года (в натуральном выражении).
По предварительным оценкам, среднедушевое потребление пива в России в 2010 году составило 72 литра на человека в год, что на 2,9 л меньше, чем в 2009 году. По оценкам экспертов, Россия еще в 2009 году уступила Бразилии третье место в общемировом потреблении пива (первое место занимает Китай, второе – США). В то же время, по данным Росстата, в 2007-2009 годах при росте и последующей стабилизации доли пива в структуре потребления алкоголя общее среднедушевое потребление алкогольных напитков (в пересчете на чистый спирт) падало из года в год. В 2007 году, когда наблюдался максимальный прирост доли пива в потреблении (с 27,3 до 32,4%, по оценкам Росстата), среднедушевое потребление алкоголя в России впервые за много лет показало сокращение (с 10 л в год до 9,8 л в год). В целом за период 2007-2009 годов, при росте доли пива на 4,8 процентных пункта (п.п.), среднедушевое потребление алкоголя в России снизилось на 7% (по сравнению с показателем 2006 года). Россияне делали выбор в пользу пива, сокращая потребление крепких напитков и приближаясь к модели потребления, характерной для европейских стран со сходными климатическим условиями.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ

Акцизные поступления от оборота пива (производство и импорт) за январь-ноябрь 2010 года составили 78,15 млрд. рублей и достигли 270,8% к январю-ноябрю 2009 года. За тот же период поступления от крепкого алкоголя выросли только на 13,8%, что соизмеримо с потребительской инфляцией. Доля поступлений от пива (производство и импорт) в подакцизной группе товаров «Напитки» увеличилась с 28,8% в январе-ноябре 2009 года до 48,7% в январе-ноябре 2010 года.

Доля крепкого алкоголя за тот же период сократилась с 58 до 41,2%. Уменьшились также доли других подакцизных групп, в частности доля вина сократилась с 5,2 до 4,3%, слабого алкоголя – с 2,8 до 1,9%. Таким образом, в отчетном году пиво впервые стало главным источником бюджетных поступлений от акцизов на алкогольные напитки и пиво, сместив с этой позиции крепкий алкоголь.

Эта тенденция еще более заметна по доле пива в акцизных поступлениях от напитков, производимых в России. За январь-ноябрь 2010 года (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) эта доля выросла с 30,4 до 51,2%, составив более половины от суммы акцизных сборов. Доля крепкого алкоголя в акцизных сборах, напротив, сократилась с 57 до 39,4%, несмотря на рост объемов производства водки.
В этой ситуации существенно увеличивается значение пивоваренной отрасли для региональных бюджетов, которые пополняются акцизами на произведенную продукцию. Так, за январь-ноябрь 2010 года сумма акцизов от производства пива, полученная региональными бюджетами, достигла 270,7% к уровню аналогичного периода 2009 года и составила 75,8 млрд. рублей.

Для сравнения: за тот же период совокупные расходы региональных бюджетов на физическую культуру и спорт составили 76,5 млрд. рублей, на молодежную политику и оздоровление детей – 42,8 млрд. рублей, на охрану семьи и детства – 42 млрд. рублей, на водное, лесное хозяйство и охрану окружающий среды (все позиции) – 35,4 млрд. рублей.

При этом собираемость акциза на пиво характеризуется стабильностью. Так, по данным Росстата на 1 ноября 2010 года, задолженность по уплате акциза на пиво составляла всего 0,3 млрд. рублей, тогда как задолженность по акцизу на крепкий алкоголь – 11,2 млрд. рублей (без учета теневого оборота). В то же время сезонность поступления акциза стала более выраженной, чем предшествующие годы. С мая по сентябрь доля пива в акцизных сборах превышала 55%, в августе достигла 60,8%, а в январе-феврале и ноябре не превышала 40%. В итоге общая ежемесячная сумма акцизных сборов колебалась от 8,4 млрд. рублей в феврале до 17,4 млрд. рублей в июле (прирост показателя 107%). В прежние годы это компенсировалось обратной сезонностью акцизных сборов от крепкого алкоголя, поскольку они составляли преобладающую часть общей суммы.

Доля пива в акцизах, собираемых от оборота импортируемых напитков, также увеличилась: с 10,8% в январе-ноябре 2009 г. до 19,0% в январе-ноябре 2010 г. Сумма акциза от импорта пива составила 278% к уровню аналогичного периода 2009 г. и достигла 2,33 млрд. рублей. Этот рост вызван не увеличением объемов ввозимого пива, а троекратным повышением акцизной ставки. Импорт пива в январе-октябре 2010 г. составил 95,3% к показателю аналогичного периода 2009 г. (в натуральном выражении). Однако из-за сокращения объемов производства пива в России, доля акцизов от ввозимой продукции в общей сумме пивного акциза повысилась с 2,9% до 3,0%. При этом сокращению (до 91,3%) подвергся ввоз недорогих марок пива из СНГ, тогда как импорт из стран дальнего зарубежья вырос до 116% (за тот же период). Это также связано с ростом акцизной ставки и ее влиянием на розничную цену продукта.

По итогам 2010 года, несмотря на значительное сокращение рынка пива как в натуральном, так и в стоимостном выражении, фискальная нагрузка на пивоваренную отрасль многократно возросла, на фоне льготного режима налогообложения для других отраслей. С одной стороны, это негативно сказалось на развитии отрасли и не позволило ей в 2010 году преодолеть спад. С другой стороны, это существенно повысило значимость отрасли для консолидированного бюджета России, и особенно – для региональных бюджетов. Регионы с развитым пивоварением в еще большей степени, чем раньше, заинтересованы в процветании отрасли и в ее поддержке. Так, в октябре законодатели и исполнительная власть Ярославской области рассмотрели вопрос об освобождении в 2010 г. филиала ОАО «Балтика» от налога на имущество, при условии роста производства пива. Это позволит региону обеспечить свой бюджет дополнительными акцизными поступлениями.

МИРОВОЙ РЫНОК ПИВА И КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ ОТРАСЛИ

Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, рост пивного рынка продолжается за счет стран Азии, Латинской Америки и Африки, с прибавкой 1-1,5% в 2010 году (по оценке Plato Logic). В то же время отрасль испытывает сокращение в странах Европы со старыми традициями пивоварения, таких как Чехия, Германия, Британия. Так, в Чехии потребление пива за 2010 год уменьшилось на 12%, при этом вдвое возрос объем экспорта. В Британии продажи пива в третьем квартале упали на 5 млн дал (по сравнению с третьим кварталом 2009 года), а по данным Ассоциации пабов и британского пива, объем продаж уменьшился на 9,7%. В этих странах, как и в России, ключевой проблемой отрасли стал рост фискального давления. Правительства, оказавшись в ситуации сокращения доходной части бюджета, стремятся изыскать новые источники поступлений, даже вопреки долгосрочным экономическим интересам. В октябре 2010 года представители европейских пивоваров (Brewers of Europe) на основании независимого исследования заявили, что увеличение акцизов всего на 20% ведет к потере 70 000 рабочих мест в Европе и падению государственных доходов в размере 115 млн евро. Пивовары предупреждают, что рост акцизных ставок приведет к уменьшению доходов, полученных правительствами от налогов на прибыль, от выплат по социальному обеспечению, от налога на добавленную стоимость. С учетом смежных производств, произвольное повышение акцизных ставок на пиво ставит под угрозу рабочие местам 1,8 млн. европейцев.

Эта ситуация вызывает трудности даже для крупных компаний Европы, если они не входят число мировых лидеров отрасли. Так, известный немецкий производитель пива Warsteiner вынужден был продать свое последнее подразделение за рубежом – компанию Cerveceria Argentina S.A. Isenbeck (CASA Isenbeck), которая является третьим по величине пивоваренным предприятием Аргентины, с объемом продаж 6 млн дал. Покупателем выступил концерн SABMiller Plc. Ранее, в 2008 году, Warsteiner Group уже продал три пивоваренных завода в Африке.

В то же время компания SABMiller Plc. за октябрь-декабрь 2010 года сообщила об органическом росте объемов продаж пива на 3% и росте выручки на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Продажи в Европе в целом остались на прежнем уровне, тогда как в России отмечено снижение на 7%. Представители компании объясняют это высокой базой октября-декабря 2009 года, когда рост продаж в преддверии повышения акциза составил 34%. Спад продаж наблюдался в Латинской Америке (-1%), при значительном росте в Африке (+12%) и Азии (+12%). Особенно успешной деятельность SABMiller Plc была в Китае, где объем продаж пива за тот же период вырос на 16%.

Аналитический отдел Союза пивоваров, фото www.flicr.com

Источник: Архив: Обзор цен
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.