Группа ИСТ создала канал сбыта для Тихвинского вагоностроительного завода

30.05.2011
Просмотров: 2622

Группа ИСТ задерживает запуск Тихвинского вагоностроительного завода, но уже создала лизинговую компанию для реализации его продукции.

Группа ИСТ задерживает запуск Тихвинского вагоностроительного завода, но уже создала лизинговую компанию для реализации его продукции. RAIL1520 займется в первую очередь малораспространенным на российском рынке операционным лизингом вагонов. За рубежом схема сочетания производителя и лизинговой компании показала свою эффективность, однако в России она пока не прижилась.

Источник: Коммерсантъ

Группа ИСТ учредила компанию RAIL1520, которая будет заниматься лизингом грузовых вагонов. К 2015 году компания планирует сформировать вагонный парк объемом до 20 тыс. единиц (около 2% от всех эксплуатируемых в России вагонов). Для реализации проекта группа ИСТ может привлечь более $2 млрд банковских средств, говорится в официальном сообщении.

Планируется, что закупку вагонов компания будет осуществлять на открытом рынке, а также на входящем в группу ИСТ Тихвинском вагоностроительном заводе, мощность которого должна составить 13 тыс. вагонов в год. Планировалось, что завод, строительство которого было начато в 2008 году, заработает в начале 2011 года. Однако этого не произошло. По словам источника "Ъ", близкого к группе ИСТ, открытие предприятия было перенесено на середину года. "Сейчас завершаются пусконаладочные работы, после чего на заводе может начаться сборка вагонов",— говорит источник "Ъ". Вице-президент группы ИСТ Николай Добринов, слова которого приводятся в сообщении, отмечает, что созданием RAIL1520 "замкнется цепочка от производства до конечного потребителя и клиенты получат быстрый доступ к продукции завода в Тихвине".

RAIL1520 будет специализироваться на операционном лизинге (механизм, близкий к операционной аренде вагонов), а также на сделках обратного лизинга (выкуп у клиента подвижного состава с последующей сдачей его в аренду). В "Сбербанк-лизинге" (портфель контрактов составляет 37 тыс. вагонов) отмечают, что в основном лизинговые компании занимаются финансовым лизингом (в результате вагон переходит в собственность клиента), так как операционный лизинг более сложен с технической точки зрения: лизингодатель должен заниматься помимо прочего еще и техническим обслуживанием парка. "С этой точки зрения, в операционном лизинге есть ниши, на которые могут заходить и новые игроки",— признают в "Сбербанк-лизинге", оценив емкость рынка лизинговых услуг в части железнодорожной техники в 400 млрд руб., большая часть из которых приходится на финансовый лизинг.

В самой RAIL1520 сообщили, что сейчас операционным лизингом подвижного состава занимаются только Brunswick Rail, Объединенная транспортно-экспедиторская компания, а также другие транспортные компании, которые передают порядка 50 тыс. вагонов друг другу в краткосрочную аренду. RAIL1520 возглавил выходец из Brunswick Rail Роман Савушкин, до конца 2010 года занимавший там должность директора по транспорту.

Сочетание вагоностроительного завода и лизинговой компании — распространенная бизнес-модель в США, которая доказала свою эффективность, говорит руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин. "Такие компании, как Greenbrier и Trinity Rail, работают именно по такой схеме, получая понятные преимущества: гарантированный сбыт, более устойчивые финансовые показатели, контакт с рынком,— говорит эксперт.— Не вижу причин, почему такая бизнес-модель не может сработать и в России".

Руководитель управления маркетинга компании "Трансгарант" Александр Метелкин, правда, приводит пример, что созданная в 2004 году при Вагоностроительной компании Мордовии (управляет вагоностроительным заводом "Рузхиммаш", входит в концерн "Русские машины" Олега Дерипаски) компания "ВКМ-лизинг" так и не стала заметным игроком на этом рынке. "Но в случае с группой ИСТ, которая объединяет и банк, и вагоностроительное производство, такая схема может оказаться рабочей",— уточняет эксперт. Другие вагоностроительные предприятия, опрошенные "Ъ", пока не думают о том, чтобы создавать свои лизинговые компании. Источник "Ъ" на "Уралвагонзаводе" заявил, что предприятия полностью устраивает партнерство с такими крупнейшими компаниями финансового лизинга, как "ВТБ-лизинг" и "Сбербанк-лизинг".


 

Александр Панченко. Фото: Евгений Курсков / Коммерсантъ

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.