Владимир Смирнов: учиться и учиться учить

28.07.2011
Просмотров: 2792

По-настоящему светлое будущее могут строить только образованные люди. Это было понятно даже в далекие социалистические времена.

По-настоящему светлое будущее могут строить только образованные люди. Это было понятно даже в далекие социалистические времена. Тогда советская школа была едва ли не эталоном для всего разумного мира. Однако сейчас, по мнению российских чиновников, все поменялось. Светлое будущее должны строить молодые люди с хорошей физической подготовкой, умением уберечь себя от опасностей и с беззаветной любовью к природе. Создается впечатление, что мы готовим партизан. Сегодня под вопросом – российское образование, а, значит, и все российское будущее.

К счастью, в такой непростой ситуации есть люди, профессионалы своего дела, которые не позволяют нашему образованию остаться только в воспоминаниях. Именно они и создают наш завтрашний день. Пока у них это получается. Мы беседуем с таким человеком – директором Нижегородского лицея № 38 Владимиром Константиновичем СМИРНОВЫМ.

МОЖЕТ ЛИ 100% ВЫПУСКНИКОВ ПОСТУПИТЬ В ВУЗЫ?

– Наш Лицей №38 был открыт в 1991 году и изначально спроектирован как учреждение профильной направленности для учащихся 9-10-11 классов. Это значит, для нас первостепенное значение имеет как качественная подготовка и формирование прочной базы знаний учащихся, так и нацеленность на конкретные высшие учебные заведения. Сегодня мы сотрудничаем с тремя ВУЗами, все они – естественно-технической, естественнонаучной направленности: технический университет им. Алексеева, архитектурно-строительный университет и естественно – математические факультеты государственного университета им. Лобачевского. Построение образовательного процесса лицея включает в себя разработку учебных планов, программ по профильным направлениям обучения, подбор кадров, способных обеспечить качественное обучение, а также и непосредственное участие в образовательном процессе преподавателей этих ВУЗов. Они для нас являются базовыми не только по степени и форме участия, но и по результатам совместного обучения.

Первый выпуск у нас состоялся в 1993 году. И все 208 выпускников поступили в наши базовые ВУЗы! И только с 2002 года такая профильная направленность стала внедряться государством в качестве стандарта. Наш же лицей до этой даты уже проработал 11 лет. То есть мы эту программу государственного подхода к образованию, внедрению профильного обучения уже давно практиковали. И положительные тенденции, заложенные изначально, получили дальнейшее развитие.

Что же составляет основу успеха и высокую результативность? Во-первых, к нам приходят учиться ребята, которые уже нацелены на естественно-техническое направление, на конкретные ВУЗы. У них есть мотив – учиться с перспективой поступления в эти высшие учебные заведения. Именно отсюда закладывается основа будущей профессиональной карьеры. Второе – это весьма высокий уровень обучения. Коллектив учителей работает, понимая свою основную профессиональную задачу. Работает с пониманием ответственности. Абсолютное большинство учителей имеет высшую квалификационную категорию. В коллективе численностью 48 учителей семеро имеют высшее почетное звание – Заслуженный учитель Российской Федерации. Это говорит о многом.

Еще один важнейший фактор, который определяет результативность и делает наше учреждение востребованным, – это, я повторяю, участие высшей школы, заинтересованной в том, чтобы к ним поступили не просто ученики с хорошими оценками, хорошими знаниями, но и с определенной мотивацией на дальнейшее обучение в «своем», уже выбранном в лицее, ВУЗе. И учебные планы, которые мы создаем, ориентируют ребят как раз на поступление в конкретные ВУЗы. Учебные планы, кроме углубленного изучения физики и расширенной подготовки по математике, некоторого акцентного отношения в обучении информатике, химии, т.е. естественным предметам, включают ещё и элективные предметы, которые и играют свою профориентационную роль, и они изучаются только на базе высшей школы. Обучают этим элективным предметам наших лицеистов преподаватели различных кафедр наших базовых ВУЗов. По этим предметам лицеисты тоже сдают зачеты и экзамены. Оценки по ним входят в приложение к аттестату.

Эти предметы играют большую роль в раскрытии особенностей инженерной специальности. Скажем, если взять технический университет, а у нас половина всех выпускников поступает в этот ВУЗ, так в нём – масса инженерных специальностей. Но наши выпускники, обучаясь два года в 10 и 11 классах по этим элективным предметам в стенах этого ВУЗа, абсолютно безошибочно делают свой выбор. Ежегодно примерно 90 процентов наших учащихся поступают в профильные базовые высшие учебные заведения. Отсюда и высокая востребованность высшей школой наших выпускников, в образование которых она уже внесла и свою лепту.

БУДУЩЕЕ РОССИИ – ЗА ТЕХНИЧЕСКИМИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ

– Я уверен, что как руководитель, 20 лет назад не ошибся в определении типа образовательного учреждения. За эти годы из его стен вышло примерно 4 000 выпускников – а это ведь не что иное, как база формирования кадрового потенциала нашего города. Они поступили в ВУЗы мотивированно, нацелено и успешно окончили их. Они правильно (а не лишь бы получить любое высшее образование) выстроили свою профессиональную карьеру и теперь трудятся в самых различных сферах – производственной, научной, в сфере бизнеса. Многие выпускники уже защитили кандидатские диссертации. Наиболее успешные и продвинутые ученые уже готовятся к защите докторских. Иными словами, такие результаты показали, что наиболее целесообразный образовательный курс и выбор типа образовательного учреждения – это направление техническое, естественнонаучное. Как бы ни была прекрасна гуманитарная сфера, экономическая, юридическая, но всё-таки жизнь и прогресс определяют инженеры. Поэтому наши специалисты востребованы как высшей школой, так и обществом.

Введение ЕГЭ не поколебало наш образовательный курс. Поначалу, когда только ввели ЕГЭ, мы несколько опасались, что география поступления в ВУЗы у выпускников расширится. Да, действительно, какое-то расширение выбора ВУЗов произошло. Некоторые ребята, имеющие высокие баллы по ЕГЭ, получили возможность поступать в престижные московские учебные заведения: университет им. Ломоносова, МИФИ, институт им. Баумана, в Санкт-Петербургский университет, причем тоже не на гуманитарные, а опять же на инженерные и естественные факультеты.

НАШЕМУ УЧЕНИКУ УЧИТЬСЯ ИНТЕРЕСНО

– Возьмем обычную стандартную школу, обычный класс. В этом классе надо учить всех – и того, кто не хочет учиться, и того, кто желает получить знания. Кстати, продвинутому успешному ученику с серьёзным намерением очень тяжело учиться в таком классе, потому что примерно половина школьников в нем совсем не нацелена на знания. В этих условиях добиться высоких результатов обучения, развития интереса, большего внимания к той науке, которая интересует его, очень сложно. А в нашем лицее идет отбор той категории учеников, которая уже хочет получить эти знания. К нам приходят мотивированные учащиеся.

Мы имеем возможность отбирать, потому что к нам приходят уже сформировавшиеся ребята после 8 или 9 класса. Однако отбор будущих учеников – процедура очень сложная. Если мы будем ориентироваться на удовлетворительные оценки, мы не добьемся высокого качества обучения. Оценка во все времена играла основную роль. Но есть нюансы, определенные критерии, которые мы тоже учитываем в таком сложном процессе. Во-первых, много ребят приходит из математических классов. У них уже раньше в школах, где они учились, проявился интерес к математике. Что касается физических классов, то их у нас сейчас мало. К сожалению, физика вообще ослабла как предмет потому, что наблюдается большой недостаток учителей физики, а от этого страдает база, с которой приходят к нам ребята. Но мы внимательно смотрим на участие в олимпиадах, на результаты внеклассной работы. Порой ученик может иметь троечки по некоторым предметам, а вот по естественным предметам он имеет весомые результаты. И тогда мы практикуем индивидуальный подход. С каждым мы проводим индивидуальное собеседование, которое помогает раскрыть интересы детей. Многие ребята занимаются в различных кружках, чем-то увлечены, и мы всё это учитываем.

Отсюда – отношение к учебе как к основной обязанности ученика, отсюда – уровень культуры и интереса не только к уроку, но и к другим формам занятий – это всё характеризует личность, которая нуждается в развитии.

Нашим ребятам учиться интересно. Кроме самой учебы они участвуют в проектных работах, проводимых совместно с ВУЗами, занимаются в кружках и секциях. Вот уже много лет наши ребята участвуют в технических олимпиадах – Деловых играх, которые организует технический университет. Ребята, собранные в команды из десяти человек, получают определенные темы и начинают готовить на конкурс собственные проекты. Темы бывают самые разные, например, «Автомобиль 21 века», «Биоинженерия – основа технологии 21 века». Наши результаты стабильно очень высокие. Из пяти последних олимпиад мы выиграли четыре. Это показывает глубокий интерес ребят. А ведь в этих работах задействована не одна сфера знаний, скажем, физика. Для того, чтобы проект получился реальным, нужно знать и химию, и биологию, и даже экономику!

Мы выпустили 4 000 выпускников за 18 лет, и никто не сошел с дистанции, кардинально не сменил профессию. А ведь мы выпускаем не по 2 и не по 3 класса, а по 9 и даже иногда по 10 классов, то есть по 230 – 260 человек, и они все поступают в ВУЗы. Причем не в те, в которые легче поступить, а в те, на которые они нацелились, – это самое ценное и важное. И, наконец, награда находит героев: каждый год четвертая часть выпускников (!) оканчивает лицей с золотой или серебряной медалью. Как бы ни относились к медали, какую бы ни играла она роль при поступлении в ВУЗ, но это эталон знаний, эрудиции, уровня подготовки.

ДОЛЯ ЛИДЕРА

– Все успехи у нас прозрачны, открыты. И они привлекают людей. Но у нас, как и в целом у российской школы, пока много проблем.

К сожалению, власть экономит на образовании. Мы выкачиваем из недр нашей земли то, что дано нам природой, а это огромные деньги. Мы тратим их на всё, что угодно, но в образование мы вкладываем по-минимуму. И это, я со всей ответственностью заявляю – просто преступление перед грядушим поколением, перед будущим страны. Но мы пока этого не осознали.

Безусловно, наш лицей – это учреждение, которое имеет прочные позиции и большую перспективу. Я могу с уверенностью сказать, что и с переходом на новые образовательные стандарты мы не утратим себя. И мы все равно будем практиковать в своей работе все то лучшее, что было накоплено в нашей стране не только десятилетиями, но и столетиями. Потому что понимаем: мы готовим завтрашний день России.

ОЛЬГА ЛАПШОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:

– У нас создана модель инновационного образовательного учреждения, причем создана достаточно давно – 20 лет назад. Девяностые годы отличались достаточно большой свободой, время тоже работало на эту идею – и Владимир Константинович рискнул, продумал и создал новый тип учебного учреждения, которым мы все сегодня можем гордиться. Но нужно понимать, что всё-таки создать такое учреждение мог не каждый. Создать мог только человек, который накопил огромный опыт, а Владимир Константинович – директор с более чем 40-летним стажем. Это и организатор, и управленец, и учитель.
В лицее ученика начинают поднимать и заставляют его поверить, что он может учиться лучше, достигать большего. Здесь в каждом ученике видят прежде всего личность. У многих из ребят происходит переоценка ценностей. Сюда хочется приходить: нам – учить, а ребятам – учиться.

ЕВГЕНИЙ ЧУПРУНОВ, РЕКТОР ННГУ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО:

– Безусловно, в мире есть аналоги профессионально ориентированных школ. Но дело не в идее, а в ее исполнении. Появился Владимир Константинович, человек, который понял, каким путем должно идти среднее образование, подобрал коллектив и смог воплотить идею о том, как можно дать школьное образование высокого уровня, одновременно готовя учеников в ВУЗы. Интересно такое наблюдение: выпускники Лицея №38 поступают не только на технические и научно – естественные специализации, но и на гуманитарные. И, как правило, в них тоже достигают успеха. Несмотря на то, что Лицей заточен на технические специальности, гуманитарная подготовка у них тоже находится на высоте. Это еще раз подтверждает правило: люди успешные в одном, успешны во всем.

Сейчас много ведется разговоров о ЕГЭ. Самое лучшее в нем то, что ЕГЭ – первая российская система государственной аттестации выпускников. Т.е. не сама школа оценивает свой труд, а государство по единым стандартам. Но проблема ЕГЭ на самом деле в том, что она разрушила естественную связь между школьниками и ВУЗами. Раньше, когда школьники хотели поступить в определенный ВУЗ, они приходили на разные подготовительные курсы, решали работы, участвовали в олимпиадах, и была еще и мощнейшая форма профориентационной работы. Таким образом, школьник уже в выпускном классе мог получить ответ на вопрос: «Мое ли это?»

К сожалению, сейчас некому сказать этому ученику, что он никакой не математик, а юрист, что он никакой не экономист, а химик. Поэтому резко возросло число людей, которые поступили «не туда».

Так вот, Лицей 38, помимо того, что дает прекрасные знания и воспитание, осуществляет еще и эту профессионально-ориентационную работу, потому что обучение идет вместе с ВУЗами, частично на основе ВУЗов, и это позволяет ученику сделать осознанный выбор в пользу наиболее близкой ему специальности. Так что Лицей восполняет эту, почти утраченную сегодня, нишу.

И когда я прихожу к ним, я говорю: «Господа лицеисты!» И это отражает реальное положение вещей: это уже люди не только с хорошим багажом знаний, но и со сформировавшимся вкусом, в том числе и во внешнем облике.
Безусловно, выпускники Лицея выделяются среди других поступивших к нам. Они профессионально ориентированы, они знают, куда пришли, они готовы к университетской жизни, к этой ауре. Они уже почти свои.
Так что я считаю, что это и есть наша новая школа, если воспользоваться словами президента. Школы должны быть такими. Мы обсуждаем закон, по которому ученик сам может выбрать те предметы, по которым он будет учиться. Да не может! Школа не готова к этому. Лучше давайте создавать именно такие учреждения, куда школьник мог бы пойти, чтобы углубленно поучиться физике, математике и т.д. Вот оно – готовое решение проблемы. Давайте же создавать такие школы.


Источник: Архив: Chief Time-Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.