Светлана Кукина: «Я состою из вопросов»

23.01.2012
Просмотров: 6925

«Б+К» взяла интервью у интереснейшей женщины, имя которой долгое время было синонимом чувства стиля и безупречного журналистского вкуса.

Петр Первый, благодаря указу которого стала издаваться первая российская газета, рассматривал ее как важное средство борьбы за проведение реформ, то есть в полной мере осознавал влияние печатного слова на людские умы. И, конечно, влияние это тем сильнее, чем талантливее автор. «Б+К» взяла интервью у интереснейшей женщины, имя которой долгое время было синонимом чувства стиля и безупречного журналистского вкуса. Все знали: если организатор того или иного мероприятия Света Кукина, значит, надо идти, даже если исполнитель никому не известен. Ее статьи имели всесоюзную известность, а сама Светлана за долгую журналистскую жизнь успела поработать во всех видах СМИ, от внештатного корреспондента до генерального директора. В ее трудовой книжке уже нет места для новых записей, но в голове всегда есть простор для идей и оригинальных проектов.

13 января отмечается День российской печати. Он был учрежден постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 3043-1. В 1703 году в этот день в Москве вышел первый номер русскоязычной печатной газеты «Ведомости», который назывался: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах».

— Светлана, вы явно не из тех людей, которые по 20 лет трудятся на одном месте, терпеливо ожидая повышения по службе?

— Я всегда была занята в трех—пяти проектах одновременно, мои сутки каким-то образом вмещали в себя 36 часов, да и сама я — человек, который живет за четверых, и один из них точно мужчина. Авантюризм, любопытство и жажда познания — это те качества, которые заставляют меня все время двигаться вперед.

— При этом по образованию вы радиоинженер…

— Школьницей я увлекалась всем и вся: от английского и игры на фортепиано до кулинарии и разведения кактусов, мне были интересны все без исключения школьные предметы, и я посещала массу секций и кружков.

Однако в итоге я поступила в наш Горьковский политех на «родовую специальность», так как радиотехникой, помимо моих родителей, в нашем роду занимались многие. Для того времени было нормой, что дорога человека, вступающего во взрослую жизнь, оказывалась заранее прочерченной если не родителями, то самим информационным фоном эпохи — книгами, фильмами и даже мультиками. Так с детства закладываются ограничивающие убеждения. Но я всегда была открыта любой новой информации, и работа в отделе информации НИИ радиосвязи мне очень нравилась.

О журналистике я действительно мечтала, хотя, с другой стороны, меня очень привлекала ядерная физика.

— О чем была ваша первая журналистская статья?

— Все началось с моего серьезного увлечения джазом. Я как-то ехала с очередного джазового фестиваля и прямо в поезде написала репортаж о выступлении саксофониста Владимира Чекасина. «Это классно, — сказали мне, — это свежо, это Америка…», но у нас в городе ее не взялись напечатать. Я отправила свою статью Олегу Молокоедову, журналисту и джазовому музыканту, живущему в Вильнюсе, он прислал мне совершенно комплиментарную открытку, где написал: «Заметка шкворчит, как мясо на сковородке!». В итоге ее напечатали в литовской «Комсомолке», и именно это и стало началом моей журналистской жизни. Потом было сотрудничество с различными журналами страны, «Музыкальная среда» в «Ленинской смене», горы искренних писем от читателей — в общем, была большая известность и востребованность.

— Одно из основных умений журналиста — задавать правильные и, главное, неизбитые вопросы. Это особенно сложно, когда берешь интервью у звезд. Как вы с этим справлялись?

— Я записывала небанальные вопросы, которые приходили в голову по разным поводам, скапливая неплохой багаж. Как-то я пришла на интервью к Вячеславу Добрынину, мне сказали, что у меня восемь минут. А Добрынин на мое «Здравствуйте», не оборачиваясь, ответил: «Проходим». «Распечатался» он на втором вопросе и не отпускал меня полтора часа.

— Светлана, вы можете сравнить ту журналистику, 80-х — 90-х годов, с тем, что мы видим сегодня. Кто-то говорит, что вот тогда была журналистика, а сейчас «так». Каково ваше мнение?

— Сегодня журналистика меньше информирует, больше обслуживает власть и занимается пиаром. Много небрежности, неточности и вранья. Я думаю, что сейчас такое же количество людей с врожденным чувством языка, как было тогда. А в то время, в свою очередь, было не меньше графоманов и бездарей, чем сегодня, но их внутрь профессии не пускали вообще, то есть принципы отбора были более жесткими. Я со своей «Музыкальной средой» работала вне штата два года, и когда стало уже странно, что журналист, статьи которого читают во всем Союзе, не работает в штате, меня оформили. Чем меня удивляет сегодняшняя журналистика? Когда заголовок существенно отличается от сути журналистского материала, то есть налицо обман читателя. Когда копируются пресс-релизы, и во многих СМИ ты встречаешь абсолютно одинаковые тексты. Во времена моего редакторства в «НТА-Приволжье» у нас были запрещены пресс-релизы в принципе, и журналисты сами искали источники информации, собственноручно звонили в самые дальние уголки России. Тем самым нам удалось местное информагентство вывести на федеральный уровень, оно занимало 11-е место в стране по посещаемости.

— В настоящее время вы — тот мастер, которому есть что передать молодому поколению. Многих людей вы привели в журналистику?

— Думаю, что да. Я преподавала журналистику во многих нижегородских вузах, сейчас готовлю курс для Приволжской МЕДИА-школы, провожу тренинги и мастер-классы. Все учебные программы — авторские, необычные, я вижу, что студентам интересно по ним заниматься. Видимо, это оттого, что мне и самой интересно придумывать для них что-то новое. Например, на первом занятии я провожу так называемый тест-тезаурус, «входной контроль». Ребята должны самостоятельно написать грамотное, развернутое определение зачитанных мной различных названий и фамилий. И когда, например, пишут, что Римский — это житель Рима или все, что угодно, кроме того, что это фамилия финдиректора варьете из «Мастера и Маргариты», или что Минин — это победитель татар в войне 1812 года, то мы все потом веселимся, разбирая ошибки. Никто не обижается, просто люди понимают, что им надо повысить свою эрудицию.

— Какие проекты вы реализуете сейчас?

— Я пишу книгу об истории джаза в Нижнем Новгороде, набираю материал для книжки, посвященной пребыванию Александра Башлачева у нас в городе. Готовлю к печати рассказ о бутурлинском ветеране Константине Александровиче Кускове, самобытном, обаятельном, активном русском человеке. Занимаюсь организацией концертов под шапкой «Легенды города Горького» с участием музыкантов 70-х—80-х годов. Кроме того, я разработала тренинг о работе с голосом — «Говори и побеждай», хочу открыть интернет-ресурс «Полтинник о'кей», осваиваю работу администратора социальных сетей и еще много чего — столько дел!

Что вы сейчас читаете?

— Рудольф Фукс «Песни на «реб-рах», Омраам Микаэль Айванхов «Силы мысли», Кармин Галло «iПрезентация. Уроки убеждения от Стива Джобса».

Позиция

Я всегда все трогаю, нюхаю и пробую.

Каждый день — шаг вперед и шаг вверх. Главное при этом — увеличивать количество добра.

А жизнь, она всегда прекрасна.

«Кто хочет — тот добьется» (Василий Лебедев-Кумач).

«Все, что тебе нужно, — это любовь» (Джон Леннон).

Краткая биография

1972—1977 годы — училась в Горьковском политехническом институте на радиотехническом факультете.
С 1983 года представляла наш город на фестивалях в других городах СССР, переводила материалы о джаз- и рок-музыке с английского, организовывала и вела концерты, собирала материалы по истории джаза и рок-музыки, публиковала статьи и репортажи.
1988—1993 годы — журналист газеты «Ленинская смена», один год была администратором «Группы продленного дня» (Дзержинск) и Алексея «Полковника» Хрынова. Входила в состав Всесоюзной джазовой федерации, а позже стала членом Московской ассоциации джазовых журналистов.
1994—2000 годы — заведующая отделом культуры в еженедельнике «Дело», обозреватель в газете «Нижегородский рабочий»; главный редактор еженедельника «Мужики!», руководитель службы информации ГТРК «НТР».
1989 год — соавтор всероссийской рок-энциклопедии.
2000 год — разработала первый в городе интернет-портал «События культурной жизни Нижнего Новгорода».
2004—2005 годы — главный редактор в информагентствах «НТА-Приволжье», «ВИНТА», редактор интернет-журнала «Семейный отдых».
2006—2007 годы — директор по медиа-проектам ОАО «СВ-Холдинг».
2007— 2009 годы — руководитель проектов в ИД «Красивые люди», соавтор всероссийской энциклопедии «Джаз в России».
2009—2011 годы — главный редактор журнала «Руководитель бюджетной организации».
С 2011 года — руководитель учебных программ в Приволжской МЕДИА-школе.

"Биржа плюс Карьера" № 1, Фото из архива героя

Источник: Архив: Биржа+карьера
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.