Для кого подорожает электроэнергия?

03.02.2012
Просмотров: 3762

В нынешнем году российское правительство решило несколько изменить правила продажи электроэнергии на розничном рынке. Для того, чтобы выяснить, кого они коснутся и каким боком, мы встретились с руководителем Региональной службы по тарифам Сергеем Протасов

Сергей ПРОТАСОВ: Для тех, кто не захочет думать 

В нынешнем году российское правительство решило несколько изменить правила продажи электроэнергии на розничном рынке. Для того, чтобы выяснить, кого они коснутся и каким боком, мы встретились с руководителем Региональной службы по тарифам Сергеем Протасовым. А попутно задали ему несколько вопросов о деятельности службы.
 — Сергей Борисович, изменятся ли цены на электроэнергию в 2012 году для малого и среднего бизнеса?

 — В первом полугодии все регулируемые государством тарифы для физических лиц не изменятся. Но цены на электроэнергию для частного потребителя, в том числе для малого и среднего бизнеса, государство не регулирует. Однако федеральными и региональными властями предпринят комплекс мер, который обеспечит в первом полугодии сдерживание цен на нерегулируемых рынках электроэнергии.

 Таким образом, гарантировать каждому потребителю, что для него цена будет точно такой же, как и в прошлом году, было бы неправильно. Цены ведь колебались и в прошлом году. Это связано с сезонностью, с наличием тех или иных видов топлива на электростанциях. Но федеральная власть обеспечила сдерживание цен с помощью имеющихся в её распоряжении инструментов.

 Согласно прогнозам администратора торговой системы в первом полугодии роста цен на электроэнергию не будет. Как следствие, региональная служба по тарифам не увеличила тарифы на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям. В таких условиях в Нижегородской области роста нерегулируемых цен для конечного потребителя не прогнозируется. Цены могут лишь колебаться, да и то в очень узких пределах. А во втором полугодии 2012 года согласно прогнозу социально-экономического развития РФ рост цен на электроэнергию в среднем по России не будет превышать 14-16% к уровню 2011 года.

 — Однако с апреля нынешнего года вступают в действие изменения в правила продажи электроэнергии на розничном рынке...

 — Да, и они меняют критерии формирования цен. Предварительно можно сказать, что ценовые показатели на электроэнергию и мощность в совокупности на розничном рынке не увеличатся. Однако из-за меняющихся критериев формирования цен может получиться так, что для конкретного потребителя, который получал электроэнергию по одноставочному тарифу, возможно, будет выгоднее получать её по двуставочному, или наоборот. Всё определит рынок. Поэтому посоветую потребителям в первом полугодии провести аналитику потребления электроэнергии и, возможно, пересмотреть свои подходы к покупке электроэнергии.

 Надо также отметить, что все нюансы, которые могут повлечь за собой изменения правил продажи электроэнергии, чётко ещё не просчитаны. Соответствующие вопросы, наверное, следует задавать гарантирующим поставщикам: каким образом они прогнозируют развитие ситуации? Но в целом мы не видим причин, по которым какая-либо группа потребителей могла бы получить серьёзный рост платежей. У двухставочников, например, может увеличиться стоимость энергии, но снизится стоимость мощности.

 — По новым правилам расчёты будут вестись по пиковой мощности гарантирующего поставщика, а не потребителя, как было ранее. Как тогда потребителю при планировании своих расходов заранее узнать, на какое время суток придётся пик потребления мощности поставщика?

 — Это можно уточнить у самого поставщика электроэнергии. Он должен прогнозировать свой пик на целый год. Но хочу сказать ещё об одном нюансе. С точки зрения потребителя, более справедливая модель была до внесения изменений в правила. Каждый потребитель должен был попытаться отследить во времени свой пик потребления мощности и минимизировать его, чтобы меньше заплатить. С другой стороны, чем больше было у энергосбытовой компании потребителей, тем больше она их “утрамбовывала”. В результате пики где-то суммировались, а где-то вычитались, сглаживая друг друга. В связи с этим гарантирующий поставщик покупал мощность на оптовом рынке по более эффективной цене, чем для каждого из потребителей в отдельности. Произведённые в правилах изменения как раз и говорят о том, что гарантирующий поставщик должен свою эффективность транслировать на каждого из потребителей.

 — Мощность крупных потребителей можно замерить, а вот для остальных при расчётах будут брать среднюю мощность из той, что осталось за вычетом потребления “крупняками”. Не будет ли это грозить повышением цен для малого и среднего бизнеса?

 — Малый и средний бизнес, как правило, платит за мощность по одноставочному тарифу. По предварительным оценкам, у одноставочников в результате усреднения потребляемой мощности эффективность повысится больше, чем у двуставочных потребителей. Ведь общий баланс на оптовом рынке формируется из мощности, потребляемой каждым двуставочником в отдельности, и суммарного потребления всех одноставочников, их никто не выделяет в этой массе. И все вместе они усредняют друг друга.

 — Тогда не получится ли так, что предприниматель, который заботится об эффективности, будет платить больше, а тот, кто ничего для увеличения эффективности не делает, наоборот, заплатит меньше?

 — Здесь, наверное, ситуация будет немного другой. Об эффективности покупки мощности будут задумываться. Разница только в том, что потребители, рассчитывающиеся по одноставочному тарифу, ранее дифференцировались по числу часов использования мощности в году и самостоятельно пытались оптимизировать этот показатель, сглаживая свой график электропотребления. Теперь цена на мощность будет рассчитываться исходя из суммарной мощности всех потребителей. А гарантирующий поставщик определит оптимальную схему сглаживания их пиков потребления, и они все вместе создадут эффективную схему покупки электроэнергии на оптовом рынке. Повышать собственную эффективность покупки электроэнергии и мощности на розничном рынке потребитель сможет за счёт выбора наиболее оптимальной ценовой категории, как варианта расчётов с гарантирующим поставщиком. Поэтому не стоит опасаться, что те, кто заботится об эффективности, заплатят больше. Эффективнее, чем гарантирующий поставщик, мощность на оптовом рынке не купишь.

 — Стоимость услуг по передаче мощности тоже будет рассчитываться по пику поставщика?

 — Да, по пику поставщика. Однако 99,9% потребителей электроэнергии в Нижегородской области делегировали все вопросы по урегулированию отношений с сетевой организацией гарантирующему поставщику. Поэтому он сам выберет наиболее эффективные условия оплаты за услугу по передаче. Для потребителя же тариф будет неизменным. Гарантирующий поставщик в целях повышения эффективности определит наиболее оптимальную схему для всех потребителей.

 — То есть сэкономить ещё и на передаче мощности потребитель не сможет?

 — И раньше не мог, и сейчас не сможет. Потребитель вообще не должен задумываться об услугах по передаче. Это вопрос решает гарантирующий поставщик, решает максимально эффективно и транслирует это решение на всех потребителей одинаково. Потребитель никогда не мог влиять на снижение стоимости передачи электроэнергии для своих нужд.

 — В полномочия РСТ входит привлечение виновных лиц к административной ответственности. Много ли нарушителей в сфере ценообразования было в прошлом году и каковы самые распространённые нарушения? Какие санкции применяются к нарушителям?

 — В 2011 году сотрудники РСТ возбудили 76 административных дел, в ходе которых выявлено 61 административное правонарушение, к ответственности привлечены 57 должностных и юридических лиц, наложено штрафов в размере 2324 тыс. руб. Кроме того, проведены восемь плановых и три внеплановых мероприятия по госконтролю, в ходе которых выдано семь предписаний об устранении выявленных нарушений.

 — Бывают ли такие ситуации, когда на нормативные акты, изданные РСТ, или на её решения подают в суд? РСТ чаще выигрывает или проигрывает суды?

 — В прошлом году арбитражными судами и судами общей юрисдикции рассмотрены 10 заявлений граждан и организаций об оспаривании решений РСТ по установлению тарифов. Девять решений были признаны судами соответствующими действующему законодательству, в удовлетворении требований заявителям было отказано. Ещё одно дело до настоящего времени рассматривается Арбитражным судом Нижегородской области.


СПРАВКА

 Основными задачами РСТ являются государственное регулирование тарифов на электроэнергию (для населения), тепловую энергию, горячую и холодную воду, услуги водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО, а также обеспечение государственного контроля в области регулируемого ценообразования.

 В сферу контроля РСТ попадают как организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (организации коммунального комплекса, энерго-, газоснабжающие организации), так и исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, управляющие компании, предоставляющие коммунальные услуги непосредственно гражданам). Также контроль осуществляется в отношении органов МСУ (например, за применением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на территории поселения), аптечных учреждений (применение предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты из перечня, утверждённого Правительством РФ).

Михаил Аштаев, Биржа № 3 от 30 Января 2012

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.