Туризм по-приволжски: богатыри, квесты и Белые ночи

24.02.2012
Просмотров: 2671

«Мы не конкуренты, мы партнеры» - эти слова часто повторялись на конференции «Региональные аспекты внутреннего и въездного туризма в Приволжском федеральном округе».

«Мы не конкуренты, мы партнеры» - эти слова часто повторялись на конференции «Региональные аспекты внутреннего и въездного туризма в Приволжском федеральном округе».

Действительно, на эту конференцию, организованную МТА «Приволжье» и Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ПФО, собрались не просто партнеры, а близкие соседи, коллеги. Те, кто занимается развитием туризма в ПФО. Представителям региональных министерств и сотрудникам районных музеев, руководителям баз отдыха и специалистам турфирм было что обсудить и чему научиться друг у друга.

Что нужно сделать, чтобы россияне больше путешествовали по своей стране? Этот интересующий всех профессионалов отечественного турбизнеса вопрос поставил начальник Управления анализа и организации гостиничной и туристической деятельности Федерального агентства по туризму Андрей Тютюнник. По статистике, за прошлый год в России отдохнуло 34 млн. ее жителей. Вроде, не так уж мало. Но в соотношении с населением страны да еще и если цифрами по выездному туризму поинтересоваться… Пока прирост по внутреннему туризму – 4-6%. Потянем ли на большее? Конечно. Нужно только информировать соотечественников о возможностях отдыха на родине. Сам Андрей Тютюнник – живая реклама туризма в России. «Был за границей всего 4 раза, и всегда в командировках. А путешествую только по России, - рассказывает он. И уверенно добавляет: - За границу поеду, когда всю Россию увижу. А страна у нас необъятная, жизни не хватит, чтобы ее узнать».

Кроме таких патриотов внутреннего туризма, путешествия по регионам России могут продвигать ТВ, журналы, фильмы и главное СМИ нашего времени – Интернет. Порталы по туризму имеются. В идеале бы и о потенциальных гостях позаботиться: сделать порталы много- или хотя бы двуязычными. Привлечь туристов в регионы поможет размещение на порталах календаря событий. Но, понятно, не Сетью единой «ловится» турист. Нужно оперативно реагировать на его интересы и запросы. Сейчас стремительно возрастает мода на автотуризм. Жители столицы - уже заядлые автопутешественники. На отдых к морю из многих регионов предпочитают ездить не поездом, а на авто. В мировой практике автотуризм предполагает наличие кемпингов. А у нас с этим, прямо скажем, печально. Вложений эти демократичные средства размещения требуют гораздо меньше, чем гостиницы. Может, непривычны россиянам кемпинги? Наверное, для того и устраиваются такие встречи коллег, чтобы незнакомое и непривычное становилось понятным и интересным.

Благодаря иромонаху Феоктисту (Петрову) участники конференции буквально «заболели» темой богатырства. Священник, богатырство, туризм в ПФО: какая связь? Самая прямая: о. Феоктист – президент Всероссийской школы православной культуры «Русский богатырь» и основатель Духовно-культурного кремля «Богатырская Слобода». Его воспитанники вроде и похожи на реконструкторов, которых сейчас немало по стране, но и существенно отличаются. На богатырские заставы приезжают не поиграть в славных русичей. По словам о. Феоктиста, богатырство – это феномен, бренд, явление, богатство русской души. На такой основе развивается духовно-культурный туризм. А заодно и другие сегменты туризма: познавательный, детско-юношеский, семейный, круизный и даже VIP. Понятно, что герои-богатыри в соответствующем антураже манят и малышей, и подростков – вот и едут туда семьями. А молодежь не прочь попасть не только в зрители, но и в участники. «Богатыри» и гости застав изучают боевые искусства, ремесла, а также традиции, кухню и народные костюмы. Для туристов проводят трехчасовые экскурсии по заставе, после чего познания в истории России существенно пополняются. Заставы, как правило, строят на реках. И для туристов с теплоходов здесь организуют «зеленые стоянки» с погружением в богатырский быт. Желающим быстро перемещаться от заставы к заставе предлагаютаэротакси – четырехместный самолет. Это VIP-туризм по-богатырски. А можно и без самолета, но с переменой мест – маршруты по «местам обитания богатырей» имеются. Позаботились и об инфраструктуре: на каждой заставе есть гостиный двор, трапезные. А еще каждая площадка может стать декорацией для съемок фильма. Да, богатыри замахнулись и на кинотуризм. Сценарий для фильма о российской истории предложен ни больше ни меньше Мэлу Гибсону. Вот уж точно богатырский размах. А начиналось все когда-то с одной заставы в Самарской области... Проект самарских подвижников смело назван «Сто богатырских застав». Пока их не сто, но заявки на создание таковых поступают из разных уголков страны. По мнению о. Феоктиста, мини-заставы – богатырские площадки – могут быть устроены на любой базе отдыха. Есть же бильярдные залы, теннисные корты, почему бы не появиться российскому эксклюзиву – площадке с инструктором-воеводой. Неплохая приманка для иностранных туристов.

О том, что новое – это хорошо забытое старое, напомнил и другой участник конференции – директор ООО «Русский дом» Роман Коханенко. Всем, кто застал пионерлагеря, знакома игра «12 записок». И она не отошла в прошлое – наоборот, стала суперпопулярной. Пионеры до-интернетной поры соревновались отряд против отряда. А сегодня иной масштаб: тысячи геймеров выполняют квесты в реале и on-line. Называется это теперь городской игрой или city game. Как заметил Роман, ценность ее в том, что это живой, интересный способ узнать город (или объекты города). В игру вовлечена активная молодежь. И получается так, что ребята разрабатывают маршрут как для «своих», так и для жителей других регионов. Из числа геймеров находятся фотографы, видеооператоры. После игр отчеты, снимки и фильмы выкладываются в соцсетях, на сайтах, в блогах. Продвижение регионов без затрат, на энтузиазме – просто фантастика. Одни придумывают и выполняют квесты, другие решают проблемы турбизнеса.

Председатель Совета НП «МТА «Приволжье» Сергей Кривцов задумал такое, что объединит и тех, и других. Идея получила звучное название «Туризмиада». Фестиваль этот пройдет совсем скоро, летом. Подробности пока не озвучены, но известно, что в программу Первой Туризмиады ПФО войдут и спортивные состязания, и игровые элементы, и конкурсы турмаршрутов, и общение профессионалов туристической отрасли. Сергей Кривцов рассказал об опыте и перпективах МТА «Приволжье», межрегиональных проектах, которыми Ассоциация активно занимается с самого своего основания. Один из таких проектов – фестиваль-презентация «Открой Приволжье» - задуман таким образом, чтобы перемещаться по регионам ПФО. Первыми «открывали» Приволжье нижегородцы. А в наступившем году очередь за Марий Эл.

Елена Ботвич, зам. министра спорта и туризма республики Марий Эл, рассказала о подготовке к фестивалю. По ее словам, в программе добавятся конкурсы: кроме турмаршрутов, объектов показа и средств размещения, претендовать на звание «лучший» в своей номинации будут туруслуги, музейные экспозиции и молодежные проекты. Победители получат возможность рекламы за счет призового фонда. В планах – снять фильм о ПФО и разместить его в телепрограмме по туризму. А еще – включить информацию о ПФО в каталоги, которые будут представлены на международных выставках.

Член Совета НП «МТА «Приволжье», президент пансионата «Буревестник» Евгений Коровкин говорил о том, что волнует практически всех его коллег: о законодательстве в санаторно-курортной сфере. Конкретно – о нуждающихся в пересмотре тарифах на энергоносители, налогах на землю, размере НДС. По географическому положению санатории средней полосы России имеют четкую сезонность – 70 дней в году. А в нормативных документах понятие «сезонность» отсутствует. Другое противоречие: санатории и пансионаты занимаются оздоровлением населения, но о социальной направленности рекреационного туризма в документах не упоминается. Евгений Коровкин убежден, что силами межрегиональной ассоциации многие проблемы удастся решить. «Если МТА «Приволжье» сдвинет с места законодательство в туризме, нам еще долго будут аплодировать», - заметил он.

Директор МУ «Природный парк «Воскресенское Поветлужье» Алексей Гроза привел пример того, как налоговые льготы влияют на развитие туризма. Пример этот из опыта Белоруссии, куда он ездил по программе «Сельский туризм». Именно после введения налоговых льгот в республике наблюдался всплеск активности в сфере сельского туризма. Алексей Гроза рассказал о своем основном направлении – экотуризме и, в частности, природном парке «Воскресенское Поветлужье». Природа была и остается в списке вечных ценностей, а значит и туристских интересов. Но отдельно взятый объект позиционировать тяжело. Поэтому А. Гроза работает в тесном контакте со средствами размещения, туробъектами, вместе они продвигают «Воскресенское Поветлужье» как территорию. Итог минувшего года – турпоток вырос на 4%.

Тему социального туризма поднял представитель региона -лидера в этом направлении – республики Башкортостан – Руслан Валеев (республиканский комитет по предпринимательству и туризму). Он представил 2 программы, которые субсидируются правительством Башкортостана: «Узнай родной край» и «Школа экскурсоводов». По этим программам все – от школьников до корпоративных групп – могут изучить родной край, пользуясь услугами бесплатных гидов. Для целевой аудитории с ограниченными возможностями разработаны специальные доступные маршруты. Желающих узнавать малую родину много, и был найден оригинальный способ освободить одно место в автобусе: предоставить группе водителя и экскурсовода в одном лице. Для этого договорились с автотранспортным предприятием об обучении водителей искусству гида. Башкортостан по-прежнему в лидерах и в направлениях «зимний спорт», «активный туризм». В подтверждение этого Руслан Валеев пригласил участников конференции на Международный конгресс по зимним видам спорта, туризму и активному отдыху, который будет проходить в республике 16-18 мая.

Главный специалист Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края Светлана Поздеева тоже пригласила в гости, а точнее – на фестиваль «Белые ночи в Перми». Этот уникальный фестиваль продолжительностью целый месяц, с рекордным числом культурных событий, уже стал брендом края и явлением не только регионального уровня. В «Белые ночи - 2012» включен открытый конкурс туристских и экскурсионных продуктов. Профессионалам турбизнеса, всем, кто занимается событийным туризмом, предложено побороться за возможность получения солидных грантов. В Пермском крае есть чему поучиться в плане продвижения региона. С. Поздеева отметила развитие инновационных и интернет-технологий для привлечения туристов и различные межрегиональные проекты. Активно идет сотрудничество территорий Волжско-Камского региона, намечены переговоры с РЖД о создании межрегиональных туристских поездов.

Мероприятия, объединяющие регионы ПФО, отметил главный советник Аппарата полномочного представителя президента РФ в ПФО Игорь Симонов. Это упомянутый уже фестиваль «Открой Приволжье» и конкурс «Семь чудес ПФО». В период проведения конкурса 20 тысяч посетителей сайта голосовали за приволжские чудеса, а сколько людей узнали о достопримечательностях своих мест – и подсчету не поддается.

Тему межрегионального сотрудничества поддержали руководители отделов туризма Самарской, Нижегородской, Пензенской бластей, республик Мордовия и Удмуртия. В частности, были обсуждены проект «Большая Волга», в который вошло уже 9 регионов ПФО, и возможность выступать под единым брендом на международных туристских выставках.

Источник: Курорты России

Дина Квасова

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.