Энергосервис: как правильно сэкономить?

05.03.2012
Просмотров: 2803

В последние полтора-два года мы все чаще слышим понятие «энергосервис». Тема вовсю набирает обороты в общем тренде ресурсосбережения.

Дмитрий Тайнов, директор Нижегородского филиала Nexia Finance Group:

В последние полтора-два года мы все чаще слышим понятие «энергосервис». Тема вовсю набирает обороты в общем тренде ресурсосбережения...

Энергосервис как явление возник в США в 1970-х годах. Именно там начали заключать так называемые «перфоманс контракты» — договоры на выполнение энергосервисных услуг. На предприятии внедрялись энергосберегающие технологии, затраты на которые впоследствии окупались за счет сэкономленных средств.

Поскольку в СССР, а затем и в РФ такого механизма не было, а энергоресурсы стоили копейки, сейчас мы имеем следующее: энергетическая составляющая в общей себестоимости продукции у нас в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3,5 раза выше, чем в Европе и Северной Америке. Списать на более прохладный климат можно многое, но не более чем троекратный разрыв. Если ничего не предпринимать, то при вступлении в ВТО большая часть производителей станет неконкурентоспособной. Поэтому и появился 261-ФЗ...

Современные технологии производства и потребления позволяют нам достичь по ключевым отраслям показателей энергоэффективности, аналогичных европейским. Но где взять деньги на эти современные технологии? Решение — в заключении энергосервисного контракта (ЭСК).

По сути, ЭСК — это метод закупки энергоэффективных технологий как для производства в целом, так и для отдельных его элементов. В отличие от обычного процесса закупки, который включает в себя как минимум пять отдельных заказов (поиск финансирования, энергоаудит, поставка оборудования, техническое внедрение, эксплуатационное сопровождение), ЭСК уже гарантирует оптимальное прохождение всех этих этапов. Исполнитель — энергосервисная компания (ЭСКО) — является единым центром ответственности.

ЭСК составляется так, чтобы платежи для ЭСКО были обусловлены фактическим уровнем достигнутых сбережений, которые должны быть больше, чем затраты на проект. Поэтому в интересах подрядчика — максимальное сбережение энергии. А это в свою очередь увеличивает уровень экономии для владельцев предприятия.

Сейчас в РФ существует огромное число компаний, оказывающих услуги по энергоаудиту, но (в лучшем случае) лишь одна из десяти способна оказать энергосервисные услуги. Я бы рекомендовал проводить энергоаудит именно ЭСКО, поскольку с такой компанией действительно есть перспектива дальнейшей взаимовыгодной работы. Формальное получение паспорта у прочих энергоаудиторов, кроме затрат, ничего не принесет, поскольку ЭСКО все равно должна будет провести собственный независимый энергоаудит — как один из пяти основных этапов ЭСК (при этом оплата за энергоаудиторские услуги может быть частично перенесена на этап энергосервисного сопровождения).

На что стоит обратить внимание при заключении ЭСК?

Во-первых: есть ли у компании, причисляющей себя к ЭСКО, опыт привлечения финансирования, составления пошаговых программ энергосбережения с конкретными мерами и, собственно, опыт внедрения энергосберегающих технологий?

Во-вторых: отражен ли в ЭСК способ фиксирования экономии? Можно отталкиваться от снижения доли затрат на энергоресурсы в единице продукции, себестоимости выработки одного килватта тепла, снижения тех или иных токсичных выбросов, потерь в сетях при передаче. Все эти показатели можно зафиксировать в договоре как по отдельности, так и комплексом.

В-третьих: прописаны ли срок реализации энергосервисного контракта (оптимально 3–5 лет), первичные характеристики режимов работы (освещенность, температурный режим и т. п.), календарный план конкретных мероприятий?

Как показывают практические расчеты, минимально достижимый уровень сбережений — 30%, максимальный в принципе не ограничен — все зависит от конкретных объектов.

Доверьте эти расчеты энергосервисной компании.


Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.