Частный бизнес поможет госкомпаниям в борьбе с коррупцией

30.03.2012
Просмотров: 1221

Компания ТНК-ВР создала независимый институт конфликтных комиссий, которые позволяют сделать взаимоотношения с подрядчиками прозрачней и эффективней.

Борьба с коррупцией в России выходит на новый этап: президент Дмитрий Медведев призвал госкорпорации переходить на более прозрачные инструменты работы с контрагентами. В качестве позитивного примера такой работы можно рассматривать частный бизнес, который давно находит новые формы сотрудничества с контрагентами. Например, компания ТНК-ВР создала независимый институт конфликтных комиссий, которые позволяют сделать взаимоотношения с подрядчиками прозрачней и эффективней. По оценкам экспертов, введение института конфликтных комиссий к тому же – пример антикоррупционной политики компании, и результаты работы комиссий это подтверждают.


С тем, что система контрактования сегодня нуждается в повышении эффективности, согласны представители всех предприятий, в том числе и нефтесервисных. Не все нефтяники нацелены на выстраивание прозрачных партнерских отношений, но есть и примеры качественно иного формата взаимодействия. Компания ТНК-BP уже несколько лет ведет работу по стандартизации условий договоров, а с этого года планирует постепенный переход на долгосрочные партнерские отношения с контрагентами. Еще в декабре 2010 года компанией были созданы конфликтные комиссии, призванные рассматривать жалобы поставщиков и подрядчиков, возникшие при выходе на тендер. Комиссии независимы от компании – к анализу ситуации и выработке рекомендаций привлекают сторонних экспертов, которые принимают решение с учетом всех точек зрения и имеющейся информации. Всего таких комиссий шесть – пять в России (Западно-Сибирская, Оренбургская, Саратовская, Сибирская, Центральная) и одна на Украине. Проект реализуется больше года, и по результатам работы этого института уже можно судить о его продуктивности.


Процедура работы конфликтной комиссии предельно проста: обратиться в нее может любой контрагент предприятия группы ТНК-ВР, для чего необходимо заполнить лишь соответствующую форму на сайте компании. Как рассказали в пресс-службе ТНК-BP, в основном подрядчики жалуются на препятствия, возникающие на этапе рассмотрения технической и ценовой частей оферт. На первом месте – жалобы на снятие с тендера по причине несоответствия оферт техзаданиям и жалобы на недостаток обратной связи, на втором – жалобы на короткие сроки подготовки и подачи документов или оферт. Третье место занимают жалобы на организацию переговорного процесса после подачи оферт. Кроме того, часть жалоб связана с процессом предквалификации и вопросом дисквалификации участника конкурса.


На сегодняшний день конфликтные комиссии ТНК-ВР рассмотрели более 100 жалоб. В почти 40 случаях приняты решения о признании обращений подрядчиков обоснованными. В соответствии с заключениями экспертов принимаются меры по устранению причин жалоб, в том числе, пересмотр итогов тендеров или их повторное проведение. Так, например, предметом обсуждения Западно-Сибирской конфликтной комиссии стала жалоба предприятия «Альфа-Колор», одного из поставщиков ЗАО «ТНК-ВР Снабжение». В числе прочих претендентов предприятие участвовало в открытом тендере на поставку в 2011 году лакокрасочных материалов. Предквалификацию прошли 12 фирм, в том числе и «Альфа-Колор». Тем не менее, предприятию, как и некоторым другим претендентам, в заключении контракта было отказано по причине отсутствия опытно-промышленных испытаний предлагаемой продукции. Региональная конфликтная комиссия детально изучила представленные документы. После рассмотрения ситуации был сделан вывод, что при проведении тендера были допущены нарушения, а именно – не до всех контрагентов была доведена информация о необходимости проведения опытно-промышленных испытаний. Комиссия рекомендовала «ТНК-ВР Снабжение» отменить свое решение по данному лоту и провести повторный отбор из 12 прошедших предквалификацию претендентов.


Иногда жалобы на проведение конкурса оказываются, по сути, жалобами на недостатки коммуникации. Например, в Саратове потенциальный контрагент – ООО «Огонь и вода» – подал жалобу по процессу выбора поставщиков Саратовского НПЗ. По мнению заявителя, выбор прошел с нарушениями тендерных процедур. В рамках обсуждения участники комиссии выяснили, что в процессе выбора поставщика все контрагенты, подавшие документы на тендер, были предквалифицированы и допущены к конкурсу, в итоге был одобрен поставщик по критерию «наименьшая цена». В связи с этим комиссия пришла к выводу, что конкурсный процесс был проведен в соответствии с корпоративными процедурами и правилами, а причиной обращения стала недостаточная информированность контрагента о порядке проведения переговоров и одобрения контрагентов. Для исключения подобных жалоб комиссия рекомендовала управлению системой снабжения завода подробнее знакомить контрагентов с порядком контрактования.


В свете ужесточения политики государства по борьбе с коррупцией, эксперты все чаще советуют госкомпаниям брать на вооружения наработки частного бизнеса, благодаря которым рынок становится более конкурентным и прозрачным. Позитивный пример – работа конфликтных комиссий ТНК-ВР, который по мнению депутата государственной думы Антона Романова, необходимо распространять на государственные компании как один из инструментов по борьбе с коррупцией: «Не стоит представлять борьбу с коррупцией исключительно как сражение богатыря с драконом. Это повседневная работа по многим направлениям. И здесь надо учится друг у друга, перенимать лучший опыт. Тем же госкомпаниям не мешало бы присмотреться к опыту частных компаний для которых такая борьба не просто политика, а работа над повышением эффективности. Например, в ТНК-ВР существует институт конфликтных комиссий, которые призваны обеспечить прозрачность взаимоотношений компании с подрядчиками. Это полезный практический опыт почему бы его не взять на вооружение госкомпаниям», - считает депутат.


К слову, помимо комиссий, в регионах присутствия ТНК-BP сформированы региональные советы по работе с поставщиками и подрядчиками. В рамках этих советов обсуждаются типичные экономические, социальные проблемы секторов и отраслей подрядчиков, возможности экономической оптимизации взаимодействия, влияния на него рыночной конъюнктуры, и другие вопросы. Конфликтные комиссии ТНК-BP, накапливая опыт открытого диалога с контрагентами, фактически помогают региональным советам проговаривать «новые правила» игры, основанные на принципах прозрачности и партнерства.


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.