Кластерная борьба

30.03.2012
Просмотров: 4053

Нижегородские промышленники претендуют на новые меры господдержки.

Нижегородская область формирует заявку на соискание господдержки, которую Министерство экономического развития РФ готово предоставить региональным промышленным кластерам, пишет Коммерсантъ Приволжье. К июню на федеральном уровне будут отобраны 10 пилотных проектов, на развитие которых с 2013 года госбюджет планирует тратить 5 млрд руб. ежегодно. Кроме того, прошедшие отбор кластеры могут претендовать на налоговые льготы, льготы по аренде и т.д. В нижегородскую заявку войдут автомобилестроительный, нефтехимический и инновационный кластер. Эксперты предсказывают борьбу за федеральные средства не только среди регионов, но и среди самих проектов.

О том, что Нижегородская область готовит свою заявку на включение в правительственный пул пилотных программ развития территориальных кластеров, „Ъ“ сообщил губернатор Валерий Шанцев. «Министерство экономического развития РФ запросило в регионах расчет условий, которые бы способствовали технологическому развитию промышленных кластеров, — рассказал глава области. — Сейчас важно понять, как стимулировать развитие кластеров: налоговые льготы, льготы по аренде или другие методы господдержки. Ведь, по сути, кластеры — это те же особые экономические зоны, только предприятия связаны единым технологическим циклом». По словам губернатора, сейчас правительство области собирает предложения со всех участников автомобильного (ГАЗ и его поставщики), нефтехимического (СИБУР, «Русвинил» и предприятия-переработчики) и инновационного кластеров (саровский технопарк при Российском федеральном ядерном центре) и в ближайшее время направит их в Минэкономразвития.

Отобрать пилотные проекты территориальных кластеров и до 1 мая 2012 года разработать механизмы их господдержки президент поручил в ноябре прошлого года по итогам заседания президиума Госсовета в Хабаровске. 19 марта Минэкономразвития РФ на своем сайте опубликовало объявление о формировании перечня пилотных программ развития кластеров, а также критерии конкурсного отбора и методические рекомендации. Как следует из доклада заместителя министра Андрея Клепача, по итогам конкурса планируется отобрать в качестве пилотных порядка 10 проектов развития кластеров. Объем субсидий федерального бюджета, которые будут ежегодно с 2013 года получать регионы дислокации проектов-победителей, — 5 млрд руб. «Таким образом, средний размер ежегодной субсидии может составить порядка 500 млн руб.», — уточняет Андрей Клепач. Кроме того, проектам обещают и другие меры господдержки — например, механизмы, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково» (налоговые льготы, снижение административных барьеров и др.).

В группе ГАЗ подтвердили, что готовят предложение по участию в федеральной программе развития кластеров. Источник в СИБУРе сообщил, что холдинг «оказывает содействие» региональному правительству в подготовке заявки. Получить комментарии структур «Росатома» вчера не удалось. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева самыми актуальными мерами господдержки называет субсидирование техперевооружения и научно-исследовательских работ предприятий, «поскольку именно развитие технологий делает кластер конкурентоспособным», а также обновление инфраструктуры и компенсацию затрат на обучение и развитие персонала. В СИБУРе также говорят об инфраструктурной господдержке и о «помощи в ликвидации накопленного в советские годы экологического ущерба».

В числе конкурентных преимуществ нижегородского автомобилестроительного кластера по сравнению с аналогами в других регионах в группе ГАЗ называют его диверсифицированность: «Каждый из кластеров Набережных Челнов, Калуги, Тольятти и Санкт-Петербурга нацелен на производство только одного вида автомобильной техники, тогда как предприятия нижегородского кластера выпускают коммерческие автомобили (ГАЗ), легковые автомобили (ГАЗ), автобусы (ПАЗ), дорожно-строительную технику (ЗЗГТ) и военную технику (Арзамасский машзавод), автокомпоненты (ГАЗ, „Сотекс“, T-Rad, „Нижегородские моторы“ и др.). Каждое из предприятий нижегородского кластера может работать с предприятием автопрома любой специализации». Кроме того, добавляет Елена Матвеева, в сравнении с новыми автокластерами нижегородский уже имеет все сформированные элементы системы, традиции развития, собственные структуры НИОКР и сеть профильных вузов.

В свою очередь в СИБУРе говорят о сильных сегментах нефтепереработки и нефтехимии в регионе: «Если продолжить технологическую цепочку и создать условия для развития перерабатывающих производств, то, учитывая выгодное географическое положение в центре России, область может стать ключевым поставщиком конечных изделий: строительных материалов, пластиковых труб, синтетических утеплителей, упаковки и т.д.». При этом, как отмечают в СИБУРе, конкуренция между представителями разных кластеров одного региона маловероятна — скорее всего, они будут дополнять друг друга: «Например, производители нефтехимического сырья, в том числе СИБУР, напрямую заинтересованы в развитии автопрома. Чем больше производителей автокомпонентов будет локализовано в регионе, тем больший спрос на полимерное сырье появится с их стороны».

Вместе с тем эксперты считают, что конкуренция возможна как между регионами, так и между конкретными кластерами внутри субъекта РФ. «Здесь должен быть достигнут компромисс между властями региона и предприятиями. Первые должны постараться сформировать наилучшую заявку, а вторые — умерить свои „аппетиты“ и просить только действительно нужные им суммы», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По мнению эксперта, не исключено, что сам процесс формирования заявок — как чиновники и предприятия способны договариваться, насколько они неконфликтны, станет неформальным критерием отбора. В первую же очередь, продолжает эксперт, федеральные власти будут смотреть, насколько хорошо проработаны заявки регионов, какова эффективность проектов, а также на то, какая поддержка уже оказывается: «Вряд ли им захочется поддерживать региональный кластер, если местный бюджет ему ничего не дает». Исполнительный директор центра «Открытая экономика» Константин Киселев добавляет, что конкурентным преимуществом кластеров будет востребованность их продукции: «Инновационная экономика должна развиваться на основе потребительского спроса. Сначала предприятие должно суметь продать имеющуюся продукцию, а затем уже излишки прибыли направить на инновационное развитие». В целом же, по мнению эксперта, идея поддержки кластеров более результативна, чем стимулирование особых экономических зон: «Эта идея позволяет центру услышать людей на местах, понять, как обстоят дела на самом деле, а не искусственно формировать сверху какие-то нежизнеспособные объединения».

Татьяна Красильникова, Александра Викулова

Источник: Прочие источники
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.