Без царя в голове

30.03.2012
Просмотров: 8780

Глава города Олег Сорокин, выступая перед городской думой с отчётом о результатах деятельности за 2011 год, отчитывался скорей не о своей работе, а о работе других людей. Доклад получился интересным.


У Нижнего Новгорода по-прежнему нет направления, в котором он развивается
Глава города Олег Сорокин, выступая перед городской думой с отчётом о результатах деятельности за 2011 год, отчитывался скорей не о своей работе, а о работе других людей. Доклад получился интересным. Однако перспективных направлений развития города, начало которым, по идее, должно быть положено в прошедшем году, эксперты и политики не увидели.
 Когда происходило разделение полномочий между главой города и главой городской администрации, предполагалось, что первый сосредоточится на выработке новых векторов развития Нижнего, второй — на решении конкретных городских задач. Однако, поделился с “Биржей” впечатлениями заведующий кафедрой Нижегородского института управления РАНХиГС Андрей Дахин, надежды на долгосрочное планирование пока не оправдываются. Не увидел в отчёте образ будущего и профессор Сергей Кочеров. Однако обо всём по порядку.

Депутатам о депутатах

 Отчёт начался с описания работы постоянных комиссий гордумы. “Большая часть доклада депутатам была известна, так как это отчёт о нашей работе, и мы в том числе принимали участие в создании данного документа”, — сказал депутат Дмитрий Кузин в одном из интервью. Но о том, в какую сторону изменились социально-экономические показатели города, депутаты не узнали. “За период с октября 2010 года было проведено 17 заседаний думы, на которых принято 274 решения. Девять постоянных комиссий провели 118 заседаний, рассмотрев 580 профильных вопросов, приняв 511 решений”, — на этом и закончилась “сухая статистика”. Далее глава города перешёл к работе профильных комиссий.

 Одна из стратегических тем — состояние городского бюджета — прозвучала крайне невнятно. “Были даны профессиональные рекомендации по увеличению доходной части бюджета”, — сообщил Олег Сорокин, не поделившись при этом самим содержанием “рекомендаций”. После чего выяснилось, что если в 2011 году город имел “рекордный размер бюджета” 28 млрд руб., то 2012-й начал почему-то с 15 млрд. А потому “необходимо интенсивно искать дополнительные источники пополнения доходной части”. Что произошло и почему нельзя использовать прошлогодние профессиональные рекомендации, тоже осталось за кадром.

 Трудно понять, чем занималась комиссия по экологии. Кроме перечисления (через запятую) вопросов, обсуждаемых на её заседаниях, и констатации того факта, что проблему технологических выбросов масложиркомбината так и не удалось решить, ничего сказано не было.

 Комиссия по развитию города, строительству и архитектуре “выступала арбитром в градостроительных спорах и конфликтах”. В частности, “успешно был разрешён конфликт жителей с застройщиком на улицах Ковалихинской и Фрунзе. В настоящее время развернулась общественная дискуссия по строительству оперного театра в парке им. Пушкина... Продолжается серьёзная работа по прояснению ситуации с долгостроем на Нижне-Волжской набережной”. Если говорить о первом и третьем конфликтах, то персональное участие в их разрешении принимал глава администрации Олег Кондрашов. Что же касается оперного театра, то им занимается администрация области. Почему всё это попало в отчёт главы города, остаётся только догадываться.

 Комиссия по экономике, промышленности и предпринимательству занималась, судя по отчёту, только ларьками. Ни слова о том, что именно делалось в направлении “создания в Нижнем Новгороде инвестиционного и налогового климата, при котором наиболее эффективно и правильно развивались бы нижегородские предприятия”.

Городское дежа вю

 Во второй части отчёта Сорокин выступил уже от имени главы города. Хотя и тут конкретики оказалось крайне мало. Странное впечатление оставил раздел, касающийся международных контактов Нижнего: многочисленные юбилеи побратимских отношений, саммит Россия-ЕС, форумы “Россия Единая” и “Великие реки”... Что нового внёс в эти мероприятия городской голова, неясно. Как и в создание межвузовских центров с участием иностранных партнеров: представляется, что этим занимались вузы, а не городские власти.

 Что касается привлечения в город иностранных инвесторов, то его глава ездил в иностранные государства, участвовал в многочисленных выставках и форумах. Но ни о контрактах, ни хотя бы о подтверждениях намерений инвесторов вкладывать деньги в городскую экономику ничего не сказал. Хотя из отчёта удалось узнать о работе губернатора — например, о том, что за несколько лет в области появились около 50 заводов с участием иностранного капитала.

 Аналогично обстоят дела и с созданием рабочих мест — приоритетным направлением в работе главы города, о чём он сообщил депутатам. После этого говорил о выделении площадок под новые производства, о необходимости модернизации промышленности — и ни слова о том, что изменилось в этой сфере за год. Из проектов, которые дадут городу рабочие места, в пример был приведён опять же областной проект технопарка “Анкудиновка”. Кроме этого, Сорокин подробно рассказал о грантах и областных программах для предпринимателей, к которым город не имеет никакого отношения. По той же схеме описана работа над инвестиционным климатом в городе: начиная с работы инвестсовета при губернаторе.

 Всё дальнейшее содержание отчёта — рассказ о том, что город планирует принимать участие в громких областных проектах: это и ЧМ-2018, и пуск метро в верхнюю часть Нижнего, и строительство терминала в аэропорту, и ФОКи. И ни слова о собственных проектах.

 Тех, кто следит за деятельностью главы города с самого её начала, не оставляло ощущение дежа вю. Ведь если вспомнить, например, первое интервью Олега Сорокина в новой должности телепрограмме “В городе N” или его встречу с предпринимателями в ноябре 2010 года, то едва ли найдёшь “десять различий”: тогда глава города тоже прислонялся к областным проектам, ничего своего не предлагая. Но если полтора года назад это можно было понять, то сейчас выглядит, по меньшей мере, странно.

Дорога в никуда?

 “Это отсутствие стратегичности в деятельности Олега Сорокина особенно смущает, — отозвался об отчёте руководитель Центра социально-по-литических исследований Приволжского филиала Института социологии РАН Евгений Семёнов. — В городе есть системные проблемы, к решению которых он так и не приступил. Например, дефицит детских садов. В отчете представлен следующий факт: “найдено 30 площадок для строительства детских садов”. И это результат полуторалетней работы? Для Сорокина, который известен как человек, который строит много и очень быстро, это несерьёзно”.

 Заметим, что аналогично обстоят дела с медициной. Цитата из отчёта: “Здравоохранение теперь находится в компетенции области, но городская власть продолжит заниматься развитием здравоохранения на другом уровне: будем подбирать земельные участки под строительство новых медицинских учреждений... В качестве примера: мы недавно определили место (одно! — А. Г.) под строительство поликлиники в районе Мещерского озера”.

 Если говорить о “больших” стратегиях, то в 2012 году мы отмечаем 400-летие Нижегородского ополчения, напомнил Семёнов. Это событие, считает он, можно было использовать в работе с федеральной властью, в том числе для получения серьёзных инвестиций. Именно так в своё время сделала Казань, придумав собственный 1000-летний юбилей, и тогда в Казань потекли десятки миллиардов. Мы же свой повод, судя по всему, упустили, поскольку начинать надо было в 2011-м.

 Если бы дело касалось только исторических юбилеев...

Анна Гаврилова, Биржа № 11 от 27 Марта 2012

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.