Вязаная бомба от Анны Лесниковой

06.04.2012
Просмотров: 3601

На трикотаже мастера из Нижнего учат будущих кутюрье в Лондоне.

На рубеже веков в платьях от Анны Лесниковой щеголяли нижегородские светские львицы и любимые женщины “авторитетов". Сейчас по её изделиям преподают трикотаж в самом престижном дизайнерском вузе — лондонском колледже St. Martins. В её сиянии померкли такие мировые трикотажные бренды, как Соня Рикель и Миссони, а её идеи без зазрения совести копируют ведущие дизайнеры. Самой же Лесниковой не надо ни собственного модного дома, ни сверхприбылей. Главное, чтобы не мешали 20 часов в сутки сидеть над вязальной машинкой и создавать новые техники...

Кутюрье Носковой и Немцовых

— Почему у вас логотип — корона?

— Потому что я королева трикотажа, — невозмутимо отвечает Анна. — Меня короновали на всероссийском конкурсе в Санкт-Петербурге, где по иронии судьбы член жюри была одета в моё платье!

Первую петлю она сделала в пять лет. Сама, по наитию. В третьем классе уже форсила в вязаной косынке собственного дизайна. Однако мама мечтала, чтобы дочь пошла работать в торговлю. Анна перечить не стала. Получила диплом технолога по приготовлению пищи и... занялась вязанием.

Её яркие вещи в мрачные 90-е стали лучом света в тёмном царстве. Наряды от Лесниковой появились в гардеробах Ольги Носковой, Нины Зверевой, Ирины Вдовиной, семей Немцовых, Обуховых. Рассказывали как анекдот, что когда “новые русские" появлялись в мастерской Лесниковой с женами и любовницами, то торговались, но... наоборот. “Здесь на 27 тысяч, но со скидкой будет 25". — “А зачем мне скидка? Вот тебе 30".

В 1997 году Лесникова произвела фурор в Дюссельдорфе, куда её пригласил министр экономики Германии Вольф-ганг Клемент. Коллекция разошлась моментально и по бешеным ценам.

— Кстати, ещё в 1989 году один немец, приезжавший по делам на ГАЗ, скупал мои вещи, — вспоминает Анна. — Брал всё, что было на тот момент. Увозил сумками.

Уже на том этапе Лесникова не была провинциальной вязальщицей. Достаточно сказать, что Валентин Юдашкин пошёл на неслыханный шаг: на своих показах в Нижнем в 1995-м и 1996 году выступил с Анной дуэтом.

В депрессию вогнали китайцы

А потом пришла депрессия.

— Возрастная, — неохотно признаётся Анна. — Обуял какой-то ужас. Наверно, сказалось ещё и то, что я долгое время спала по три часа в сутки...

Но постепенно, слово за слово, выясняется, что причины для депрессии были довольно веские:

— Когда Китай заполонил рынок, все, у кого одевался средний класс, “просели". Совершенно неожиданно пошли возвраты из всех магазинов, склад был завален... А у меня 13 человек тогда работали!

Первым делом Лесникова помогла людям трудоустроиться. А потом на три года погрузилась в депрессию. Не участвовала в показах, не делала новых коллекций.

— Но я не умерла с голоду. У меня есть такие наработки, которые до сих пор продаются, — рассказывает Анна. — Например, платью “Орхидея" больше 20 лет, но оно по-прежнему востребовано.

Когда хандра отступила, оказалось, что появилось много новых имён, материалов, техник... Лесниковой пришлось усиленно догонять. И догнала: Неделю российской моды поменяла на более статусную Неделю высокой моды.

— Что было приятно: как только приехала в Москву и повесила на Неделе высокой моды свои “Орхидеи", более “кутюрный" вариант, — меня сразу вспомнили. Оказалось, что и не забывали.

В Москву! В Москву!

Четыре года назад Лесникова решила окончательно перебираться в столицу. Много лет она жила на два города, гоняя между столицей и Нижним на машине. Но как-то было — уснула за рулём, улетела в кювет. И испугалась, что однажды не доедет...

Сейчас Анна снимает большую квартиру недалеко от центра: это у неё и дом, и офис, и мастерская. Взяла двух любимых мастериц из Нижнего. Сейчас они работают у неё вахтовым методом: две недели одна, две недели — другая. Расширяться Анна не планирует:

— Нет, мне хватает двух моих девочек. Мы с ними очень много лет, и я на сто процентов уверена в их порядочности. Знаю, что они ни за что не будут копировать мою модель на сторону.

Вот она, самая больная тема в мире моды!

— Знаешь, сколько у меня подражателей? — говорит Лесникова. — В 1997 году на Неделе российской моды я показала коллекцию “Фикция". Её фишкой были рисованные воротнички, лацканы, галстучки. Это была настолько гениальная идея, что её украл весь мир! Кастельбажак, Джанфранко Ферре, Нина Риччи... И что я испытала? Кайф! Они знают, у кого красть!

Лесникова делает глоток зелёного чая без сахара и говорит уже спокойнее:

— Я не могу насытить весь мир: у меня всего две руки. Пусть насыщают другие. А я рождена рождать идеи!

Работаю с десяти до шести. Утра

Чайковский принципиально не работал ночами. Анна работает в основном ночами. Нередко ложится спать в пять-шесть утра. Через четыре часа снова на ногах:

— Если я шесть часов поспала — значит, выспалась на год вперёд. Работа для меня — удовольствие, наркотик. У меня цель не заработать деньги, а сотворить прекрасное.

Немало талантов стремится работать в команде с Анной, чтобы овладеть только ей одной известными техниками, но она всем отказывает:

— Не хочу клонировать вещи. Они, как дети, единственны и неповторимы. Я не хочу нарушать кулуарность своего существования и окружать себя новыми помощниками. Не доверяю этой стране: здесь может произойти всё что угодно...

При этом Анна рада, что живёт именно в России.

— Как ярко и “кутюрно" одеваются у нас, так нигде в мире не одеваются, — и она подводит меня к мужскому манекену размера эдак 56-го. — Вот, постоянный клиент заказал. Ярко-оранжевый кардиган, под цвет машины. Собирается гулять по Праге.

Автограф для Бирмана

У Лесниковой немало ноу- хау, которыми во всём мире владеет только она:

— Например, пэчворк в разные стороны вязки, наполненный рисунком. Эта техника вязания в разные стороны существовала и раньше. Она и без того сложная, не каждый знает, что её можно вязать, не обрывая нить и не делая швов. А я ещё и в рисунок вяжу, причём в очень сложный. Только тот, кто хоть немного вяжет, поймёт, как это сложно — связать целостный рисунок на всю вещь, на всё полотно, когда оно расходится в разные стороны...

Кстати, она уже давно не только вяжет. Сейчас увлекается техникой валяния:

— Вот на этом платье весь рельеф вылеплен, свалян вручную. Иногда одну вещь делаем с помощницей недели две. Сейчас никто не вкладывает столько труда в одно изделие. Но я принципиально не работаю “на потоке".

Поэтому каждая вещь существует в единственном экземпляре. Возможны только вариации.

Самая привилегированная категория клиентов — это нижегородцы. Всем им Лесникова даёт 50-процентные скидки. Сейчас в Москве её вещи носят экс-нижегородки Анна Прибылова, Анна Татаринцева, Нина Зверева...

Наряды от Лесниковой есть в гардеробе многих звезд. Например, Никита Михалков уже давно носит её джемпер с автографом впереди и с хлопушкой на спине. А недавно похожую вещь — но уже со своим росчерком — Анне заказал заместитель главы Нижнего Новгорода, бизнесмен и поэт Дмитрий Бирман.

Убийца торговых центров

Этой весной Анна решила пропустить Неделю высокой моды: сейчас вовсю работает над “бомбой", которая, по её прикидкам, осенью должна взорвать модный мир!

Кроме того, у Лесниковой много заказов. Они прибывают как от постоянных клиентов, так и от незнакомых пока людей, которых её вещи “зацепили" в интернет-магазинах:

— Те, кто арендует площади в торговых центрах, не успевают подсчитывать убытки. Скоро наступит момент, что арендаторы оттуда уйдут, и центры будут стоять пустыми. Сейчас время Интернета. Я всё заказываю в сети, покупки привозит курьер, я не трачу время на пробки. А Рублёвка? Все мои клиенты давно никуда не выезжают! Смотрят показ по Интернету, а потом так же он-лайн покупают вещи. Лучше купить вещь напрямую у художника, чем переплачивать вдвое за покупку в арендованном магазине.

— Но в Интернете не пощупаешь вещь, не посмотришь расцветку вживую, не примеришь, — пытаюсь полемизировать я.

— У меня 90% клиентов москвичи. Первый контакт — обязательно личный. Я смотрю на человека, а он трогает и примеряет вещи “живьём". И понимает, что никто в мире не делает трикотажа лучше!

Лесникова убеждена: сейчас для того, чтобы состояться в творческой профессии, не обязательно ехать в Москву. Можно вообще купить дом в деревне, оборудовать там мастерскую и творить в своё удовольствие, продавая изделия через Интернет:

— Когда клиент перечисляет платёж, мне поступает sms, и я проверяю свой интернет-кошелёк. Деньги поступили? Тут же вызываю курьера и отправляю посылку. Через один-два дня вещь у клиента, через три-пять — за границей.

Татьяна Кокина-Славина, Биржа № 12 от 3 Апреля 2012

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.