«Туризм очень чувствителен, как барометр»

17.04.2012
Просмотров: 1698

Глава Ростуризма Александр Радьков рассказал «Газете.Ru» о причинах демпинга в туриндустрии.

Глава Ростуризма Александр Радьков рассказал «Газете.Ru» о форс-мажорном компенсационном фонде, причинах и последствиях демпинга и имидже Северного Кавказа.

фото info.tatcenter.ru
– Насколько туристический рынок сейчас рентабелен? Как сказывается на рентабельности демпинг на туристическом рынке? И можно ли его избежать?

– Рынок рентабелен, иначе бы его просто не существовало. Внутренний туризм более устойчив по сравнению с выездным – у первого меньше предпринимательских рисков.


Большим рискам подвержен рынок выездного туризма – они связаны с необходимостью предварительного выкупа блока авиабилетов и номеров в отелях. Туроператоры вынуждены заранее оплачивать блоки авиакомпаниям, вне зависимости от того, есть у них туристы или нет. На рынке выездного туризма может происходить серьезное снижение спроса из-за сезонных колебаний и плохих экономических показателей в стране. Низкий спрос и переизбыток авиабилетов на определенном направлении могут спровоцировать демпинг. И в результате появляются банкротства на рынке.


Да, выездной туризм – низкорентабельный. На нем маржа колеблется на уровне 3%-5% после отчисления агентских комиссий. В этом плане сфера туризма очень чувствительна, как барометр. Туроператоры всегда болезненно воспринимают любую негативную информацию с рынка.

– Туроператоры утверждают, что авиакомпании ставят им несправедливые условия, и это провоцирует банкротства. Этой проблемы нельзя избежать?

– Бороться нужно только одним способом – не подписывать подобные контракты.


Их никто не заставлял под дулом пистолета подписывать подобные договоры. И если они подписались и взяли на себя обязательства, почему после этого туроператоры говорят, что им невыгодно продают билеты?


Я не защищаю авиакомпании, но турфирмы должны вести консолидированную политику в переговорном процессе с авиакомпаниями. Нужно понимать, что авиакомпании также нуждаются в туроператорах и зависят от них, как и туроператоры нуждаются в авиакомпаниях.

Да, ситуация непростая. Авиакомпании действительно выставляют жесткие условия, но туроператорам необходимо научиться договариваться между собой, чтобы выставлять консолидированные требования. А сейчас мы видим, что туроператоры между собой не могут договориться: амбиции одних приводят к тому, что другие, пытаясь остаться на рынке, работают в убыток, а это заканчивается банкротством.

Но проблема лежит не только в плоскости взаимоотношений туроператоров и авиакомпаний. Нужно расширять конкуренцию на рынке авиаперевозчиков – на сегодняшний день по пальцам можно пересчитать крупных перевозчиков на самых популярных направлениях. Большее количество авиакомпаний будет способствовать увеличению выбора авиаперевозчиков для сотрудничества, будут снижены цены на услуги авиакомпаний, что приведет к снижению цен на услуги туроператоров.

– В апреле из государственного реестра туроператоров удалили более 300 компаний. С чем вы связывает столь массовый уход туроператоров с рынка?

– Это была чисто техническая санация реестра. Нередко она объясняется тем, что некоторые компании не стали продлевать финансовое обеспечение у одного юридического лица, а входят в реестр под другим юрлицом. И в итоге общее число туроператоров не намного снизилось – осталось приблизительно таким же. Информация была неправильно истолкована.

Но этот вопрос очень важен для рынка: туроператорам необходимо вовремя продлевать сроки финансового обеспечения. А туристам, прежде чем заключать договор о покупке тура, нужно обратить внимание на то, находится ли туроператор в реестре. И проверить совпадают ли сроки реализации тура: приходится ли он на тот срок, во время которого действует фингарантия. К примеру, сроки финобеспечения туроператора заканчиваются в мае, а тур куплен на август. Важно проверить, чтобы окончание тура укладывалось в рамки финобеспечения.

– После банкротства «Ланта-Тур Вояж» актуален вопрос безопасности туристов за рубежом. Какие меры необходимо предпринимать для обеспечения безопасности? Ранее вы говорили о том, что в России будет создан фонд помощи туристам, которые оказались в экстренной ситуации за рубежом.

– Мы не сможем избежать банкротств на рынке – они всегда были и всегда будут, и не только в России. Недавно прошла серия крупных банкротств в Великобритании и в других странах. Но мы должны полностью обезопасить наших туристов от подобных случаев.

Нужно обратить внимание на следующие проблемы: в случае банкротства турист должен получить полную компенсацию потраченных денег, для этого у нас существует механизм финансового обеспечения для туроператоров – они страхуют свою ответственность.


Но банкротства «Ланта-тур» и «Капитал-тур» показали, что в случае, если банкротится крупный туроператор, финансового обеспечения на всех пострадавших не хватает. На сегодняшний день максимальная планка – 100 млн рублей. Важно увязать размер финансового обеспечения с реальными оборотами компаниями. Надеюсь, что поправка будет принята уже в этом году, первые чтения прошли еще осенью прошлого года.


Вторая проблема, с которой сталкиваются туристы обанкротившихся туроператоров, – это проблема с гостиницами, когда во время их пребывания на отдыхе обанкротился туроператор и отели не оплачены. Тогда отели могут взять в заложники туристов и начать вымогать у них деньги, блокируя номера и не отдавая багаж и паспорта. Это нарушение прав и международных норм, и мы с этим боремся, готовим поправки в закон и прорабатываем соответствующую международную конвенцию.


Но в России для этих случаев необходимо сформировать компенсационный фонд, который позволил бы экстренно возвращать туристов. Механизм этого фонда обсуждается сейчас на экспертном уровне и будет внесен на рассмотрение в Госдуму.


– Принятие конвенции что-то изменит?

– Конвенция разрабатывается Всемирной туристкой организацией ООН для обеспечения безопасности туристов. Необходимость разработки этой конвенции была обусловлена событиями, происходившими в последние годы. Россия была одним из инициаторов создания этой конвенции, потому что вопрос безопасности российских туристов был у всех на слуху. Туристы все чаще сталкиваются с проблемами обеспечения их безопасности, в том числе с экономической точки зрения – они застревают в аэропортах из-за стихийных бедствий, испытывают трудности из-за финансовых проблем туроператоров, их права нарушаются. В новых, изменившихся условиях в мире настала необходимость разработать документ, который бы обеспечивал безопасность всех туристов, вне зависимости от их национальной принадлежности. Чтобы все это регулировалось едиными международными правилами, и чтобы все придерживались этой конвенции. К мнению России во Всемирной туристской организации прислушиваются, и опыт нашей страны по защите своих туристов в условиях форс-мажоров был учтен, все помнят ситуацию, когда за очень короткий период было вывезено более 50 тысяч человек из Египта. Сейчас конвенция только разрабатывается, создана рабочая группа, в которую входит и представитель Ростуризма. Мы надеемся, что в этом году документ будет завершен. Наверняка в нем найдет отражением и тема создания компенсационных фондов.

– Расскажите о принципах работы такого фонда в России? Какие отчисления будут платить участники рынка?

– Скорее всего, фонд будет создан из отчислений туроператоров – они будут платить процент от оборота, правда, пока не ясно какой. Эксперты называют разные цифры – например, 0,1% от оборота, но мы пока еще высчитываем оптимальный вариант. Механизм работы фонда пока обсуждается, и до конца не ясно, будет ли он функционировать в рамках саморегулируемых организаций, либо он будет иначе работать как-то иначе. Об этом говорить еще преждевременно. Главное, что такой фонд должен быть, с этим все согласны, и для оперативного решения вопросов он будет создан.

– Какие государственные органы будут контролировать деятельность фонда?

– Функционирование этого фонда, формирование денежных средств и порядок их расходования будет определяться нормативными актами правительства.

– Каким образом туристическому бизнесу могут помочь саморегулируемые организации? Когда они могут появиться в России?

– Самое главное, что могут дать саморегулируемые организации, – это контроль за качеством предоставляемых услуг своих членов, определенную прозрачность в их деятельности и своевременное предупреждение о банкротстве. СРО разрабатывает свои стандарты качества, а также требует исполнения этих стандартов от своих членов. Если члены организации не удовлетворяют этим требованиям, они будут исключаться. Государство будет осуществлять контроль над самой СРО. Это достаточно серьезный механизм. Саморегулируемая организация лучше разберется со своими членами, потому что у СРО будет больше информации, большая прозрачность и большее доверие участников друг к другу.

– Сейчас ко второму чтению в Госдуме готовятся поправки в закон об основах туристической деятельности – предлагается запретить агентам работать от собственного имени — только от лица туроператора. Чем опасно это решение для туристической отрасли и турагентов. Каким образом оно может помочь бизнесу? Какие еще поправки в закон может принять правительство? Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, могут улучшить ситуацию на туристическом рынке?

– Рабочая группа пока отложила поправку, согласно которой агентства могут работать только от имени и по поручению туроператора, и тем самым она ответила на негативную реакцию рынка. Мы понимаем, что основная ответственность за качество турпродукта лежит на туроператоре, и эта норма содержится и в действующем законе. С туроператоров никто не снимал и не снимет ответственности, даже если не будет этой поправки. А в соответствии с Гражданским кодексом агентства могут заключать различные виды договоров и несут ответственность за всю полноту предоставляемой туристам информации.

– Какие еще законодательные изменения планируются?

– Будут изменения в части Кодекса по административным нарушениям, которая направлена на усиление ответственности туроператора, обсуждается вопрос о наделении Ростуризма правом через суд исключать туроператоров из реестра за недостоверность предоставляемых сведений, за грубое и неоднократное нарушение туристского законодательства. Но все равно нужно дождаться завершения работы рабочей группы, чтобы выносить какие-то результаты на публичное обсуждение.

– Окупятся ли инвестиции в строительство гостинично-курортного комплекса в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде-2014? Насколько рентабельными будут новые построенные гостиницы после проведения Олимпиады, и какие меры будут предприняты для привлечения туристов в регион?

– Это временные трудности. Сейчас там идет большая стройка, ремонтируются туннели. Все это отпугивает туристов, но это временное явление. Для Сочи в будущем важно сформировать свой туристический бренд, определиться с тем, как Сочи будет себя позиционировать. Здесь нужна будет маркетинговая работа, чтобы они себя позиционировали как туристический город с определенным имиджем. К примеру, Анапа себя позиционирует как зона детского отдыха. И хотя Сочи – это уже исторический сформировавшийся бренд, курорту все равно нужна некая новизна. После проведения Олимпиады нельзя терять темп, и уже сейчас нужно думать, что делать с этим дальше. Необходимо будет проводить какие-то крупные событийные мероприятия. Все будет зависеть от того, как выстроится маркетинговая программа, какие событийные мероприятия будут проводиться.

– Недавно президент России Дмитрий Медведев поручил правительству минимизировать финансовые риски инвестиций в туризм на Северном Кавказе долгосрочными госгарантиями. Каким образом новое сформированное правительство будет реализовывать эти планы?

– Речь идет о создании комфортных условий для инвесторов, вкладываются деньги в различную обеспечивающую инфраструктуру. Сейчас функционирует 14 зон туристского типа, и речь идет о создании новых туристических кластеров. Нужно серьезно улучшать имидж курортов Северного Кавказа, их безопасность, и это работа не одного дня.

– Существует ли возможность создания министерства туризма на базе «Курорты Северного Кавказа»?

– Это не входит в нашу компетенцию. Вопрос должен решаться на уровне правительства.

– Туризм в Москве – многих смущают высокие цены на гостиницы, владельцы которых ориентируются в основном на более прибыльный бизнес-туризм. Какие меры необходимо предпринять для привлечения туристов?

– Москва – это столица. Формат бизнес-отелей здесь всегда будет востребован, потому что деловой туризм – основанная мотивация для приезда иностранцев именно в столицу. Это крупный финансовый и деловой центр. Но мы не должны забывать о туристах, которые приезжают в столицу с другими целями, и для них нужно строить гостиницы формата две-три звезды. Что касается ценовой категории, то, поверьте мне, Москва здесь ничем не отличается от гостиниц Лондона, Парижа и Берлина. Цены на пятизвездочные отели везде сопоставимы. Другое дело, что рядовым среднестатистическим туристам нужны более экономичные варианты размещения. Сейчас в Москве строится достаточно много новых гостиниц, но их все равно не хватает в центре – туристу не очень интересно жить у МКАДа. Туристам нужно жить в центре, и эту проблемы нужно решать. В Санкт-Петербурге с этим легче справляются: строятся новые гостиницы, а старые здания переформатируют в гостиницы туристического класса.

ТЕКСТ: Екатерина Брызгалова

Источник: Газета.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.