Арбитраж погружают на глубину// С ЦКБ «Лазурит» требуют возврата средств по проекту водолазного комплекса

25.04.2012
Просмотров: 3601

Петербургское ОАО «Адмиралтейские верфи» через суд пытается расторгнуть договор с нижегородским ЦКБ «Лазурит» и взыскать с компании более 397 млн руб. из-за нарушения сроков проектирования глубоководного водолазного комплекса.

Петербургское ОАО «Адмиралтейские верфи» через суд пытается расторгнуть договор с нижегородским ЦКБ «Лазурит» и взыскать с компании более 397 млн руб. из-за нарушения сроков проектирования глубоководного водолазного комплекса (ГВК) для спасательного судна «Игорь Белоусов», которое строится по заказу Минобороны РФ, пиешт газета Коммерсантъ. От ГВК по проекту «Лазурита» военное ведомство уже отказалось, отдав предпочтение зарубежному комплексу. В ЦКБ уверены, что расторжения контракта косвенно добивались конкуренты бюро, и выдвинули встречный иск заказчику. Юристы полагают, что «Лазуриту» будет сложно взыскать с «Адмиралтейских верфей» убытки в полном объеме, а отраслевые аналитики говорят о комплексной проблеме конкуренции российских и зарубежных разработок.

О том, что арбитражный суд Нижегородской области начал рассмотрение иска ОАО «Адмиралтейские верфи» к ОАО «Центральное конструкторское бюро „Лазурит“», стало известно из материалов суда. Петербургская компания требует расторжения договора с «Лазуритом», а также взыскания более 397 млн руб. Из них порядка 13 млн руб. составляют пени за нарушение сроков выполнения работ, более 370 млн руб. — аванс и более 13 млн руб. — компенсация за пользование чужими денежными средствами. Суд привлек к делу в качестве третьего лица Минобороны РФ и перенес предварительное слушание на 15 мая. В то же время ЦКБ «Лазурит» обратилось в суд со встречными исковыми требованиями к «Адмиралтейским верфям» на сумму более 176 млн руб., но нижегородский арбитраж не принял иск к производству и к делу не присоединил, посчитав эти требования самостоятельными.

ОАО «ЦКБ «Лазурит» зарегистрировано в 1993 году на базе одноименного ЦКБ, основанного в 1953 году Министерством судостроительной промышленности ССР. Проектирует боевые и специальные подводные лодки, а также подводные сооружения и средства. ыручка в 2011 году — 187,4 млн руб., чистая прибыль — 7,9 млн руб. По данным на конец марта 2012 года, 49,95% акций ОАО принадлежат ЗАО «Лазурит-НН», 25% — ОАО «Завод „Красное Сормово“».


О каких конкретно контрактах идет речь, в судебных документах не сообщается. По информации РИА «Новости», «Адмиралтейские верфи» требуют расторжения договора проектирования глубоководного водолазного комплекса для спасательного судна «Игорь Белоусов» проекта 21300. Судно, способное обнаружить аварийную подлодку и оказать помощь экипажу, было заложено на «Адмиралтейских верфях» в 2005 году, на следующий год компания подписала с ЦКБ «Лазурит» договор на проектирование глубоководного водолазного комплекса, который в случае аварии сможет пристыковаться к подлодке. Срок сдачи «Игоря Белоусова» изначально был запланирован на 2010 год, сейчас он перенесен на 2014 год. Общая стоимость проекта — 11,5 млрд руб. В конце февраля этого года со ссылкой на источник в главном штабе Военно-морского флота РФ РИА «Новости» сообщало, что принято решение отказаться от услуг ЦКБ «Лазурит». По данным Центрального военно-морского портала, ссылавшегося на источник в «Лазурите», причиной отказа стала «необоснованно» завышенная, по мнению Министерства обороны РФ, стоимость создания и производства ГВК (возросла с 800 млн до 2,5 млрд руб.), а также неопределенность по срокам готовности комплекса к поставке на корабль. В начале апреля «Адмиралтейские верфи» заключили соглашение с ОАО «Тетис Про» об оснащении спасательного судна серийным ГВК шотландской компании Divex (1,36 млрд руб.).

В «Адмиралтейских верфях» разбирательство не комментируют до завершения арбитражного процесса. Получить комментарии «Лазурита» вчера не удалось — генеральный директор Михаил Вайнерман был в командировке. Ранее в своих статьях, опубликованных на официальном сайте ЦКБ в качестве комментариев к сообщениям СМИ о процессе строительства ГВК, он отмечал сложности с финансированием проекта 21300 («…к сожалению, к концу 2008 года строительство было профинансировано менее чем на 15%, а к сентябрю 2011 года — менее чем на 50%») и последовательно доказывал преимущества разработки «Лазурита» по сравнению с зарубежными аналогами (предельная глубина погружения, уровень автоматизации, расходы на эксплуатацию, соответствие российским нормативам и т.д.). «Так кому же так хочется выбросить „Лазурит“ из проекта? — спрашивает глава ЦКБ в статье и сам же отвечает: — Может, тем, кто мечтает стать поставщиком серийного зарубежного комплекса. И ответственности никакой — за рубежом-то он работает! И финансовые потоки будут нужным образом направлены».

По мнению бывшего главного специалиста Центра технологии судостроения и судоремонта, заместителя генерального директора по развитию судостроительного завода "Пелла" Ильи Вайсмана, на фоне конфликта «Лазурита» и «Адмиралтейских верфей» главное сейчас — «понять, в чем сверхзадача зарубежной покупки»: «Если шотландский ГВК покупается как образец для последующего отечественного серийного производства — это одно. А если и в будущем мы собираемся закупать их за пределами страны, тогда мы рискуем стать технологически зависимыми от зарубежных поставок». В целом, по словам господина Вайсмана, спасательные комплексы уже сейчас нужны как военному, так и гражданскому флоту и от того, чьего производства они будут, в перспективе зависит не только обороноспособность страны, но и ее экономическая безопасность: «Например, сейчас стоит задача обустройства Северного морского пути. Пока он не соответствует всем критериям безопасности, поэтому иностранные поставщики не согласны возить нашими караванами свои грузы. А это колоссальные убытки. Если мы не сумеем обезопасить этот путь, это сделает международная общественность».

В контексте арбитражного разбирательства для ЦКБ разрыв контракта грозит потерей реально затраченных на проектирование средств, так как доказать в суде размер убытков «Лазуриту» будет сложно, считает юрист Goltsblat BLP Дмитрий Клеточкин. По его прогнозу, даже если «Адмиралтейские верфи» не попытаются признать договор недействительным и будут готовы возместить конструкторам убытки, с оценкой объема и стоимости проведенных ЦКБ работ могут возникнуть проблемы. «Здесь речь идет не о конкретных товарах, а о проектных работах. Оценить качество и стоимость создания тех или иных чертежей крайне сложно, и исход встречного иска ЦКБ к „Адмиралтейским верфям“ будет зависеть от того, каких экспертов привлечет суд», — полагает юрист.

 

Людмила Аристова

Источник: Коммерсантъ Приволжье. Нижний Новгород
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.