Сергей СУРОВ: В бизнесе везёт порядочным

26.04.2012
Просмотров: 2049

Гендиректор “Президент-Отеля" считает, что нижегородским инвесторам недостаёт терпения.

Сергей Суров хотел стать капитаном дальнего плавания, но в речное училище не прошёл по зрению. Последние шесть лет он рулит четырехзвёздочным “Президент-Отелем", в котором останавливаются все правительственные делегации. Карьеру в гостиничном бизнесе начинал с нижегородской гостиницы “Волна", которую возглавлял четыре года. А потом возникло непонимание с собственником, и Суров два года “бомбил" на собственной машине. Пока в 2002 году ему не поступило предложение, от которого он не смог отказаться.

— Всё руководство города и области, с которым я общался, цокало языком: надо же, какой менеджер пропадает. Но в Нижнем для меня работы не находилось. А потом люди, с которыми я пересекался раньше, пригласили меня в “Президент-Отель". Новый генеральный директор набирал команду профессионалов. Соискателей было много. Приглашение на должность коммерческого директора я получил через два месяца после собеседования.

— Как вас приняла Москва?

— Очень хорошо. Думаю, ещё и потому, что я не был москвичом и не знал многих нюансов. Начал с чистого листа. Приходили какие-то люди, говорили: “Как вы себя с нами ведёте? Да вы знаете, кто я такой?" А я спокойно отвечал: “Не знаю".

— Если честно, сразу целились на кресло генерального?

— Об этом и речи не было. Но через четыре года гендиректор сделал меня своим первым замом. А когда ушёл на повышение, управляющий делами президента из нескольких кандидатов выбрал меня.

— Для вас это предложение было неожиданностью?

— Нет. Эмоций не было никаких. Да и не до них было. Нужно было держать в руках предприятие. Но страха и тревоги, что не потяну, не испытывал. Чего бояться, если ты профессионал?

— “Президент-Отель" — государственное предприятие. Вы себя чувствуете больше хозяйственником или таким же менеджером, как руководители частных гостиниц?

— У меня та же головная боль, что и у них. Мы тоже работаем на рынке, и нам надо заполнять номера. То, что мы государственное предприятие, даёт нам всего 2% загрузки. Остальных гостей мы привлекаем в отель сами.

— И какова загрузка?

— В докризисные времена было 80%, сейчас около 50. Если учесть, что из 365 дней в году сто выходных, плюс есть “пустые" месяцы август и май, то 50% при нынешней жёсткой конкуренции — неплохой показатель.

— Как вы его достигаете?

— Работаем с корпоративными клиентами, с постоянными индивидуальными гостями, которые останавливаются у нас с 90-х годов. Но привлекать гостей становится всё труднее. Каждый год в Москве открываются новые гостиницы, а народу сколько ездило, столько и ездит. Огромного туристического бума нет, а бизнес-туристы обычно приезжают в понедельник и в четверг стараются уехать.

— Я так поняла, перспективы безрадостные.

— Нет, нормальные перспективы. До 2002 года, когда я пришёл сюда, отель работал в ноль. А сейчас мы прибыльное предприятие, дотаций не получаем.

— Сменив в своё время автозаводский цех на “Волну", вы получили специальное образование?

— У меня было высшее экономическое образование. Потом я работал в “Волне" и учился на практике. Акционеры привлекли на основные должности 50 хорватских специалистов, и к каждому из этих менеджеров прикрепили нижегородца. Хорваты были очень профессиональные, все — сотрудники гостиницы “Интерконтиненталь" в Загребе. Поэтому “Волна" никогда не была провинциальной гостиницей. По тем временам она была центром, вокруг которого вращалась вся нижегородская элита. К нам дважды Ельцин приезжал!

— Самая классная гостиница, в которой вам приходилось бывать?

— У каждой гостиницы, даже у самой фешенебельной, есть свои изъяны. Может, у меня уже профессиональный взгляд, и я не могу воспринимать отель просто как гость. Есть к чему придраться и в пяти звёздах. В свой день рождения был в очень хорошем отеле за рубежом...

— И вам не прислали в номер шампанского?!

— Не прислали. Зато прислали конвертик. Я с интересом открыл: думал, поздравление. А там напоминание, что мне надо сходить на ресепшн и заплатить какие-то деньги.

— Как нижегородский гостиничный бизнес выглядит на фоне других регионов?

— Плохо выглядит. У меня не так много поездок по России, но это очевидно. Мы значительно уступаем Самаре, Екатеринбургу. Там движуха есть, бизнес идёт. А в Нижнем какой-то местечковый уровень, никто не хочет мыслить глобально. Гостиница “отбивается" за семь-восемь лет, а в Нижнем хотят получить всё и сразу. От этого вся беда. Чтобы развить в Нижнем гостиничную сеть, нужны воля и деньги. То есть инвесторы.

— Откуда их ждать?

— Извне никто не придёт. Деньги в городе есть. Надо не в кубышку складывать, а вкладывать в долгосрочные проекты. Что мешает строить “Волжский откос"? Что мешает на месте “Октябрьской" поставить очень хорошую гостиницу? Видно, и у властей нет заинтересованности. Как была одна “Волна" четырехзвёздочной сертифицированной гостиницей — думаю, она одна и осталась. Вот на Ошарской поставили огромный офисный центр. Что мешало там гостиницу построить? Наверное, инвесторы думают: офисный центр — это прибыльно, сдал площади в аренду и сиди кури. Но многие офисные центры стоят пустыми, и все действительно сидят курят. А гостиница бы работала.

— Какие отели нам нужны?

— Всякие. Будут заполняться и пятизвёздники. Четыре-пять гостиниц такого уровня городу нужны. Только они должны быть настоящими, большими, с конгрессными возможностями, а не на 15 номеров. Без таких отелей невозможно развитие Нижнего как центра делового туризма.

— Нужно с нуля строить или реконструировать старые объекты?

— Дешевле с нуля. Но не в чистом поле.

— А есть смысл строить высококлассные отели на окраинах?

— В 90-х годах в “Волне" была загрузка меньше 40%, тем не менее она приносила миллион долларов чистой прибыли.

— Нынешние гости какие отели предпочитают?

— Если это бизнесмен и он приехал по делам, то обычно выбирает большую гостиницу со всей инфраструктурой, рум-сервисом и высоким уровнем безопасности. Из такого отеля он может, не выходя, решать все вопросы. А маленькие гостиницы хороши для курортов.

— Насколько это вообще благодарный бизнес?

— Кредиты получить сложно, а вложения нужны немалые. Со строителями надо хорошо работать, чтобы цены не завышали. Может, даже брать их в долю будущего бизнеса. Однако гостиница — это доход более или менее стабильный. Люди всегда будут ездить. Тем более Нижний — столица округа.

— У вас в подчинении 800 человек. В каком стиле вы управляете коллективом?

— Я не самодур. Могу взорваться, но это редкий случай. Конечно, приходится увольнять, и это всегда нелегко. Обычно увольняю за безалаберность и непрофессионализм. Если сотрудник ввёл гостя в негатив или сорвал какое-то мероприятие — это сразу за ворота.

— А бывают особо сложные клиенты?

— Все сложные. Простых нет. Но капризами это назвать нельзя. В основном это требовательность. Самая сложная категория — требовательный гость, который при этом сам не знает, чего хочет.

— Кто вам больше всего запомнился из высоких гостей “Президент-Отеля"?

— К нам пять раз приезжал глава КНР Ху Цзиньтао. В последний визит он остановился около меня на 15 минут. Шутил, что он постоянный гость и у него должна быть скидка. Уго Чавес — весельчак. Представился неформально: “Привет, я Уго".

— Как проходит ваш день?

— Приезжаю в восемь и первым делом смотрю результаты ночного аудита. У нас стоит электронная система управления гостиницей, где видна вся информация: сколько сейчас гостей, сколько мы заработали по бару, по ресторану. Потом начинаются встречи с руководителями отделов. Общие оперативки провожу не чаще двух раз в месяц.

— В Нижнем у вас кто-нибудь остался?

— Вся моя семья — жена, дочери и мама — живёт в Москве. А в Нижнем у меня много друзей. К сожалению, никто не процветает, хотя в 80-х, казалось, все дороги были открыты.

— Разница в статусе не мешает общению?

— Нет, я не понтуюсь никогда. Если надо, помогаю. Кому с больницей, кому со связями.

— Цех вспоминаете?

— Конечно. ГАЗ — это моя школа жизни. Там я научился общению с людьми, житью в коллективе, умению принимать решения. И люди вокруг были настоящие: профессиональные, упёртые, с какой-то идеологией в голове.

— Каким людям в бизнесе сопутствует удача?

— Порядочным, в первую очередь. Конечно, надо быть профессионалом. Но, двигаясь вперёд, нельзя лезть по головам.

Сергей Геннадиевич СУРОВ родился в 1963 году.

ДЕЛО. В 1996-2000 годах — директор гостиницы “Волна" (Нижний Новгород), с 2006 года — генеральный директор “Президент-Отеля" (Москва).

ХОББИ. Чтение.

ЛЮБИМЫЕ КНИГИ. Владимира Кунина, Владимира Войновича, Михаила Зощенко.

ЛЮБИМОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ. “Торопиться надо медленно".

СЕМЬЯ. Женат, дочерям 25 и 16 лет.

Татьяна Кокина-Славина, Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.