НБД-Банк: 20 лет надежности

31.05.2012
Просмотров: 1691

В прошлом и в этом году по стране прокатилась волна юбилеев — многие компании, в том числе и финансовые институты, отмечают 20-летие. 15 мая отпраздновал эту дату и НБД-Банк. Все эти годы в НБД-Банке работает и 15 лет его возглавляет Александр Шаронов.


Легенды Нижегородской губернии   

В прошлом и в этом году по стране прокатилась волна юбилеев — многие компании, в том числе и финансовые институты, отмечают 20-летие. 15 мая отпраздновал эту дату и НБД-Банк. Все эти годы в НБД-Банке работает и 15 лет его возглавляет Александр Шаронов.

Беседовала Наталия Лисицына

— Александр Георгиевич, возрождение в России коммерческого банковского дела в основном пришлось на начало 90-х годов. Для того чтобы «вписаться» в рынок, надо было двигаться буквально в сумасшедшем темпе. Как вы оцениваете развитие НБД-Банка по сравнению с другими?

— НБД-Банк — это лучший банк среди всех! Даже просто потому, что здесь работаю я, здесь работают люди, которые мне близки и дороги. Мы многое прошли, преодолели, придумали вместе. Поэтому для меня этот банк лучший в любом случае.

Мы первыми в России разработали программу кредитования на покупку автомобилей, до этого такие кредиты не выдавались. Первыми запустили программу кредитования строительства мини-маркетов. Благодаря ей преобразились порядка 80% торговых точек Нижнего Новгорода. НБД одним из первых начал работать с малым бизнесом и сотрудничать с ЕБРР. Первыми в регионе запустили ипотеку, первыми поставили уличный автомат, первыми перешли на электронную обработку данных... Достижений много. Вообще это в нашем стиле — быть передовыми.

Но развитие было всегда планомерное, поступательное и динамичное. Мы работаем по принципу: надежность важнее прибыли, важнее любых цифровых показателей. Да, можно действовать более агрессивно и на каких-то участках достигать более высоких показателей роста и прибыли. Но это одновременно и более высокие риски, что, на наш взгляд, менее ответственно по отношению к клиентам. Мы выбираем то соотношение прибыльности, динамики развития и надежности, которое считаем оптимальным, которое позволяет уверенно чувствовать себя на рынке. Поэтому в период кризисов у нас имеется достаточный запас прочности, чтобы преодолевать их без посторонних вмешательств и помощи.

— Раз уж мы заговорили про кризисы: какие моменты в жизни банка вы бы отметили как наиболее сложные?

— Эти моменты общие для всех. В нашей стране нет стабильности, у нас крайне высокие административные, экономические, правоохранительные риски... С этим сталкиваются предприниматели самых различных отраслей.

А в банковской сфере это проявляется гораздо сильнее. У банка соотношение активов на собственный капитал максимально по сравнению с другими отраслями. Там в основном работают с кредитным портфелем, равным собственному капиталу либо в два-три раза больше. У банков это соотношение — 8–10. Поэтому любые изменения в макроэкономике на финансовом секторе сказываются гораздо сильнее.

— Что вы предпринимали для того, чтобы пройти рифы с минимальными потерями? И за счет чего, на ваш взгляд, НБД удавалось устоять тогда, когда рушились гиганты?

— Повторюсь: мы всегда держим в голове, что сегодняшняя сиюминутная прибыль, сегодняшняя сиюминутная динамика — это не конечная цель, не последняя инстанция. Это только способ, который надо всегда соотносить с надежностью. Это и позволяет строить более долгосрочный бизнес.

— Как, на ваш взгляд, за 20 лет изменилось понятие «поддержка малого и среднего бизнеса»?

— Сегодня про поддержку малого бизнеса только ленивый не говорит. Жаль только, что говорят гораздо больше, чем делают. В НБД-Банке — и так было изначально — это не одно из направлений, а наша целевая ниша.

Конечно, за 20 лет изменились клиенты. У них уже за плечами большой опыт прохождения и кризисных ситуаций, и ситуаций бурного развития. Кстати, предпринимателя, который не проходил кризис, я считаю, скажем так, начинающим, какие бы феноменальные показатели у него ни были. Не зря в русском языке есть поговорка «За одного битого двух небитых дают». Опыт — это то, что не купишь ни за какие деньги. И какие бы книжки, какие бы учебники ни читал, пока сам на своей шкуре не прочувствуешь, не факт, что получится извлечь уроки только из чужих ошибок.

Изменились и работники банка, и обычаи делового оборота, и законодательство, и экономика... Двадцать лет назад ставка Центрального банка была 210% годовых. Я помню, мы выдавали кредиты под 240%. Сейчас клиенты считают, что 14% годовых — это много. Страна за это время стала совсем другой.

— А какой-нибудь исторический анекдот из жизни банка можете рассказать?

— Вскоре после создания НБД-Банка в Нижнем появились первые облигации, так называемые «немцовки». Нормально налаженной инкассации тогда не было. И мы с одним коллегой (сейчас он крупный предприниматель, не буду называть фамилию) поехали на «Волге» в Центробанк на Покровке за «немцовками». Там в хранилище нам выдали два огромных полиэтиленовых прозрачных мешка, набитых облигациями. Мы выходим... А водитель не понял, что нас надо дождаться, и уехал. Мы долго соображали, прогуляться нам с этими мешками, в которых облигаций на очень крупную сумму денег, вверх по Покровке или не рисковать...

— И что решили? Как добрались?

Благополучно (смеется. — БК). Сегодня это действительно на анекдот похоже.

— Проект НБД-Банка «Лидер года. Поддержка малого и среднего бизнеса» популярен среди предпринимателей. Как он начинался и для чего вы его затеяли?

— Когда вышли из первого серьезного кризиса 1998 года, начался новый этап развития. И мы задумались, что можно предложить рынку. Возникла и идея этого проекта, на мой взгляд, очень позитивная. Тогда было в диковинку, что банк не зарабатывает на каком-то продукте, а, наоборот, тратит деньги на то, чтобы улучшать среду ведения бизнеса, популяризировать положительный опыт, повышать культуру предпринимателей и квалификацию менеджеров. Все это нужно в том числе и для того, чтобы кредиторы и заемщики говорили на одном языке и лучше понимали друг друга. Своего рода одна из форм социальной ответственности.

Ключевой момент в этом проекте — интерактивность, обратная связь. После каждого семинара мы получаем отклики и, исходя из этого, планируем следующие мероприятия.

— Что для вас понятие «клиентоориентированность»?

— Открытость, доброжелательность, желание сделать максимально комфортный сервис, максимально удобную услугу. А в конечном счете — выстраивание долгосрочных партнерских отношений с клиентами.

— Самые большие достижения НБД за два десятилетия? И кому этим обязаны?

— Прежде всего НБД состоялся как кредитная организация, как региональный банк. У нас прекрасный коллектив, наработанная база, партнерские отношения с многими клиентами, мы имеем партнеров не только в регионах России, но и за рубежом. НБД-банк известен. Принимая во внимание наши размеры, это очень серьезный результат.

Обязаны прежде всего квалификации, профессионализму, доброжелательности и самоотверженности сотрудников банка. Для достижения общих целей очень важно уметь взаимодействовать. Было много компаний в разных отраслях, где люди разругались, рассорились, не поделили, когда появилось что делить. Надо учиться выстраивать отношения. И прежде всего надо выстраивать отношения с достойными, порядочными людьми.

Мы работаем на рынке без всяких привилегий и хитрых путей. И я считаю, это добавляет и самоуважения, и уважения людей со стороны.

 Денис Лабуза, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области:

— Мне довелось сотрудничать с НБД-Банком и в качестве предпринимателя, и в качестве министра. Очень показательно то, что с самого начала деятельности НБД-банк позиционировал себя как банк для предпринимателей, причем не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. В то время коммерческие банки, как правило, представителей малого и среднего не жаловали, а в НБД-банке двери для них были открыты всегда.

Одна из главных задач регионального правительства — обеспечить целенаправленные финансовые вливания, поддерживающие развитие наиболее перспективных предприятий. Помощь НБД-банка в этой сфере трудно переоценить, решения принимаются быстро и высокопрофессионально. НБД-банк является одним из самых важных партнеров нашего министерства, участвует во всех программах по развитию малого бизнеса.

Благодаря грамотному и умелому руководству, всему коллективу сотрудников НБД-банк в кризисные годы и сам устоял, и помог продержаться многим своим клиентам. Это динамично развивающийся, надежный, перспективный банк, который работает с предпринимателями в том числе и в образовательной сфере. Открытый банком проект «Лидер года» позволяет представителям бизнес-кругов повышать квалификацию, обмениваться опытом, получать новые знания для развития своего дела.

фото журнал Бизнес-клуб

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.