Нижний Новгород в поисках самого себя.

06.06.2012
Просмотров: 1637

В конце мая прошла 3-я Московской биеннале архитектуры, темой которой была «Идентичность». В рамках биеннале в ЦДХ была представлена экспозиция, посвященная Нижнему Новгороду.

В конце мая прошла 3-я Московской биеннале архитектуры, темой которой была «Идентичность». В рамках биеннале в ЦДХ была представлена экспозиция, посвященная Нижнему Новгороду. Об этом сообщает пресс-служба Приволжского филиала Государственного центра современного искусства.

В зале № 7 были выставлена инсталляция с объектами Нижнего, а так же плазма с сюжетами художественного эксперимента Ксавье Жюйо на Стрелке нижегородского порта.

По словам куратора проекта, Марины Игнатушко, «главная ценность Нижнего Новгорода – природный ландшафт, слияние стихий, это определяет те свойства нижегородской ментальности, которые в дальнейшем и формируют нашу идентичность». В архитектуре и градостроительстве витальные энергии прорываются в пластических формах, в линиях, следующих абрису оврагов. Строительство города – структурирование и контролирование пространства - вело к выпрямлению кривых, сглаживанию «завитков». Этот процесс нашёл отражение и в новейшей архитектуре Нижнего. От повествовательной фигуративности банка «Гарантия», попыток организовать форму приёмами неопластицизма – к созданию структурных фасадов, графически передающих смысл и характер движения жизненных сил. Вместо иллюзорного тождества рисунка ландшафту получилась абстракция здания «Гимнаст», в арифметических пропорциях выражающая схему пространства. При этом логика не освобождают от эмоциональных переживаний, свойственной этому месту и нижегородской архитектуре.
Это та идентичность, которую мы создавали последние десятилетия.
Однако эту работу нельзя считать окончательной - ответом на вызов времени можно считать творческий эксперимент на Стрелке.

Два года подряд на Стрелке в нижегородском порту французский художник Ксавье Жюйо проводит творческий эксперимент по созданию новых форм.

Стрелка - символическое для развития города место, здесь сливаются Ока и Волга, активно взаимодействуют природные потоки. Стрелка принадлежит порту, в планах – после перемещения порта вверх по Волге - развивать территорию как открытую. За последние десятилетия для Стрелки было выполнено несколько проектов.

В отличие от них проект Жюйо – это рассказ о том, что нематериальный компонент пространства важен не менее, чем архитектура – видимая оболочка определенных желаний и представлений. Художник считает важнейшим в истории Нижнего Новгорода сюжет об изобретениях Ростислава Алексеева. Именно для летательных аппаратов и рассчитывается подъёмная сила, которая должна превышать силу лобового сопротивления. Подъёмная сила возникает, если есть движение. Метафорическое значение проекта Ксавье Жюйо заключается в самой попытке создать, организовать движение, чтобы обнаружить силы, помогающие «взлететь». Проследить и пережить их в конкретном развёртывании. Речь идёт не столько о геометрических следах движения, сколько о движении как воли к изменению.

Ксавье Жюйо и его помощники - французские и нижегородские студенты - используют силу ветра и такие примитивные материалы, как, например, целлофан или ПВХ-плёнка, для создания удивительных по красоте и масштабу объектов -гигантских парусов или воздушных змеев, больше похожих на надувные матрасы.

Результатом их почти недельной работы в порту в апреле 2012 года стал яркий перформанс с запуском всех этих объектов, который можно было увидеть с разных точек города, а также видео- и фотосессия, которые вполне могут стать материалом для самостоятельной экспозиции, как это и было сделано в 2011 году в Арсенале по итогам первого эксперимента.

Ксавье Жюйо – специалист по сценографии городского пространства, организовывал подобные акции для Олимпийских игр, на знаковых территориях Европы, Азии, Австралии. И включение Нижнего Новгорода в ряд городов, открытых к экспериментам - событие очень важное для создания международного имиджа, и для переосмысления культурных возможностей города, психологически все еще сохраняющего статус «закрытого».
На Третьей Московской биеннале посетители нижегородского зала высоко оценили непровинциальный масштаб эксперимента на Стрелке.

http://vimeo.com/42779770


Партнёры проекта:
Приволжский филиал Государственного центра современного искусства

Компания Glassteam
AGC Flat Glass Europe

Пермский завод силикатных плит

Офис Открытой архитектуры Алексея Каменюка
Лаборатория Экстремального Проектирования

Архитектурная Школа Париж Ля-Виллетт

Посольство Франции в России


Источник: Агентство бизнес мониторинга
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.