Турфирмы рискуют остаться без страховки

09.06.2012
Просмотров: 1482

Российские турфирмы меньше чем за месяц должны заключить новые контракты со страховыми компаниями, поскольку теперь размер финансовых гарантий будет зависеть от оборота.

Российские турфирмы меньше чем за месяц должны заключить новые контракты со страховыми компаниями, поскольку теперь размер финансовых гарантий будет зависеть от оборота, пишет bfm.ru. Но страховщики не хотят брать на себя возросшие риски. Что будет с отпусками?

Согласно поправкам в закон о туристической деятельности, вступившим в силу 5 мая, до 4 июля этого года туроператоры должны переоформить свои договоры со страховщиками. Это связано с тем, что отныне размер финансовых гарантий будет напрямую зависеть от оборота турфирм: то есть чем крупнее туроператор, тем сумма поручительства за него выше. Верхней планки, по сути, нет.

Однако пока ни одной туристической фирме не удалось ударить по рукам со страховыми компаниями. Это и следовало ожидать: после череды банкротств на туррынке страховщики опасаются брать на себя возросшие риски.

Напомним, в последние время российский туристический бизнес столкнулся с рядом громких банкротств — «Капитал-тура», «Ланта-тур вояж», «Идеального мира». Участники рынка считает, что основная проблема заключается в демпинге: туроператоры зачастую искусственно снижают цены на свои услуги, чтобы привлечь клиентов, а потом не справляются с нагрузкой.

Некоторые страховые компании даже исключили «страхование выездного туристического рынка» из перечня предоставляемых услуг.

А вот создавать перестраховочный пул, о чем просили сами страховщики, российские власти не разрешили. С ролью подушки безопасности, по их мнению, справится компенсационный фонд, средства от которого должны направляться на экстренную помощь туристам. Компаниям, работающим в туриндустрии, в течение года нужно вступить в объединение, подконтрольное правительству, а также начать платить взносы. Пока, правда, это нововведение вызывает немало вопросов у участников рынка. И уж точно к нынешнему летнему сезону оно отношение иметь не будет.

Перестраховочный пул — это добровольное объединение страховых и перестраховочных компаний. Пул не является юридическим лицом и действует на основе соглашения, подписанного его участниками с целью распределения и совместного несения ответственности по объектам и рискам, которые могут характеризоваться как особо опасные, несбалансированные или новые с позиций страхования.

Если туркомпании не успеют заключить соглашения со страховщиками в срок, Ростуризм в течение полумесяца исключит их из реестра. При этом, согласно вступившим в силу поправкам, для туроператоров, чей оборот превышает 250 млн рублей, размер фингарантии составит 12% от оборота. Те же компании, чья выручка будет меньше, должны иметь «подстраховку» на 30 млн рублей.

Есть компании, декларирующие оборот в 1 млрд долларов. В таком случае речь будет идти о страховании на 120 млн долларов, отмечает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

В эфире Business FM он рассказал, что ряд крупных страховых компаний уже прекратил свою деятельность в сфере туриндустрии. «Знаю это на личном примере. Другие компании продолжают работать, но не хотят на себя брать очень крупные риски. По сути, туроператоров страны выталкивают из правового поля такими нелепыми поправками. Причем, все это произошло как очередная спецоперация, без консультаций ни с туроператорским сообществом, ни со страховым», — рассказал Владимир Канторович.

Выживут не все

Начальник управления страхования ответственности компании «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин рассказал BFM.ru, что не располагает информацией от страховщиков о том, что какая-либо компания официально отказала переоформить свои договоры с туроператором. Тем не менее, он считает, что такие прецеденты будут, хотя вряд ли они будут афишироваться.

«Туроператор вряд ли будет предавать огласке, что страховщик ему отказал, хотя не исключаю такой возможности. Что же касается страховщиков, то открыто заявлять, что он кому-то отказал, это, как минимум, неэтично», — считает Дмитрий Мелехин.

По его словам, участники страхового рынка понимают, что туристическая отрасль находится в тяжелом состоянии, и поэтому не горят желанием брать на себя ответственность за них.

«Отсюда и появляются все эти разговоры и слухи. Авторы законодательной инициативы о введении расчета нормы от оборота не учли, смогут ли страховщики реально застраховать туроператора, а потом реально отвечать по своим обязательствам на миллиарды рублей. Законодатели абсолютно не прислушались к мнению страхового сообщества и не включили в закон норму о перестраховочном пуле, которую предлагалось включить в купе с увеличением сумм. Если бы это было сделано, возможно, ситуация была бы иной, так как в этом случае были бы определены единые правила игры для всех участников страхового рынка», — полагает начальник управления страхования ответственности компании «Ингосстрах».

Дмитрий Мелехин уверен, когда усилия участников объединены, это дает лучший результат, чем когда все действуют по отдельности: «Сейчас же все разрознены, поэтому проблемы у отдельных туроператоров, скорее всего, возникнут. Либо впоследствии можно ожидать повторения ситуации, которая случилась с туроператором «Капитал-тур» и его страховщиком «Инногарантом».

Руководитель Центра страхования ответственности компании «Росгосстрах» Алина Малышева в беседе с BFM.ru отметила, что договор страхования ответственности туроператора не является публичным, поэтому страховщик не обязан заключать договоры страхования с каждым желающим туроператором, так же как не обязан и пояснять причины отказа.

По ее словам, есть несколько причин для отказа: «Во-первых, для крупных операторов с огромными оборотами новые правила установления страховой суммы привели к тому, что верхней границы страховой суммы практически нет. Одна отдельно взятая российская страховая компания, даже очень крупная, если она, конечно, действует разумно, не станет брать на себя такой размер риска без перестрахования».

Западных перестраховщиков не устраивает, прежде всего, невозможность предъявить регрессное требование к туроператору в случае неисполнения им обязательств — для них это принципиально.

«Страховщики так и не получили даже теоретической возможности предъявить оператору это требование. Фактически выходит, что страховщику предлагается поручиться, причем крупной суммой денег, за добросовестность туроператора. При этом рынок туристических услуг с падающей маржой провоцирует туроператоров на отчаянные шаги. В этих условиях страховщики готовы страховать только проверенных партнеров, а с незнакомыми туркомпаниями ведут себя осторожно, либо предпочитают воздержаться от этого непрогнозируемого бизнеса», — рассказала Алина Малышева.


Источник: BFM.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.