Бес бюджета. Город просит добавки

19.06.2012
Просмотров: 1099

Сможет ли это все реализовать город-миллионник, которому вышестоящие бюджеты оставляют только 11 % от заработанного?

Нижний Новгород за последние полтора года стал амбициознее: пишется стратегия развития, строятся планы, рисуются проекты.
 Фото: Роман Яровицын
 Сможет ли это все реализовать город-миллионник, которому вышестоящие бюджеты оставляют только 11 % от заработанного?
На Большой Покровской вход одного из офисов украшает цитата поэта Владимира Вишневского, которая претендует на актуальность: «Пусть я не мэр, но я обеспокоен». Мы все обеспокоены тем, что развитие Нижнего Новгорода идет гораздо медленнее ожиданий горожан и самих властей. В чем причина?

Старт надеждам был дан в 2006 году, когда в Нижнем Новгороде проводился Госсовет по информационным технологиям, а президент Владимир Путин, судя по появившейся тогда информации, был недоволен состоянием центра столицы Приволжского федерального округа. Казалось, что на тот момент свежеприсланный губернатор Валерий Шанцев, имеющий московский опыт крупных проектов, за короткий срок возьмется и реконструирует центр Нижнего Новгорода. Что‑то было сделано за эти шесть лет, но и сейчас надо очень постараться, чтобы провести высоких гостей в Кремль мимо ветхих гнилушек так, чтобы принимающей стороне не было стыдно.

Сейчас мы надеемся, что чемпионат мира по футболу-2018 сподвигнет нас на то, чтобы город начал развиваться, получил современную инфраструктуру и в центре не было бы дикой смеси новодела и ветхого фонда. У нас на это есть еще шесть лет. Но если темпы развития города не ускорятся, то вряд ли ситуация принципиально изменится.

Вечные вопросы: что делать и кто виноват? В 2012 году озабоченный темой развития городской парламент занялся поисками виновных и начал кивать в сторону областных властей. Самый распространенный довод состоит в том, что лишь 11 % от всех полученных городом доходов остается у муниципалитета. Все остальное уходит наверх — в федеральную и региональную казну.

Цифра, видимо, реальная. Мы все были свидетелями того, как в годы работы мэра Вадима Булавинова доля Нижнего Новгорода в его же доходах снизилась со скромных 20 % до совершенно недостаточных для миллионника 11 %. Это тогда объяснялось политической войной между городом и областью, в результате которой долю города довели до минимального уровня, позволенного Бюджетным кодексом РФ. Сейчас политический климат стал благоприятнее для города, пожалуй, впервые у Нижнего Новгорода такие хорошие отношения с региональными властями. Стоит ли ждать увеличения доли города в бюджетном пироге? Город хочет развиваться.

В департаменте финансов администрации Нижнего Новгорода не раз отмечали, что суммарно заявки от структурных подразделений мэрии составляют 32 млрд, а финансовый ресурс у города составляет всего 15 млрд рублей. А между тем, эти 32 млрд не на развитие планируется потратить, а на латание дыр: ремонт дорог, создание ливневой канализации, ремонт фасадов и жилфонда, озеленение и прочее благоустройство. Приходилось слышать, что бюджет города вовсе не увязан с его развитием. Похоже, чтобы предусмотреть в бюджете хоть какое‑то движение вперед, необходимо иметь доходы более чем в 32 млрд рублей. Это в сегодняшних условиях нереально.

Действительно, за последние годы между городом и областью накопилась масса противоречий, которую можно уже называть критической. Депутатам достаточно вспомнить, что так и не произошла торжественная передача «Нижегородпассажиравтотранса» от Нижегородской области в руки Нижнего Новгорода. Спор идет о сотнях миллионов рублей, но городские парламентарии чем дальше, тем больше недовольны областными структурами.

Главе администрации Олегу Кондрашову приходится занимать компромиссную позицию, чтобы не породить новой войны. Тем более, по межбюджетным схемам городу возвращают часть его же денег. Поэтому городу нет резона портить отношения с регионом, который может резонно заявить, что отрезал от бюджетного пирога ему большой кусок, а в 2011 году, на который, как правило, и ориентируется гордума Нижнего Новгорода, дали даже сверх нормы. Чтобы поддержать новое руководство.

А может быть, ключ развития города не в выяснении финансовых отношений с региональным правительством? В октябре 2010 года Нижний Новгород возглавили представители бизнеса. Это было впервые за два десятка лет российской демократии: ни Дмитрий Бедняков, ни Иван Скляров, ни Юрий Лебедев не являлись бизнесменами, а Вадим Булавинов формально считался политиком. И вот у власти оказываются нижегородские бизнесмены — Олег Сорокин и Олег Кондрашов. Думаю, это закономерный эволюционный процесс. Нижний Новгород дозрел до власти бизнеса.

Но с приходом предпринимателей во власть подразумевалась активизация бизнеса в Нижнем Новгороде, создание благоприятных условий и улучшение инвестиционного климата. Все ждали жизни по лозунгу «Что хорошо для бизнеса — хорошо для Нижнего Новгорода!». Помню, как глава города Олег Сорокин обещал проводить с бизнесменами неформальные завтраки, где за чашечкой кофе обсуждались бы системные вопросы и проблемы нижегородского предпринимательства.

А обсудить есть что. Возьмем сферу строительства, которая для города-миллионника является одной из основных составляющих в развитии. Не будем говорить, что в 2011 году было построено в два раза меньше квадратных метров жилья, чем в докризисном 2007 году, — всегда найдутся экономические объяснения, почему застройщики еще не подняли голову. Меня, как поэта Владимира Вишневского, беспокоит другое. По моей оценке, в строительных аукционах практически нет конкуренции — создается впечатление, что в городе две–три строительные компании, которые имеют право на выигрыш в аукционах. Разве город хотел получить с приходом бизнеса к власти эти элементы монополизма? Анализирую тему и понимаю, что город затачивается под стратегию компании «Старт-строй». Понятно, что компания крепкая и амбициозная, но не надо превращать ее в подобие батуринской «Интеко» в лужковской Москве!

Тяга к возведению для любимого города торгово-развлекательных центров грозит подменой вышеозвученного лозунга на «Что хорошо для «Старт-строя» — хорошо для города!». Согласитесь, это две большие разницы. Помню, что, когда до кризиса губернатор Валерий Шанцев продекларировал приход в Нижний Новгород крупных московских девелоперов, а потом стало понятно, что эти игроки получат лакомые куски земли под застройку, включая видовые точки, я был предельно возмущен. А вот сейчас приход москвичей в Нижний Новгород я бы даже приветствовал. И не только потому, что они подвинут местных привилегированных игроков, но и потому, что москвичам хватит ресурсов застроить те же окские набережные. У нас же город смотрит на Волгу и Оку грязными промзонами и заброшенными пустырями, в то время как во всем мире вдоль рек и водоемов строится престижное жилье, гостиницы, зоны отдыха. Если и дальше застройку будут вести две–три компании, то на городские ворота, образно говоря, можно вешать замок и разбегаться.

Мне кажется, что депутаты городской думы уже видят, что стоят на распутье — идти к тупику или все же к развитию? Они вступают в дискуссии с главой города по вопросам застройки, предлагают создать агентство по развитию Нижнего Новгорода. В отчете Олега Сорокина были обозначены разделы, посвященные градостроительной политике и перспективам развития мегаполиса. Но оказывается, что не все парламентарии согласны с теми планами, которые нарисованы в этом отчете. Полемика вообще — очень полезное явление в ситуации, когда наблюдается ангажированность.

Кстати, несмотря на то, что у нас все чаще звучит из уст городских властей слово «стратегия», разговоры о развитии не столь приятны и популярны, как, например, в Москве. Это объяснимо. Москва — столица и субъект Федерации, а в нашем муниципальном городском округе остро ощущается бюджетный голод, у нас совсем не столичный финансовый ресурс. Однако это не мешает нам подхватывать отдельные тренды. Например, Москва уже несколько лет обсуждает тему расширения границ — и Нижний Новгород тоже. Мы не учимся, мы копируем и потому продолжаем плестись в хвосте. Именно поэтому городу необходимо разрабатывать свои собственные стратегии, изыскивать финансовые ресурсы, выстраивать правильные отношения между городом и областью и создавать режим благоприятствования не одной-двум компаниям, а десяткам и сотням.

Бизнесменам умилительны совместные завтраки с главой города, но, как бы ни был хорош кофе и хрустящи круассаны, они ищут понимания интересов. Чтобы не говорить потом, что в соседних регионах работать легче.

Биржа №_20 от 13 Июня 2012 Фото: Роман Яровицын

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.