Как «скрестить» историю с деньгами?

11.07.2012
Просмотров: 2268

В июне прошли два мероприятия – «Развитие рынка недвижимости на Рождественской стороне» и «Бренд Нижнего Новгорода: как сделать его коммерчески привлекательным?».

Журнал «Бизнес-клуб» продолжает серию круглых столов, направленных на развитие внутреннего туризма и на повышение инвестиционной привлекательности региона.

В июне прошли два мероприятия – «Развитие рынка недвижимости на Рождественской стороне» и «Бренд Нижнего Новгорода: как сделать его коммерчески привлекательным?». Соорганизаторами встреч были МАУК «Рождественская сторона» и международная бизнес-школа EMAS.

По большому счету, оба круглых стола (как и состоявшийся в мае, который был посвящен созданию туристического кластера) были нацелены на одно: определить шаги, которые необходимо сделать, чтобы повысить привлекательность территории (в одном случае – более локальной, в другом – более глобальной) как для туристов, так и для представителей бизнеса.

«Развитие рынка недвижимости на Рождественской стороне»

Александр Сериков, руководитель проекта «Рождественская сторона»:

- Основная тема для обсуждения - повышение рентабельности предприятий, расположенных на Рождественской стороне, стратегии развития офисного, ресторанного, туристического и торгового бизнеса.

Напомню, Рождественская сторона – территория от Благовещенского монастыря до Чкаловской лестницы, от воды до набережной Федоровского и кремля, включая Ильинскую до Добролюбова. Есть цель проекта – развитие территории как культурно-досугового центра, создающегося на основе новых стандартов урбанизма, высокого качества городской среды и обеспечивающего комфортное проживание и пребывание жителей и гостей города.

Предусмотрено несколько проектных линий. Первая – сохранение и инновационное развитие культурного наследия и ценной исторической среды. Вторая – пешеходная улица (создание инфраструктуры, обеспечивающей пешеходов). Третья – территория большого праздника. Четвертая – территория гостеприимства (создание условий комфортного пребывания, чистота, отремонтированные фасады, парковки и т.д.). Пятая – территория лучших муниципальных практик, полигон социальной эффективности муниципального управления.

Главный вопрос: историческая и деловая функции могут очень плохо совмещаться. Как найти золотую середину при реализации проекта, как совместить принципы историзма и доходности?

Ольга Горбунова, заместитель начальника управления муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению госимуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода:

- На территории Рождественской стороны расположены офисы различных фирм и организаций, магазины, жилые помещения. Эти объекты недвижимости имеют различные формы собственности (частная, муниципальная, государственная собственность Нижегородской области и Российской Федерации). Ряд объектов находится в общей и долевой собственности.

Администрация Нижнего Новгорода считает: чтобы повысить эффективность управления объектами недвижимости на территории Рождественской стороны следует создать условия для максимального перехода всех объектов недвижимости к единой форме собственности – муниципальной. До конца 2012 года планируется эту работу закончить.

Кстати, на территории Рождественской стороны еще есть объекты «без хозяина». Администрация города ставит их на учет в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. У нас уже подано заявление в суд на право включения бесхозяйственных объектов в муниципальную собственность.

Эдуард Бугров, директор ГК «ЮрСтандарт»:

- Мы являемся собственниками помещений в здании № 27 и № 29 (кстати, удивительная ситуация – оба номера в одном доме: снизу 29-й, а над ним 27-й!) на улице Ильинской. Вопрос: когда вы все переведете в муниципальную собственность, как будет осуществляться управление этой недвижимостью?

Ольга Горбунова:

- В администрации есть комитет по управлению имуществом. Он и будет заниматься данным вопросом.

Эдуард Бугров:

- За рубежом используется такой опыт: помещение либо сдают в аренду, либо продают в собственность. Если человек выкупил помещение, он спокоен, он готов вкладывать в него деньги, готов ремонтировать. Практикуется следующее: муниципалитет предоставляет собственнику четкую концепцию, как должно выглядеть здание, какого цвета должен быть фасад, что должно быть внутри. То есть он покупает не просто здание, но и проект по его содержанию. И это эффективно. Как на это смотрит администрация.

Ольга Горбунова:

- Это очень интересная программа. Она и у нас работает – когда дело касается исторических зданий…

Олег Алешин, заместитель министра государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области:

- В ряде европейских стран муниципалитетом четко определены правила игры: в каком виде собственник должен содержать то или иное здание, что в нем может быть размещено и как его могут эксплуатировать.

Есть другой вариант: муниципалитет заведомо берет на себя все обязательства по содержанию и обслуживанию зданий, а для потенциальных арендаторов (не собственников!) проводится конкурс. Победителям муниципалитет предоставляет льготное право аренды на длительный срок.

На Рождественской стороне, на мой взгляд, могут быть применимы оба варианта.

Татьяна Романчева, руководитель Нижегородского центра научной экспертизы:

- А что делать, если историческое здание находится в собственности у частного лица, у которого ООО с десятью тысячами уставного капитала и реставрировать ему не на что? Какие меры к нему можно применять?

Олег Алешин:

- Когда человек берет здание в собственность или в аренду, в договоре должно быть четко обозначено, что приобретается именно памятник. На него охранные обязательства возлагаются. Если денег нет, продавайте.

Александр Сериков:

- Здесь прозвучали слова «правила игры». Эти правила в отношении недвижимости имеет смысл распространить в целом на город. Тогда они могут стать фактором, направленным на повышение привлекательности.

Вячеслав Гальянов, собственник имущественного комплекса (ул. Рождественская, № 37, № 39):

- Я пока не представляю, как все это может отразиться на привлекательности офисного бизнеса. На мой взгляд, муниципалитет должен создать условия для ведения этого бизнеса. К примеру, вопрос парковки. Кто его должен решать, как его нужно решать? У меня нет ответа.

У Рождественской стороны нет хозяина. Вот был бы один хозяин, с ним можно было бы вести диалог. А так с кем говорить? Каждый действует в рамках той функции, какая у него есть. И пока не появится объединяющей структуры, толку не будет.

Андрей Коляда, руководитель бизнес-школы EMAS:

- Бюджет не резиновый всегда будут приоритеты, кроме Рождественской стороны. Я не понимаю, каким образом предприниматели заработают деньги в результате реализации этого проекта. А пока владельцы бизнеса на данной территории – и собственники, и арендаторы - не понимают коммерческих перспектив, вряд ли проект сделает серьезный рывок.

Как будет развиваться бизнес на данной территории. Какой именно бизнес? Как только это станет понятно, прояснятся и другие вопросы: и по арендной ставке, и по содержанию фасадов…

Владельцы бизнеса должны понимать финансовые перспективы. А пока они слышат «вы отремонтируйте фасад, а там посмотрим», никто этого делать не будет, потому что не понимает, за счет чего окупит затраты.

Честно говоря, в туристическую привлекательность этой территории я не верю. Не очень понятно, чем здесь любоваться.

Александра Шарова, соучредитель проекта «Нескучный Нижний»:

- Любоваться, может, и нечем, но эта улица насыщена историями! Вот маленький пример. До середины XIX века у нас Нижневолжскую набережную с Благовещенской площадью (ныне Минина) соединяла единственная дорога - через кремль, через Дмитровскую и Ивановскую башни. Ворота были такого размера, что две телеги разъехаться не могли. Было реверсивное движение – сначала пропускали телеги в одну сторону, потом в другую. В XIX веке мы имели первую в Нижнем пробку!

Когда Николай I приехал в Нижний Новгород с графом Бенкендорфом, их карета застряла на середине Ивановского съезда (перед этим прошел дождь). И они вынуждены были в белых лосинах и дорогих сапогах пешком подниматься в кремль. Николай I уехал, имея 50 пунктов о реорганизации города, в том числе о полной реконструкции улицы Рождественской. Понимаете? Рождественская – это история. И два часа экскурсии, как правило, мало, чтобы хоть часть этой истории рассказать.

Позиционирование территории – очень важный вопрос. Есть два пути: деловая улица или культурный и туристический центр. В принципе, одно с другим может сосуществовать, но позиционирование должно быть. Почему мы ходим гулять на Покровку? Там гуляли наши бабушки и дедушки, наши матери и отцы, мы там гуляем, и наши дети будут там гулять. Покровка сложилась как прогулочная улица – от одной площади до другой. На Рождественскую можно спуститься у кремля, но для чего? Конец улицы у Канавинского моста «провисает» - туда идти незачем. Там должен быть объект, который заставит людей пройти всю улицу.

С другой стороны, Рождественская – изначально улица купеческая. В середине и в конце XIX века стоимость земли на Рождественской была выше, чем на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это была самая дорогая земля в Российской империи. У улицы было свое лицо и все знали, что здесь самая большая плотность банков, самая большая плотность представительств иностранных компаний…

Так вот, мы должны ответить на вопрос: Рождественская – деловая улица или туристически-прогулочная? Если последнее, сразу понятно, что офисные центры станут центрами туристических компаний. Если деловая – нужны нормальные парковки.

И еще: это дешевая улица или дорогая? Какую публику мы хотим здесь видеть, какой товар будут продавать магазины, какое меню предложат рестораны?

Олег Алешин:

- Рождественская объединяет и деловую, и культурную часть. Мне кажется, не обязательно разделять на дорогие и дешевые сегменты. Посмотрите на любой город Европы - там же никто не разделяет. Можно, кстати, отдать «под бизнес» ту же Нижневолжскую, сохранив Рождественскую для прогулок. На мой взгляд, концепция должна быть обобщенной. И если власти совместно с бизнесом ее доработают, определятся как раз те правила игры, о которых мы с вами сегодня говорили.

Ирина Семашко, директор департамента экономики администрации Нижнего Новгорода:

- С 2009 года туристический поток снизился с 400 тысяч с небольшим до 380 тысяч. Проект «Рождественская сторона» разработан как раз с целью его увеличения. Если мы ничего делать не будем, то мы никогда не привлечем туристов. И бизнес, который находится на Рождественской, будет продолжать падать.

Мое глубокое убеждение, что развитие данного проекта явится основным фактором повышения привлекательности территории: к вам в ресторан придут, к вам в офис придут… Согласна с тем, что нужно определить, в каком направлении будет развиваться бизнес.

Татьяна Романчева:

- Рождественская раньше была купеческой, торговой. Сейчас основной бизнес здесь - офисные помещения и ресторанный коридор. У нас нет в городе другой улицы, на которой было бы столько ресторанов, даже Покровка в этом смысле Рождественской – не конкурент.

Но: владельцы зданий и сооружений «держат нос по ветру». Что будет приносить большую арендную плату, туда они и повернут.

Екатерина Гресс, генеральный директор компании IDEM:

- Улица Рождественская обладает большим потенциалом для развития торговли и ресторанного бизнеса. Средняя ставка аренды на этой территории на сегодняшний день составляет 732 руб., это примерно на 30% ниже, чем средняя ставка по Нижегородскому району и почти в четыре раза ниже средней по Большой Покровской. Перед администрацией города сегодня стоят важные и сложные задачи: четко сформулировать позиционирование этой пешеходной зоны, определить места расположения объектов социальной или культурной направленности, а также создать функционирующую развлекательную инфраструктуру. Тогда арендная ставка возрастет, и владельцы помещений будут готовы взять на себя дополнительные затраты по благоустройству.

В европейских странах принято привлекать к реализации подобных проектов ведущих консультантов и архитекторов. Искренне надеюсь, что интересы и жителей города, и туристов, и, что важно, владельцев недвижимости, удастся учесть.

«Бренд Нижнего Новгорода: как сделать его коммерчески привлекательным?»

Андрей Коляда:

- Актуальность этой темы назрела давно. Причин несколько.

Первая. Несмотря на то, что город насыщен объектами культурного наследия России, ни у наших сограждан, ни у иностранцев нет понимания, зачем сюда ехать и чем наш город отличается от других древних городов России. Эта неясность снижает туристический поток, а соответственно - количество денег и в городской казне, и в бизнесе.

Второе. К сожалению, складывается впечатление, что наш город не позиционируется как современный. К примеру, в Челябинске уже три года реализуется программа «Дорожная революция», в рамках которой они практически избавились от пробок. Екатеринбург, Казань, даже Краснодар очень активно развивается. У нас такого нет.

Третье. На федеральном уровне практически не освещаются достигнутые успехи. Зато очень активно демонстрируются ошибки и недостатки (недавний пример - подходы к метромосту).

Четвертое. Явно отсутствует цельный образ, который добавит привлекательности городу и будет приковывать к себе внимание – активных предпринимателей и бизнесменов, высокопрофессиональных кадров, туристов, в том числе иностранных.

Пятое. Имеет место явный дисбаланс: Нижний Новгород является предметом гордости жителей, огромное количество нижегородцев прекрасно знают его историю, но для других мы – провинция.

Невнятность имиджа Нижнего Новгорода, направленность на прошлое наносит реальный вред, снижает инвестиционную привлекательность, влияет на качество жизни самих горожан. Если люди не видят перспектив в будущем, они начинают депрессивно относиться к настоящему.

Мы предлагаем сконцентрироваться на создании коммерчески привлекательного бренда, так как привлечение в город денег принесет пользу всем нижегородцам. Бренд, по нашему мнению, должен базироваться на четырех составляющих: исторической (военной), культурной (религиозной), бизнес-перспективной, социальной.

Что для этого требуется? Сформировать проектную команду из экспертов, представителей бизнеса, местных властей, СМИ. Желательно, чтобы присоединились те, кто уже работал над этой темой. Команда подготовит презентацию для установочной конференции (ориентировочно – к концу осени). Если проект будет одобрен администрацией города, то можно говорить о получении первоначального финансирования на проведение исследований, конструирование и тестирование бренда. Дальше – рабочие моменты: утверждение результатов исследований, продвижение и другие мероприятия.

Александр Базанов, руководитель компании «Бизнес-культура»:

- По поводу четырех основ для бренда. Если мы предложим «воинскую славу», то как будем конкурировать с Волгоградом, Курском, Орлом и прочими городами, где были крупнейшие сражения? Никак. Город, где много храмов? А Углич, Суздаль и другие города Золотого Кольца? Если мы хотим конструировать бренд, то желательно зацепиться за то, что хоть в какой-то мере уникально. На мой взгляд, это наша набережная от кремля – самый высокий берег Волги, одни из лучших видов в России...

Юлия Крузе, управляющий партнер компании «Т.М.Сервис»:

- Меня как представителя реального бизнеса гораздо больше интересуют бизнес-перспективы и социальная ориентированность. Я понимаю, что любой бренд и его продвижение предполагает некую положительную «информационную волну», которая пойдет в массы. Однако внутри красивой обертки должна быть и соответствующая начинка, чтобы позиционирование закрепилось.

Вопрос в том, насколько бренд Нижнего поспособствует реальным изменениям ситуации внутри города. Мало назвать город удобным для жизни и ведения бизнеса, в этом направлении нужно действительно развиваться. Лучший ролик: конкретные предприниматели рассказывают, как у них растет бизнес, какой тут прекрасный «парник». Пока они этого сказать не могут. Если же мы «пустим волну», а сами будем знать, что все как было, так и осталось, то это очередное неэффективное расходование средств.

Павел Солодкий, председатель НРО «Деловая Россия»:

- По поводу бренда: я согласен с военной тематикой. У меня друзья хотели посетить ядерный музей в Сарове. Но туда невозможно попасть! Если часть этого музея перевезти в Нижний Новгород, многие приедут смотреть. Кроме того, есть Мулинский полигон - самый большой в Европе, где можно организовать стрельбы (в том числе из танков), авиазавод, «Красное Сормово», где строили подлодки… Промышленным предприятиям можно объединиться и на одной площадке показывать различную технику.

Мы сегодня теряем въездной туризм. Ярмарка перестала быть тем привлекательным центром, которым была в 90-е годы. Бюджет на поддержку предпринимательства у нас всего 450 млн (Самара – 1 млрд, Казань – 2 млрд), и то он не выбирается.

«Сапсаны» и авиалинии только уменьшают количество суточных пребываний туристов. Мы нарвались на «сквозной» туризм, когда люди тут не ночуют.

Нужны точки роста, ради которых стоит к нам ехать. Сделали канатную дорогу - прекрасно, она заполнена. Но: в Казани аквапарк ежедневно собирает множество приезжих, у нас дело не двигается уже лет семь. В Краснодарском крае сделали казачью деревню, ничего особенного, но народ прет. У нас музей зодчества и так мало известен, а перенесем его на Бор – совсем потеряем. Видовые точки, архитектура - это все важно, но должен быть комплекс, и власть действительно должна понимать это и задавать тренд.

Александра Шарова:

- Нижний Новгород – это вообще памятник ошибок позиционирования. Даже наш кремль был построен уже тогда, когда все набеги отгремели, а мы радуемся, что его никто никогда не брал – его и брать-то было некому. Василий III тоже сделал это для бренда…

Нижнему сложно себя позиционировать. У нас есть нагорная часть и Канавино, которые как конгломерат давно существуют. Есть Сормово, которое присоединилось лишь в 1928 году. Есть Автозавод, который вырос на памяти еще живущих в городе людей. И у всех этих частей города свои центры притяжения, свое позиционирование. По идее, нам бы разделить город на четыре части: нагорная часть – образование, технологии, административный центр, Автозавод – город в городе, Канавино – транспорт, торговля, Московский и Сормовский районы - промышленность, в том числе и оборонная…

Важно то, что позиционирование вторично по отношению к видению будущего города. В Европе гранты дают городам за правильные стратегии развития. Как только мы поймем, каким будем Нижний, то появится и позиционирование, и список мероприятий.

Сергей Мосунов, генеральный директор финансовой компании «Мосунов и партнеры»:

- Согласен с Базановым насчет военного аспекта, у нас нет объектов, но если взять идею по разделению города на части, то Сормово может стать таким объектом, там устроить музей, привезти туда бомбу. В бизнесе я бы сделал ставку на купечество конца XIX века, на историю благотворительности, это может реально привлечь людей. Качество жизни – увы, пока нет, одна лондонская компания проводила рейтинг городов, Нижний почти на 200-м месте.

Александр Иудин, заведующий кафедрой общей социологии ННГУ:

- Что такое «бренд»? Это краткое описание сути объекта, которое существует в головах потребителей. Поэтому хотим мы того или нет, но бренд у Нижнего уже есть. Один из последних: «Горький» - «А, это где Сахаров был». Еще раньше - «карман России», потому что была Нижегородская ярмарка, каждое лето население города утраивалось, приходили деньги...

Я против мультибренда. Бренд должен быть кратким. Его нельзя придумать, его нужно угадать, вычленить самое ценное. Я считаю, что Нижний - город уникальных инженерных школ. Это не вузы, это творчество, - взять, к примеру, Ростислава Алексеева…

Павел Солодкий:

- Сейчас власти озаботились стратегией развития города до 2030 года. По идее, бренд должен быть в нее включен. Но я не верю в эффективность подготовки этой стратегии. Когда на первой презентации сказали, что в ходе исследования опрошено… 47 человек госслужащих и на основании этого сделаны выводы, - слов нет (проект второго этапа по разработке стратегии представлен на сайте администрации города Нижнего Новгорода нижнийновгород.рф – БК). Большая вероятность, что продукт будет некачественный.

Владимир Привалов, заместитель главы администрации Нижнего Новгорода:

- Бренд городу нужен, он является составной частью стратегии развития. Стратегия – это проект, и, как любой проект, она может быть удачной или неудачной. Но мы не настаиваем, что сентябрь – окончательный срок ее принятия. Сроки могут быть подвижны. Но хотелось бы больше активности от руководителей предприятий, от общественных организаций, от всех нижегородцев.


Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.