Гурманы идут в обход

01.08.2012
Просмотров: 1364

Нижний Новгород все еще свободен от премиальных супермаркетов.

Ритейлеры, развивающие премиальные сегменты, по-прежнему обходят столицу Приволжского федерального округа стороной, отказываясь от планов открыть в Нижнем Новгороде свои супермаркеты. В городе, конечно, можно найти и пармскую ветчину, и трюфели, и прочие изыски, но это, скорее, отблески гурманского ритейла в маркетах более низкого сегмента. Что ж, завидуем Набережным Челнам и выясняем, почему на нижегородском рынке сложилась такая ситуация.
В цивилизованном мире потребители с доходом выше среднего предпочитают вкусную и здоровую пищу приобретать в премиальных супермаркетах. Им привычно качество, сервис, ассортимент и соответствующий чек.

Несмелые сети

В 90-х годах тренд на деликатесный формат добрел до сердца нашей родины. С тех пор раскошеливаются модные жители столицы в подобных заведениях легко и непринужденно. И вопросов о том, почему свежайшая молоденькая голландская селедка стоит именно столько, не задают. Сегодня разборчивые и требовательные к экологии питания, экзотике и ассортименту москвичи посещают, например, 49 супермаркетов сети «Азбука вкуса», гордящейся уникальностью ассортимента в 18 тыс. наименований свежих продуктов, деликатесов, готовых блюд собственного приготовления и элитного алкоголя, изысканностью стиля и высоким уровнем обслуживания. Топ-менеджмент компании считает свою сеть законодателем тенденций и одним из лидеров российского розничного рынка.

Также к услугам жителей и гостей столицы премиальная сеть «Глобус Гурме»: шесть гастрономов по Москве (один открыт специально для проживающих на Рублево-Успенском шоссе, с учетом их манер, вкусов и привычек: одного только сыра представлено 160 сортов) и один в Санкт-Петербурге. Ассортимент, обеспечиваемый пятью сотнями поставщиков, — уже «всего» 12 тыс. позиций, треть из которых составляет эксклюзивная продукция мировых брендов. Ежедневно «Глобус» посещает более 10 тыс. человек, средний чек — около 2000 рублей. Не столь давно сеть оказалась в рейтинге (15-е место) лучших гастрономических магазинов мира, составленном советом экспертов английского журнала The Grocer. Судьи пришли к выводу, что здесь «заманчивые витрины с самой свежей продукцией, в особенности кондитерской, и суши-бар». Были отмечены и эксклюзивные бальзамические уксусы из Италии, и морская соль из Португалии.

Приличную долю рынка занимает одна из первых российских мультиформатных розничных сетей «Седьмой континент», развивающая внутри своего бренда премиум-формат «Седьмой континент — Пять звезд» — 30 магазинов в Москве. К слову, пару лет назад ОАО «Седьмой континент» выкупило 100% пакет акций банка «Финсервис» и возложило на подконтрольную финансовую структуру миссию оператора программы лояльности сети своих универмагов.

Компанией номер один на рынке розничной торговли России с объемом продаж более $15 млрд считается X5 Retail Group N.V. Гигант содержит в себе 2 643 магазина формата «мягкий» дискаунтер «Пятерочка», 337 супермаркетов «Перекресток», 77 гипермаркетов «Карусель», а также 82 магазина «у дома». «Перекресток» работает в двух подформатах: «Перекресток» («синий») с высоким уровнем обслуживания и условиями для быстрой покупки вблизи дома или по дороге и супермаркет премиум-класса «Зеленый Перекресток», где к товарам повседневного спроса добавлены лучшие деликатесы со всех концов света. Есть пекарня и возможность заказать приготовление желаемого блюда. Торговая площадь каждого «Перекрестка» и «Зеленого Перекрестка» — около 1 000 кв. м, ассортимент — в среднем 11 тыс. наименований. Компания уверена, что в премиальном сегменте она держит лучшие цены. Ко всему, Х5 — франчайзер с десятилетним стажем и результатом в четыре сотни с лишним магазинов по всей стране.

Но не одна Москва богата местами притяжения премиальных животов. Успешный опыт разворачивания сети супермаркетов домашней еды продемонстрировал региональный бренд Татарстана — «Бахетле» с 40-тысячным ассортиментом на полках. В объеме товарооборота супермаркетов порядка 40% — это готовая еда: кондитерские и кулинарные изделия, салаты, мясные и рыбные полуфабрикаты — всего более 1,2 тыс. наименований. По спецзаказу клиент может забрать домой и фаршированного молочного поросенка, и лягушачьи лапки, и заливной язык. Одной из фишек отцы-основатели сети считают возможность получить бесплатную консультацию эндокринолога и педиатра здесь же, в магазине. За 14 лет открыто 22 супермаркета и 1 гипермаркет: 12 — в Казани, 2 — в Набережных Челнах, 7 — в Москве и 2 — в Сибири, причем по франшизе.

В уже далеком 2007 году топ-менеджмент большинства премиальных сетей в интервью прессе заявлял о желании и возможностях тиражирования столь успешного формата в регионах. Некоторые озвучивали пятилетние планы по «захвату», в первую очередь, городов-миллионников, затем и всех остальных, где, по их мнению, у населения близко к окончанию формирование готовности к потреблению такого уровня.

Региональные слюнки

Все разумные сроки ожидания уже вышли, а московское продуктовое буржуйство к нам так и не пришло. Ни один из участников — назовем ее «большой премиальной пятеркой» — в двери Нижнего Новгорода так и не постучал. «Азбука вкуса» и «Глобус Гурмэ» остались при своих вотчинах. Сеть «Бахетле», судя по планам развития до конца года, будет расти на родине и в столице. Правда, Х5 недавно открыл у нас свой первый гипермаркет, но рискнул пока лишь на формат «Наш», исповедующий политику дискаунтера. В том, чтобы привести в город «Зеленый Перекресток», компания необходимости не видит. По сообщению источника в компании, Нижний Новгород не интереснее, допустим, Липецка. Хотя и там покупательная способность находится на уровне выше средней. Но региональные достижения есть — один магазин в Ростове-на-Дону. Планируется заход в Санкт-Петербург. Открыть по франшизе премиальный супермаркет невероятно сложно, поскольку франчайзи обязан обеспечить высокий уровень сервиса и пятиступенчатую систему контроля качества, а вот «синий» «Перекресток» с удовольствием по этому пути идет. Каковы объемы инвестиций и сроки окупаемости премиальных супермаркетов, источник озвучить отказался, сославшись на коммерческую тайну. Остальные сети также не пожелали прокомментировать, почему же Нижний Новгород, несмотря на приличную покупательную способность населения, не значится в их планах развития. Действительно ли столица ПФО не способна обеспечить такую же проходимость премиального магазина, как Набережные Челны?

По мнению Юрия Кузьмичева, директора «Магазина готового бизнеса», окупаемость таких проектов должна быть два-три года, если на арендных площадях, и пять-семь лет, если на собственных. Премиальные сети обходят стороной далеко не только Нижний Новгород — они вообще из Москвы никуда и не двигаются. «Причин, как мне кажется, несколько. У них и в Москве дела идут не блестяще. Или их бизнес для России — нишевой, в регионах ситуация с наличием клиента, готового платить дорого за качественные продукты и суперсервис, отнюдь не многообещающая. Ну и наконец, видимо, играет роль отсутствие в регионах достаточного количества поставщиков, но Нижнего Новгорода это касается в меньшей степени в силу его близости к Москве», — считает эксперт.

Где колбаски купить?

Пармскую ветчину, трюфели, жареных перепелок и колбасу за 6 тыс. руб. за 1 кг купить у нас можно. Места, что называется, нужно знать. Многие ездят за подобными изысками в магазин Spar на Добролюбова. Покупатели говорят, что это формат «Спар-Гурмэ» (SPAR Gourmet), однако ни на федеральном сайте компании, ни на сайте компании «Спар-Миддл Волга», контролирующей магазины города, информации о такой премиальной ветке нет, а представители компании от комментариев отказались. Если верен тезис о том, что премиуму необходима высокая ежедневная проходимость магазина, то об улице Добролюбова, имеющей сейчас в связи с проведением ремонтных работ на Зеленском съезде фактически одностороннее движение, такого не скажешь.

Сергей Александровский, доцент кафедры маркетинга НИУ-ВШЭ в Нижнем Новгороде считает, что ощущение близости экономического кризиса никуда не ушло и нижегородцы за последние годы приучили себя не переплачивать. Даже те, кто имеет достаток выше среднего, едут закупаться в «Ленту». «Управляющий партнер сети «Перекресток» и «Карусель» Дмитрий Потапенко, приехав к нам в Нижний Новгород, сказал, что он сам за покупками отправился бы в дискаунтер. Получается, что и с его точки зрения смысл переплаты за товар невелик, — рассказывает эксперт. — Можно предположить, что нижегородцы хотят получить именно возможность постоянно ходить в премиальный супермаркет за дорогой и качественной едой, а как такая возможность появится — вернутся к привычным форматам, в том числе дискаунтерам. И качество продаваемых в премиуме продуктов вряд ли станет основополагающим для них — слишком мало горожан, разбирающихся в качественных характеристиках. Если сравнивать с Казанью, то там и уровень жизни, и покупательная способность выше, а у нас сильны фермерские хозяйства, открывающие свои лавки».

По его мнению, если кто-то из федералов всерьез нами заинтересуется, то однозначно столкнется с проблемой локации — 8.7Kbвсе места в центре заняты. Кроме того, вероятно, столичный игрок испытает здесь сложности и с поиском партнеров. А как диктует рынок: нет спроса — нет и реализации.

Юрий Кузьмичев
Директор «Магазина готового бизнеса»

Почему в этом сегменте не идет франчайзинг? Потому что нет предложений вообще, нет внятных игроков, готовых развивать свои сети в формате франчайзинга. И «Евроспары», имеющие в своем ассортименте премиальную продукцию, конечно же, конкуренты. Другое дело, что все упирается не только в ценовую конкуренцию. Ведь есть еще «пафос» покупок в крутом магазине, вышколенный персонал магазина, суперсвежие продукты, экопродукты, деликатесы «прямым рейсом из Парижа», доставка в день заказа, кулинарные шоу от звезд и поваров. У нас такого нет. Кстати, на сегодняшний день конкурентом продритейла премиум-класса у нас является... МЕТRО. Именно там все состоятельные люди покупают, например, алкоголь и рыбные деликатесы. Лично я ожидаю появления магазинов экопродуктов, но это формат магазина (с доставкой) рядом с местами6.9Kb компактного проживания богатых нижегородцев. Доля в деньгах в обороте премиум-продуктов всего нынешнего продритейла составляет 5–8%.

Константин Печников
Руководитель УЦ «Финам» в Н. Новгороде

Естественно, в условиях сравнительно невысокого уровня платежеспособного спроса наиболее конкурентоспособными остаются форматы, характеризующиеся максимально агрессивной ценовой политикой. Это, прежде всего, конечно, дискаунтеры и гипермаркеты. Вместе с тем, несомненно, спрос на концепции высокого и среднего ценового сегмента на наиболее капитализированных рынках — в первую очередь локальных рынках крупнейших мегаполисов — в принципе в абсолютных показателях также достаточно высокий, что позволяет успешно развиваться компаниям, оперирующим в субпремиальном, премиальном или даже суперпремиальном формате. При этом масштаб бизнеса таких игроков, как правило, на пару порядков меньше, чем у лидеров рынка, а эффективность достигается за счет высокой маржинальности. Чистая рентабельность магазинов премиум-класса в два–три раза выше, чем у остальных форматов и в среднем может формироваться на уровне около 10–12%.

Наталья Пчелинцева / Биржа №27 от 31 Июля 2012

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.