Алексей Гойхман. Универсальный управленец

17.08.2012
Просмотров: 2922

Депутат городской думы и успешный бизнесмен, бывший президент двух нижегородских футбольных клубов и будущий ректор Института кадрового резерва — все это Алексей Гойхман.

Депутат городской думы и успешный бизнесмен, бывший президент двух нижегородских футбольных клубов и будущий ректор Института кадрового резерва — все это Алексей Гойхман. О нем можно услышать самые противоречивые мнения, и это нормально, ведь не говорят только про тех, кто ничего не делает. А это точно не про Гойхмана.

В 2008 году Алексей Гойхман оставил свой бизнес и пошел спасать нижегородский футбол. Как бы пафосно это ни звучало, двигало им не что иное, как желание возродить этот вид спорта в нашем городе. И что бы сейчас ни говорили злопыхатели, давайте просто посмотрим фактам в лицо: до прихода Гойхмана где были футбольные клубы «Нижний Новгород» и «Волга»? Во второй лиге. А после ухода Гойхмана? В первой и премьер-лиге. Собственно, комментарии излишни, и вклад Алексея Гойхмана в развитие нижегородского футбола очевиден. Сегодня ему тоже не живется спокойно на посту депутата гордумы и председателя Совета директоров одного из крупнейших российских предприятий, коим является ООО «СТ Нижегородец». — слишком много у него инициатив, требующих реализации.

От футбола к автомобилям

Страсть к футболу и автомобилям у Алексея Гойхмана с детства. Его отец был заместителем директора горьковского автобусного парка, который содержал самое крупное автобусное хозяйство в Советском Союзе, поэтому тема транспорта в их семье всегда была актуальной. «И, честно говоря, я плохо представляю себе мальчишку, который не увлекался бы автомобилями», — говорит Алексей Гойхман.

Ну а футбол… Как же можно не любить футбол? Он до сих пор помнит все матчи и футболистов горьковской «Волги», которая тогда, в 1960-х годах, играла в высшей лиге отечественного футбола. В восемь лет Алексей Гойхман поступил в детско-юношескую спортивную школу футбольного клуба «Динамо» и, возможно, пошел бы дальше по футбольному пути, если бы у этого пути было будущее. «В 1975 году, когда я окончил школу, нижегородская футбольная команда была уже во второй лиге, а времена были не те, чтобы можно было уехать куда-то и заниматься профессиональным футболом — таких денег, как сейчас, не платили. И потом я не был футболистом, который подавал надежды на участие в сборной Советского Союза. Нужно было абсолютно спокойно взвесить свои возможности и честно себе сказать, что мне в дальнейшем даст футбол. Я помню разговор с папой, который загибал пальцы: вот столько-то ты будешь сейчас зарабатывать, а в 32 года ты пойдешь на пенсию, но при этом у тебя не будет специальности…» — вспоминает Алексей Гойхман.

В итоге он поступил в политехнический институт на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство». А в 1980 году начал работать механиком на производстве в Горьковском производственном объединении пассажирского автотранспорта № 1. «День, ночь, отсыпной, выходной» — по такому графику, не зависящему от общенародных праздников, Алексей Гойхман работал до тех пор, пока на предприятие в качестве руководителя не пришел один из опытнейших профессионалов в транспорте Лев Пижин.

«Я был так воспитан: нужно честно выполнять свою работу, а не рваться куда-то, из кожи вон лезть, чтобы занять место повыше. Если надо — заметят. Лев Владимирович ко мне как-то подошел и спросил: «Не надоело механиком работать с высшим-то образованием?» Уже на следующий день я работал руководителем службы эксплуатации», — рассказывает Алексей Гойхман.

Губернатор «в крестьянском платье»

Объединение, в котором работал Алексей Гойхман, было самым большим таксомоторным парком Советского Союза, включающем 1187 машин. Здесь он прошел путь от механика до руководителя высшего ранга, поэтому знает про это предприятие все до последней гайки, равно как и помнит всех, у кого учился. «В транспорте в то время были сильнейшие профессионалы, личности, люди, которые могли передать свой громадный опыт. Сегодня учиться не у кого», — сетует Гойхман.

В 1990-х вместо плановой социалистической экономики, где все четко знали, что и когда они должны делать, наступил хаос, в котором по определению не может быть никаких планов. Это не могло не отразиться на Горьковском производственном объединении пассажирского автотранспорта № 1, где Алексей Гойхман работал главным инженером.

В один из выходных дней 1996 года Алексею Гойхману сообщили, что его разыскивает губернатор Борис Немцов. Борис Ефимович решил «переодеться в крестьянское платье» и прокатиться в такси неузнанным. «Какой ужас, — сообщил он потом Гойхману, — через днище машины был виден асфальт, водитель даже и не подумал о том, что надо включить таксометр… C завтрашнего дня ты — руководитель таксомоторного парка. Возражать бесполезно».

Затем предприятие прошло акционирование, превращение из таксопарка в ООО «Нижегородец», которое стало совмещать таксомоторные перевозки с торговлей автомобилями. В учредители компании «Нижегородец» пришел брат Алексея Липовича, Александр Гойхман, одним из активов которого была база на ул. Айвазовского, 1а. Так началось рождение ООО «СТ Нижегородец» — завода, который сегодня обеспечивает автобусами и спецтранспортом практически всю страну.

«В 2005 году мы пришли к выводу, что надо заниматься производством автобусов, спецтехники различного назначения на базе шасси коммерческих автомобилей ведущих зарубежных и российских марок. Идея была настолько хороша для определенного промежутка времени, что первый цех был построен в течение 42 дней. Когда он стал выдавать готовую продукцию, появились средства на строительство других цехов, которые запускались без привлечения кредитных ресурсов. Правда, в то время мы считали, что будем производить максимум 200 единиц продукции в месяц. Сегодня это почти в пять раз больше, и мы все продолжаем расти, покупаем свободные площади, причем эти площади больше, чем весь начальный объем завода», — рассказывает Алексей Гойхман.

От автомобилей к футболу

Стабильный бизнес, крупные заказы, налаженная работа всех направлений предприятия — об этом, наверное, мечтает каждый бизнесмен. Но не каждый способен оставить это ради каких-то призрачных перспектив, которые есть у наемного управленца футбольного клуба. В 2008 году Алексей Гойхман ушел из компании и возглавил ФК «Нижний Новгород».

«Мне интересно там, где есть амбиции и движение вперед, — говорит Алексей Гойхман. — Да, была идея воссоздания футбола в Нижегородской губернии до уровня лиги Европы. Тогда четырехмиллионный регион не имел футбольной команды премьер-лиги. Я выбирал стратегию: первый год — закрепиться в премьер-лиге, второй — попасть в первую восьмерку, третий — в лигу Европы. Но моей мечте не суждено было сбыться …»

Алексей Гойхман не связывает себя отдельно ни с каким клубом, он говорит: «Я пришел в футбол» и «Я ушел из футбола». И за те три с половиной года, которые прошли между его приходом и уходом, у него не было времени на раскачку, потому что переходы футбольных клубов под его управлением из второй в первую, и из первой в премьер-лигу были достаточно быстрыми.
Это притом, что за все время его деятельности на футбольном поприще, клубы — и «Нижний Новгород», и «Волга» — не получали бюджетных денег.
«Да, наверное, были ошибки, поскольку коллективу не хватало опыта, — признает Алексей Липович. — Но скептикам я говорю: «А вы попробуйте в нашем российском футболе вывести команду из первой в премьер-лигу». Еще я слышу: «Гойхман там затеял пирамиду: премьер-лига — первая лига — вторая лига — детско-юношеская школа, но ничего не работает». Однако факты говорят обратное: ротация кадров из клуба в клуб шла, и перспективных игроков мы приводили в премьер-лигу из разных нижегородских клубов, лучшие ребята из ДЮСШ сегодня играют в молодежном клубе «Волги». Все работает, только кто-то не хочет этого видеть».

Почему Гойхман ушел из футбола? Разочаровался. Понял, что ему не дадут осуществить то, что он задумал. А как ушел? Красиво. Он написал заявление после того, как «Волга» выиграла матч у грозненского «Терека».

«Мне не нравится, что сегодня ФК «Нижний Новгород» прекратил свое существование, — высказывает он свое мнение. — Потому что для такой области, как Нижегородская, иметь в футболе одну команду второй лиги, а одну — премьер-лиги, мягко говоря, маловато».

Автобус будущего и подготовка новых кадров

Председатель комиссии по транспорту и связи гордумы Нижнего Новгорода Алексей Гойхман говорит о необходимости создания в городе альтернативной маршрутной сети и внедрении единого проездного билета, а также о том, что на внутригородских перевозках должны использоваться не автобусы «прошлого века», а комфортный, удобный для всех категорий пассажиров транспорт. И даже если кому-то захочется сказать, что он действует в интересах «Нижегородца», с ним трудно не согласиться.

«Мне было стыдно за наш город, — говорит Алексей Гойхман, — когда представители Fiat, приехав на наше предприятие и увидев на Московском вокзале ПАЗик, спросили: «Ретро?» Я не знал, что ответить, пришлось кивнуть: «Ретро, ретро…» Потом они поняли, что я пошутил, так как у нас везде «ретро». Как мы с этим «ретро» Чемпионат мира по футболу-2018 у себя принимать будем? Я думаю, производителям пора задуматься над тем, чтобы выпускать нормальные, комфортные автобусы, соответствующие международным стандартам. Компания «Нижегородец» в любом случае не сможет удовлетворить спрос страны на подобный транспорт, поэтому работы на этом рынке хватит всем».

На ООО «СТ Нижегородец» уже задумались: там сегодня идет разработка «автобуса будущего» . Планируется, что в 2013 году эти низкопольные автобусы средней вместимости, оборудованные кондиционерами, лифтами для подъема инвалидов и валидаторами для электронной карты, будут курсировать по нижегородским магистралям.

А 1 октября 2012 года в Нижнем Новгороде откроется первый в России Институт кадрового резерва, появление которого — очередная инициатива Алексея Гойхмана (который, кстати, является доктором экономики и управления). Как управленец с немалым стажем он все чаще сталкивается с тем, что выпускника вуза, независимо от полученной им специальности, на предприятии приходится переучивать, так как университетские знания устаревают раньше, чем появляются инновации в производстве. И ООО «СТ Нижегородец» готово спонсировать деятельность нового института, который будет профессионально направлять и профилировать молодых людей на работу в той или иной отрасли.

«Создавая Институт кадрового резерва, мы выполняем запрос от разных предприятий — как бюджетных, так и коммерческих, — говорит Алексей Гойхман. — Если у ребят после вуза нет представления о том, как управлять, неважно, чем: предприятием или подразделением в пять человек, — нет понимания глобальных экономических процессов, то о каком росте экономики России мы можем рассуждать? В основу модели обучения в институте положен так называемый интегральный подход — самая совершенная, на наш взгляд, современная концепция мировоззрения, которой сегодня обучают первых лиц на Западе, но пока еще мало известная у нас».

Оксана Ольшанская / Биржа №_29 от 14 Августа 2012, фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.