Продуктовый бизнес-инкубатор

22.08.2012
Просмотров: 1223

Нижегородских сельхозпроизводителей продвинут в ритейл.

В Нижегородской области появится логистический продовольственный центр, который должен помочь региональным производителям попасть в розницу и найти своего потребителя. Сумма инвестиций может достичь 10 млрд рублей, но инвестор пока неизвестен. Эксперты не скрывают своего скепсиса, но надеются, что центр станет полноценным участником рыночного процесса, пишет газета "Биржа".

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обсудил с заместителем председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергеем Лисовским строительство в регионе логистического продовольственного центра. Об этом глава области сообщил в своем «живом журнале». Стоимость строительства первой очереди, которая будет введена в 2013 году, — 2 млрд рублей. Общая же сумма инвестиций составит около 10 млрд рублей.

«Этот проект очень важен для региона, — написал в ЖЖ Валерий Шанцев. — Это не только вопрос продовольственной безопасности, но и отличная возможность укрепить связь между сельским хозяйством и торговлей. Не секрет, что сегодня многие аграрники испытывают трудности с реализацией собственной продукции — это вопрос и каналов сбыта, и таких технических требований, как фасовка товара, нанесение штрих-кодов и так далее».

Губернатор объясняет, что подобные логистические центры призваны помогать сельхозпроизводителям доставить свой товар до покупателей. Аграрии привозят свою продукцию в центр, где будет осуществляться первичная переработка продуктов, их хранение и подготовка к оптовой продаже, которая будет происходить здесь же. Одним словом, логистический центр — это связующее звено между производителем и потребителем, отмечает губернатор. Также он добавляет, что за границей такие центры давно существуют, например, в Польше их 12, во Франции — 56.
Кто будет инвестором столь крупного проекта, пока не разглашается. «Бирже» стало известно, что это будет вовсе не итальянская компания Gulli&Co, которая не так давно вела переговоры с региональными властями о строительстве крупного логистического комплекса на территории области. В данном случае речь идет просто о многопрофильном логистическом центре без аграрной специфики.

Как пояснили «Бирже» в пресс-службе правительства области, все вышеназванные параметры проекта на данный момент можно смело назвать «предположительными». Пока достигнуто только рамочное соглашение между инвестором и правительством области. Сейчас идет обсуждение деталей, уточняется сумма инвестиций, сроки сдачи. Даже место под строительство еще не определено. Как отметил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Алексей Морозов на пресс-конференции, отвечая на вопрос «Биржи», на данный момент региональные власти подобрали пять площадок под проект. Инвестору уже направлен запрос, в котором региональные власти просят уточнить параметры проекта, чтобы подобрать оптимальный вариант. При согласии сторон соглашение о строительстве может быть подписано уже через два месяца.

«Мне очень нравится идея строительства центра тем, что он будет работать не только с крупными сельхозпредприятиями, но с небольшими фермерскими и частными подсобными хозяйствами, — говорит министр Алексей Морозов. — Предусмотрены специальные блоки, которые будут закупать у них продукцию. Впоследствии она будет поставляться на рынки как Нижегородской области, так и других регионов страны. Если у инвесторов все срастется, то это будет прорыв в нашем АПК, особенно по закупкам мяса».

При этом министр не сомневается, что эта схема будет эффективно работать. «Все, говоря о ней, ссылаются на западный опыт и совершенно забывают, что у нас тоже был когда-то похожий инструмент. В эпоху потребкооперации была сформирована изготовительная организация. Она и сейчас работает, но очень крупномасштабно, фактически выполняя ту же роль, которую на себя возьмет новый центр».

Сами сельхозпроизводители и компании, занятые в переработке или продажах, высказываются о новом проекте не столь однозначно. «Это, безусловно, правильный проект, — говорит руководитель PR-депар-тамента ООО «Реал-Гипермаркет» Елена Асанова. — Потому что одна из проблем работы с мелкими сельхозтоваропроизводителями — вопрос стандартизации, фасовки и упаковки их продукции. Их продукция обычно не вымыта, не расфасована, то есть с ней нужно еще дополнительно работать. Это неудобно, требует определенных временных и финансовых затрат. Если продовольственный логистический центр возьмет заботы по расфасовке на себя, то это значительно упростит отношения с местными сельхозами и фермерами». Но при этом Елена Асанова отмечает, что для сетей имеет большое значение вопрос цены. Если на выходе продукция будет стоить дорого, то работать с центром будет невыгодно. По ее мнению, этот вопрос можно решить, если центр будет участвовать наравне с другими крупными организациями в тендерах.
О стоимости продукции на выходе из центра беспокоится и другой эксперт «Биржи». «Опыт, в том числе и наш, показывает, что сетям удобнее покупать уже упакованную продукцию, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Агрокомбинат Горьковский» Артем Солодаев. — Если есть спрос, то есть и предложение. Появилось немало оптовых фирм, которые оказывают такие услуги: скупают товар, фасуют, моют и поставляют в сети и крупные магазины. И новому центру придется конкурировать с ними».

При этом Артем Солодаев считает, что задумка с реализацией «местной продукции» была бы очень хороша в качестве меры поддержки наших сельхозпроизводителей, но как коммерческий проект может быть несостоятельна. Дело в том, что оптовикам, по сути, без разницы, чей товар они поставляют в магазин. Эксперт уверен, что у нижегородской продукции есть один существенный минус — у нее высокая себестоимость. Это связано как с тем, что у нас зона рискованного земледелия, так и с тем, что у нас дорогие энергоресурсы. Поэтому оптовики обычно «разбавляют» ее дешевой продукцией, закупленной в южных регионах или за рубежом. Таким образом, центр, если будет сосредоточен только на местных сельхозпроизводителях, может оказаться низкорентабельным. Если же это будет только отдельное направление работы, то, скорее всего, оно будет убыточным, и предприятию придется компенсировать издержки за счет других видов деятельности.

Директор по маркетингу компании ВКТ Владислав Афроськин считает, что единый распределительный центр, который планируется построить, будет интересен далеко не всем участникам рынка. Федеральные сети преимущественно работают с производителями через собственные распределительные центры, при этом полностью отказываются от услуг посредников — оптовых и дистрибуционных компаний. Доля федералов на розничном рынке Нижегородской области уже превысила 50%, что делает их наиболее интересной площадкой для любого производителя продукции. Но попасть на полки продовольственных сетей производителю будет проще без посредников.

По мнению эксперта, сильные нижегородские производители, уже имеющие продукт, получивший признание у конечного потребителя, хорошо себя чувствуют и без посреднических структур. Имея поддержку региональных властей, они сформировали собственную систему сбыта продукции и часто диктуют свои условия посредникам и традиционной рознице. Качественная продукция, собственная система сбыта (своя розница, свои торговые дома, широкая сеть мелких оптовиков-логистов) позволяют им чувствовать себя уверенно на нижегородском рынке традиционной розницы и даже выходить в другие регионы.

При этом, по мнению Афроськина, структура, подобная «Единому центру закупок и продвижения товаров Нижегородских производителей», необходима для начинающего бизнеса. Данную структуру можно сравнить с бизнес-инкубатором для производителей продуктов питания. При этом направления работы не должны быть ограничены услугами складской логистики и транспортировкой товара. Здесь важно создать систему продвижения товара на российский рынок. Эксперт уверен, что услуги Центра должны развиваться, в том числе, в следующих направлениях: маркетинг (PR, ATL, BTL, анализ, разработки), продажи (клиентская политика, ценовая политика, команда торговых представителей), финансы (дебиторская задолженность, оборотные средства на развитие торговых марок).

В этом случае регион получит не очередной проект властей, а непосредственного участника рыночного процесса. Данная структура позволит производителям вывести свой продукт на рынок, получить свой сегмент потребителя, обеспечить постоянный рынок сбыта, но при этом позволит не вкладывать значительные средства на создание собственной системы продвижения и сбыта.

Александра Елина / Биржа

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.