Большой рынок нужных мелочей

23.08.2012
Просмотров: 1470

Чем активнее развивается предпринимательская деятельность и образование в регионе, тем больше потребляется канцелярских товаров.

Чем активнее развивается предпринимательская деятельность и образование в регионе, тем больше потребляется канцелярских товаров, пишет журнал "Бизнес-клуб".

Многочисленные фирмы и предприятия, студенты и школьники обеспечивают устойчивый спрос на эту продукцию в течение всего года. Причем, как показала практика, канцтовары — статья расходов, которую трудно сократить. Поэтому даже экономический кризис 2008 года мало отразился на отрасли.

Особый регион

Сотрудники маркетингового агентства Long Hands company опросили 12 экспертов. По мнению некоторых из них, емкость нижегородского рынка канцтоваров составляет 2% общероссийского, то есть около 1 млрд рублей в год. Основную часть в доле рынка занимает бумага.

Все эксперты сошлись во мнении, что сегодня рынок канцелярских товаров практически сформировался, в нем есть основные игроки — это компании «Комус», «Канцторг», «Балчуг», «Канцопт» и некоторые другие.

2.3KbМарина Кузнецова, руководитель направления канцелярских товаров компании «Балчуг»:

— За последние годы не появилось новых серьезных игроков. Некоторые московские компании пытались закрепиться на нашем рынке, но многие отмечают, что Нижний Новгород не похож на остальные города России. Регион серьезный, емкий по деньгам, но не у всех получается здесь работать.

Сложно сказать, в чем причина такой особенности нижегородского региона, возможно, сказывается консервативность и стабильность давно сложившейся структуры рынка. Как бы то ни было, многолетний опыт нижегородских специалистов свидетельствует об одном: чтобы успешно работать, надо знать своего клиента, а не пытаться охватить все и сразу.

Сейчас рынок представлен двумя основными и, по оценкам экспертов, практически равными сегментами: школьные товары и товары для офиса. И хотя в последнее время наблюдается взаимопроникновение этих двух сфер — ручки, карандаши и ластики нужны не только школе, но и офису, а школа в свою очередь начинает активно использовать традиционно офисный товар: дыроколы, степлеры, папки, — тем не менее школа и офис — два разных направления и многие канцелярские фирмы делают акцент на одном из них. Еще одна группа товаров, в последние годы выделившаяся в отдельный сегмент, — товары для детского творчества. Эта группа всегда богата на новинки. Например, компания «Канцторг», чтобы держать своих покупателей в курсе этих новинок, регулярно проводит мастер-классы для детей прямо в магазинах, чтобы показать товар в действии.

Интересно, что школьные принадлежности становятся менее зависимыми от сезона (за исключением традиционного августовского всплеска), а на товары для офиса и вовсе поддерживается устойчивый спрос в течение всего года.

Лицом к клиенту

Корпоративные продажи — одно из самых востребованных сегодня направлений на рынке канцелярских товаров. Сейчас его развивают даже те компании, которые традиционно занимались только оптом, а также отдельные розничные магазины. Кажется, сейчас в области не осталось ни одного чистого оптовика. В чем причина такой популярности корпоративных продаж? Во-первых, это очень удобно большой группе покупателей. Сегодня товары прямо со склада, минуя магазин, заказывают не только офисы, но и школы. Во-вторых, корпоративные продажи предполагают возможность максимально обеспечить покупателя всем необходимым, а значит, позволяют расширить ассортимент фирмы и получить дополнительную прибыль. В-третьих, для корпоративных продаж не нужно арендовать такие площади, которые требует розничная торговля. Таким образом, повышается рентабельность бизнеса.

Одно из обязательных условий — как для опта, так и для корпоративных продаж — услуги по доставки товара. Причем желательно, чтобы доставка осуществлялась максимально быстро — не более суток с момента оформления заказа. Каждая компания, продающая канцтовары, решает этот вопрос по-своему: кто-то имеет собственную службу доставки, кто-то нанимает машины, нередко возникает потребность комбинировать одно и другое. Стоимость доставляемого товара зависит от масштаба продавца и может начинаться от 500 руб. — в мелкой рознице и от 2000 руб. — в крупных компаниях.

Кстати, любопытная тенденция рынка, которую отмечают многие его участники и потребители: цена не самый главный фактор выбора. Покупатели все больше внимания обращают на свойства, качество продукции, а также на услуги и сервис.

2.6KbИрина Ильина, директор магазина «Скрепка»:

— Наши клиенты не гонятся в первую очередь за ценой, у нас цены явно не самые низкие. Они приходят в наш магазин за какими-то новинками… Мы стараемся следить за канцелярской модой, привозить и предлагать эти новинки…

Возможно, это одна из причин, по которой федеральные операторы, такие как гипермаркеты «Лента», «Ашан» и «Метро», по мнению экспертов, не слишком сильно повлияли на работу специализированной канцелярской розницы.

Впрочем, гипермаркеты заняли на рынке свою нишу — многим покупателям, даже корпоративным, удобно и выгодно брать товар именно здесь. Хотя их канцелярский ассортимент объективно уже, чем у многих специализированных компаний нижегородского рынка.

2.1KbИрина Порховник, руководитель подразделения «Офисные товары» отдела закупок «МЕТРО Кэш энд Керри»:

— Мы уделяем внимание подготовке и планированию сезонных активностей — 1 сентября, Новый год , 23 Февраля, 8 Марта. На сегодняшний день ассортимент офисных товаров «МЕТРО Кэш энд Керри» достаточно широкий и оптимально сбалансирован — увеличивать его будет невыгодно.

Реально или виртуально?

Способы продаж канцтоваров существуют самые разные. Это торговля по прайс-листам и каталогам, заказы по телефону и через Интернет.

По мнению экспертов, хотя каталоги и помогают показать товар лицом, но торговля по ним имеет свои трудности. Например, каталог не отражает наличие и количество товара, изменения его цены. В этом отношении интернет-сайт и заказы через Интернет — гораздо более живой инструмент. Но многие потребители все равно предпочитают заказывать товар по телефону, чтобы была возможность задать вопрос консультанту или уточнить какую-то информацию. Более того, у экспертов есть мнение, что если наличие сайта компании — требование времени, то развитие интернет-продаж — дело далекого будущего, если вообще не утопия: даже в передовой Москве процент интернет-продаж по прежнему остается очень низким.

2.1KbАлександр Сергеев, коммерческий директор компании «Аванте»:

— Это искусственное ограничение можно сравнить с мобильной связью. Когда появились первые сотовые телефоны, говорить по ним было очень дорого, а сегодня они обходятся дешевле городских номеров. Здесь то же самое: Интернет становится дешевым, доступным и разносторонним. Просто есть компании «завтрашнего дня», на которые все ориентируются, «сегодняшнего дня» и «вчерашнего дня». Причем последние преобладают в городе, а кроме Нижнего Новгорода есть и глубинка, где вообще сложно выйти в Интернет.

Пока одни эксперты говорят о том, что за интернет-продажами будущее, другие убеждены в консервативности рынка канцтоваров. Как есть продукция, которая не потеряет своей актуальности никогда, так есть и покупатели, которым всегда будет важно личное общение и индивидуальный подход. Уже сегодня такие потребители — основные клиенты канцелярской розницы. Это люди, которые интересуются новинками, следят за канцелярской модой — то есть просто любят этот товар.

Развитие рынка канцтоваров сегодня не предвещает каких-то революционных изменений. Но он непрерывно эволюционирует, развивается, подстраивается под потребности клиентов. Во всяком случае никто из его участников не ждет серьезных потрясений, но все уверены — канцелярскому рынку в нижегородском регионе есть куда двигаться.

Подготовлено по материалам маркетингового агентства LongHandscompany, www.lch.ru, фото: Бизнес-клуб

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.