Россия или США: где учиться?

24.08.2012
Просмотров: 1840

Так как нижегородские бизнесмены продолжают обучение чаще всего в США, «Биржа» поинтересовалась у экспертов, насколько конкурентоспособны российские вузы и чем отличается отечественное образование от американского.

Так как нижегородские бизнесмены продолжают обучение чаще всего в США, «Биржа» поинтересовалась у экспертов, насколько конкурентоспособны российские вузы и чем отличается отечественное образование от американского, пишет газета "Биржа".

Олег Козырев, Директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

«Российские вузы должны соответствовать требованиям мирового рынка труда»

Мы живем в эпоху единой, глобальной экономики, поэтому все, что ее обслуживает, в частности система образования, имеет конкурентные преимущества только тогда, когда опирается на мировой опыт, а не на локальные практики. Если говорить о качестве наших вузов, то, безусловно, оно неоднородно. В нашей стране есть лидеры, которые находятся на паритетных основаниях с ведущими мировыми образовательными центрами, а есть университеты, которые сложно назвать высшими учебными заведениями. Поэтому нельзя говорить о каком-то едином уровне российского образования.

Если конкурентоспособность наших вузов измерять в научном потенциале, то, безусловно, в нашей стране есть сильные университеты. К слову, ситуация за рубежом точно такая же: есть очевидные лидеры, и есть так называемые крепкие вузы, которых, к сожалению, в России меньше, и есть аутсайдеры. Образовательные продукты лучших российских вузов также коррелируют с мировыми трендами. Этому свидетельствуют, например, участившиеся практики совмещения учебы российских студентов в зарубежных, причем, зачастую и в лучших университетах.

Но в то же время надо понимать, что классическая система университетского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Новые технологии: информационные, элементы искусственного интеллекта, формы дистанционного образования и так далее во многом меняют парадигму высшего образования. Это, в первую очередь, приводит к тому, что лучшие образовательные практики могут быть тиражированы вне границ того или иного вуза или страны, и сильные университеты станут еще сильнее, а слабым, боюсь, места уже не будет оставаться даже в массовом образовании. На это большое внимание обращают ведущие российские университеты и уже сейчас предпринимают шаги, которые позволят завтра быть востребованными.

Понятно, что работодатель хочет получить сотрудника, обладающего теми квалификационными характеристиками, которые необходимы в настоящее время и позволят включиться в работу сразу. Но эти квалификационные характеристики меняются с гораздо большей частотой, чем университеты меняют свои учебные программы. Студенту, который будет заканчивать университет в ближайшее время, надо понимать, что он не сможет навсегда остаться конкурентоспособным на рынке труда только с теми знаниями, которые он получил в университете — хоть российском, хоть западном, — каким бы хорошим этот вуз ни был.

Многоуровневая система образования, которая сейчас внедряется в нашей стране, по моему мнению, однозначно подразумевает, что студент часть образования должен получать за рубежом. Воспитать в человеке интеллектуальную гибкость, способность учиться и познавать новое — это как раз то, что может дать студенту образование в другой стране. Это понимаем не только мы: ежегодно в нижегородскую «вышку» приезжают учиться студенты из Австрии и Германии, которые осознают, что обучение в России дает им большой личностный рост.

Павел Дыкман, Владелец сети ресторанов «Сушимин»

«В Америке я впервые ощутил реальный интерес к учебе»

Будучи студентом Нижегородского филиала Университета Российской академии образования, я ездил в Университет Нью-Мексико по программе студенческого обмена.

И скажу честно: именно там, в Америке, я впервые ощутил реальный интерес к учебе. В США система преподавания совершенно отличная от российской. Лекция преподавателя представляет собой диалог с учащимися, живую беседу, насыщенную примерами из реальной жизни. Мы там не так много записывали в тетради, как здесь, большую часть информации узнавали из учебников, то есть самостоятельно, вне университета. Могли выбирать любые предметы для изучения. Сначала ты берешь какие-то базовые курсы, на основе того, что ты изучал в России. Например, у меня была экономика, соответственно в Университете Нью-Мексико я мог также учить экономику, но более высокого уровня. В итоге в США я изучил экономику, финансы, маркетинг, испанский, французский языки. Там нет фиксированного учебного плана, его студенты с помощью куратора создают сами. Выбор же дисциплин невероятно широк. Есть такие дисциплины, как «игры», «стрельба из лука».

Мне настолько нравилось там учиться, что я целый год получал одни пятерки. И я бы с удовольствием поехал еще в какую-нибудь страну, чтобы получить там знания, потому что считаю, что на сегодняшний день качество зарубежного образования на порядок выше, чем в России. Если же говорить о ценах, то, например, обучение в Университете Нью-Мексико не такое уж дорогое. Для иностранного студента — от пяти до десяти тысяч долларов в год, а для местных — гораздо дешевле. Я вообще всем советую ехать учиться в США или любую другую страну. Это, действительно, сильно помогает в жизни. Тот опыт, который я получил в Америке, мне очень пригодился и, конечно, помог в построении бизнеса.

Вадим Храмов, Советник исполнительного директора Международного валютного фонда

«Магистратуру или аспирантуру необходимо закончить за границей»

С моей точки зрения, финансово-экономическое образование в России пока не нашло правильного баланса между теоретическим и практическим аспектами обучения. На уровне бакалавриата цели учебных программ немного перемешаны, а в магистратуру студенты идут учиться, чтобы получить больше практических навыков для работы, и MBA получают как второе высшее образование.

За границей, к примеру в США, все по-другому. На уровне бакалавриата студенты изучают в основном теорию, после чего либо работают несколько лет и потом поступают на MBA-программы в бизнес-школы, либо идут учиться в магистратуру или аспирантуру, где основной акцент сделан на теорию и исследования. Фактически получается четкое разделение между теоретическими программами по экономике и финансам, после которых выпускники работают на правительство, занимаются исследованиями или занимаются наукой, и программами в бизнес-школах, где студенты учатся бизнесу и развивают свои предпринимательские способности.

Исходя из этой разницы качество российского образования сложно сравнивать с заграничным, в частности, с американским. Я лично считаю, что российское бакалаврское образование нисколько не уступает американскому по качеству. Мой опыт преподавания экономики в США показывает, что программы в России зачастую сложнее и глубже. Но, к сожалению, из‑за отдельных недостатков российской системы и слабой системы обмена студентами российское образование не котируется за границей, и студентам из России очень сложно поступить в магистратуры и аспирантуры США, так как многие российские университеты просто не известны за границей. Хотя, на мой взгляд, получение образования за границей сегодня является необходимым условием для более быстрой интеграции России в глобальную экономику.

Основные различия между российским и заграничным образованием находятся, на мой взгляд, на уровне магистерских и докторских (аспирантских) программ, уровень сложности которых в США значительно выше, чем в большинстве российских вузов. Сильный упор сделан на математическую подготовку и сложные компьютерные расчеты в экономике и финансах, а также на качество исследований, уровень которых превосходит российский. Поэтому американские вузы находятся в верхушке всех мировых рейтингов образовательных учреждений, и российским вузам конкурировать с ними пока довольно сложно.

Хотя в бизнес-школах США уровень преподавания на MBA- программах не сильно отличается от российского по сложности, в США акцент делается не на обучение, а на установление связей, контактов как между студентами (которые уже имеют большой опыт работы), так и между студентами и компаниями-работодателями. Конкуренция между программами MBA является глобальной, так как студенты набираются со всего мира и рейтинги зачастую строятся по показателю заработной платы выпускников этих программ. Российские MBA-программы довольно молодые и пока не могут выдерживать конкуренцию со стороны мировых MBA-программ. Если же говорить о работе после вуза, то я учился и в России и в США, работал в обеих странах и могу сказать, что ни российское, ни американское образование не готовит студентов к решению тех задач, которые будут возникать на практике.

Евгений Чупрунов, Ректор ННГУ им. Н. И. Лобачевского

«Россия займет достойное месте в мировом образовательном пространстве»

Образование в российских вузах весьма неоднородно. Если мы говорим о ведущих университетах России, в число которых входит и ННГУ, то качество образования, которое они дают, безусловно, очень высокое и соответствует международным стандартам, до которых, может быть, не дотягивают отдельные российские вузы. Основным критерием оценки качества образования, наверное, остается все-таки востребованность выпускников на рынке труда. Я могу с уверенностью сказать, что после окончания ННГУ им. Н. И. Лобачевского люди не стоят на бирже труда, все трудоустраиваются, причем даже образование по той или иной конкретной специальности позволяет им пробовать себя в самых разных отраслях — административная работа, промышленность, бизнес. Конечно, вуз не готовит узких специалистов, которых зачастую ждут на предприятиях, и я считаю, что не это является главной задачей университета. Предприятие тоже должно вносить свой вклад в образовательный процесс, как, например, делает компания Intel, создавшая в ННГУ целый ряд подразделений и позволяющая студентам попробовать себя в работе на самых разных стадиях обучения.

Западные вузы больше ориентированы на практику, российское образование же более фундаментально, и теоретические знания являются более обширными, создают необходимую базу, позволяющую структурировать мыслительный процесс. В этом смысле мы выигрываем, так как слишком сильная нацеленность на практику тоже имеет свои минусы и ограничения. Выпускники российских вузов сегодня работают в различных странах и отраслях. Конечно, наше гуманитарное образование чуть меньше котируется за границей, так как имеет свое национальное своеобразие, но это не делает его плохим или некачественным.

Я мечтаю о том, чтобы Россия заняла достойное место в едином мировом образовательном пространстве, и у нас для этого есть все: высокое качество образования, сложившиеся традиции, современное оборудование.

Наталья Рудакова, Assistant Professor Калифорнийского университета (США)

«Качество высшего образования в США зависит от постоянного притока «новой крови»

Я закончила филологический факультет Казанского государственного университета, а потом пошла учиться в аспирантуру Стэнфордского университета на социальную антропологию. Сейчас меня приглашают преподавать в Казанском госуниверситете, где образуется специальный институт для изучения современности. Думаю, я бы стала преподавать в России, применяя и американский опыт. Мне нравится, что в Америке, например, у каждого преподавателя есть так называемые присутственные часы (office hours), когда любой студент может прийти и задать свои вопросы преподавателю. Самое же большое отличие американского университета от российского в том, что там нет «групп», а есть очень много курсов, которые студенты могут выбирать сами. Устных экзаменов и зачетов нет, все письменные, это чтобы научить людей писать и иметь какой-то общий стандарт оценки. Письменные работы и экзамены часто дают на дом, но при этом за плагиат очень сильно наказывают, исключают из вуза после одного предупреждения.

В США считается, что и качество высшего образования, и качество исследований требует «перекрестного опыления», то есть постоянного обмена между университетами новыми кадрами, притока «новой крови». А для этого на каждое свободное место объявляется открытый общенациональный конкурс. Также в университетах США есть неписаное правило — никогда не брать на научно-преподавательскую работу своих выпускников. Все эти моменты, отличные от российской вузовской системы, формируют образовательный процесс в США.

Александр Алешин / Биржа, фото: Архив газеты "Биржа"

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.