Путь длиной в 35 лет

26.12.2012
Просмотров: 3511

Совсем недавно в Нижнем Новгороде отметили открытие станции метро «Горьковская». Но есть еще одна памятная дата – 17 декабря исполнилось ровно 35 лет с тех пор, как была забита первая свая нижегородского метрополитена.

Совсем недавно в Нижнем Новгороде отметили открытие станции метро «Горьковская». Но есть еще одна памятная дата – 17 декабря исполнилось ровно 35 лет с тех пор, как была забита первая свая нижегородского метрополитена, пишет журнал "Бизнес-Клуб".

Впервые о строительстве метро в Горьком задумались еще в 1970 году – для дальнейшего развития Автозаводского района, который уже тогда считался «городом в городе». Хотя на дорогах в то время и не было привычных нам пробок, но автобусы уже переставали справляться с пассажиропотоком, особенно в утренние часы пик.

Два московских проектных института – Метрогипротранс и Гипрокоммундортранс – по поручению Госплана СССР начали разрабатывать технико-экономическое обоснование постройки нового объекта. Все согласования и обсуждения заняли целых три года. Наконец, в сентябре 1973 года было выдано разрешение на проектирование первой очереди горьковского метро. Работы возглавил главный инженер проекта Владимир Рыжов. Надо сказать, что с поставленной задачей проектировщики справились быстро – уже к 1977 был не только готов сам проект, но и принято постановление Совета министров СССР о начале строительства.

17 декабря 1977 года забили первую сваю в котлован будущей станции «Ленинская». В память об этом событии там до сих пор стоит памятный знак с буквой «М». Для проходки перегонного тоннеля использовался щит ТЩБ-7 (в Советском Союзе их насчитывалось всего 7 штук). Вскоре закипела работа на станциях «Московская», «Заречная», «Чкаловская» и «Двигатель революции». По мере того, как строительные бригады закладывали все новые и новые станции, значение метро для города возрастало, и в марте 1980 года появилось официальное учреждение «Горметрострой».

Буквально через пару месяцев о Горьковском метро заговорили по всему Советскому Союзу: бригада под руководством Владимира Нестеренко установила Всесоюзный рекорд проходки – за месяц им удалось продвинуть щит на 122 метра. Ударная работа дала свои результаты: в 1985 году была введена в эксплуатацию первая очередь, в которую вошла линия протяженностью свыше 7 километров, шесть станций, депо и инженерный корпус. Горьковский метрополитен стал третьим, пущенным на территории РСФСР. Строители сразу же принялись за второй пусковой комплекс, протянувшийся от станции «Пролетарская» до «Комсомольской». Он был введен в эксплуатацию в 1987 году. Еще через два года открылись станции «Кировская» и «Парк культуры». Следом - в 1993 году - заработали еще три, одна из которых – «Московская» - соединила две ветки нижегородского метрополитена. Был заложен метромост, но его строительство из-за недостатка финансирования шло с перебоями, а в 1995 году оказалось приостановленным. Его несколько раз возобновляли, однако работы продвигались крайне медленно.

Только к середине 2000-х, когда экономическая ситуация в стране относительно стабилизировалась, появилась возможность выделять средства на дальнейшее строительство. В ноябре 2009 года торжественно открыли автомобильное движение по метромосту.

Одновременно велось активное строительство станции метро «Горьковская» - первой в нагорной части города. Нижегородцы уже давно ее ждали - она должна была соединить верхнюю и нижнюю части города, подарить способность добраться из центра до Московского вокзала за несколько минут и без всяких пробок. 5 ноября 2012 года «Горьковская» введена в эксплуатацию. Благодаря ей нижегородский метрополитен вышел на третье место в России, обогнав Новосибирск, с которым долгое время считался на равных.

Напомним, что по первоначальному плану, следующими станциями должны были стать «Оперный театр» и «Площадь Сенная» (БК, № 11). Но Нижний Новгород вошел в число городов, которые будут принимать чемпионат мира по футболу-2018, поэтому приоритет отдан станциям «Стрелка» и «Волга» в районе Мещерского озера.

Олег Кондрашов, глава администрации Нижнего Новгорода:

- Метро - очень быстрый вид транспорта, поэтому уверен, что те пассажиры, которым удобно им добираться, с удовольствием будут это делать. Ежедневное увеличение пассажиропотока в метрополитене доказывает это. Таким образом, появляется возможность хотя бы частично разгрузить центральные магистрали города. По тому, как востребовано метро в нагорной части, понятно, насколько долгожданным стало для горожан открытие «Горьковской». Наша задача – создать максимально комфортные условия для пассажиров метрополитена.

Олег Семечкин, директор департамента транспорта и связи:

- С открытием станции «Горьковская» пассажиропоток в нижегородском метро увеличился почти в 3 раза – с 47 тысяч до 140-145 тысяч пассажиров в будние дни и с 30 тысяч до 90 тысяч пассажиров в выходные дни. В результате на станции «Горьковской» даже возникли очереди за жетонами. Для решения этой проблемы у входов в новую станцию мы установили три автомата для обмена денежных средств на жетоны. Автоматы принимают купюры достоинством 50 рублей, выдают два жетона и сдачу.

Олег Яушев, директор нижегородского метрополитена:

- Все наши сотрудники прошли инструктаж и профессионально выполняют свои обязанности, помогая горожанам сориентироваться в изменениях с посадочными платформами на станции «Московская». Что касается новой станции, то с первого дня работы она стала «отправной точкой» почти для 33 тысяч нижегородцев. Очевидно, что для многих жителей Нижнего Новгорода метро станет основным видом общественного транспорта, как и для жителей Москвы.

Финансовые проблемы у нас в стране всегда сопровождаются «всплесками» народной смекалки, поэтому в начале 2000-х россияне придумали оригинальный способ экономии. Поскольку жетоны в нижегородском и санкт-петербургском метро ничем, кроме цены, не отличались, жители двух городов задались вопросом – зачем платить больше?

Так нижегородские жетоны стали массово использоваться в метро Санкт-Петербурга. В результате колоссальные убытки стали нести оба метрополитена. Власти поначалу попытались ограничить число продаваемых жетонов в одни руки, но эта мера оказалась абсолютно неэффективной. И тогда руководство метрополитена тоже пошло на хитрость – с конца декабря 2009 года в жетонах стали пробивать небольшое отверстие по центру, они стали значительно меньше весить и уже не могли использоваться в Санкт-Петербурге.

Подготовила Юлия Василишина

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.