"МАРСианские" хроники

19.10.2004
Просмотров: 2256

"Альфа-банк", позиционирующий себя как банк для крупных клиентов, перед самым началом банковского кризиса начал разработку программы кредитования малого и среднего бизнеса ("Марс"). Изменились ли эти планы в связи с кризисом и означает

Нижегородский бизнес журнал, №20(34), октябрь 2004 года.

Есть разговор. Кредитование.

"Альфа-банк", позиционирующий себя как банк для крупных клиентов, перед самым началом банковского кризиса начал разработку программы кредитования малого и среднего бизнеса ("Марс"). Изменились ли эти планы в связи с кризисом и означает ли разработка этой программы окончание "холодной войны" между "Альфа-банком" и малым и средним предпринимательством?

Прокомментировать новую политику мы попросили председателя Совета директоров "Альфа-банка" Олега СЫСУЕВА, посетившего в конце сентября Нижний Новгород.

- Олег Николаевич, не означает ли внедрение программы "Марс", предусматривающей кредитование мелких предпринимателей, то, что "Альфа-банк" поворачивается лицом к малому и среднему бизнесу в ущерб своей политике "банка для крупных клиентов"?

- "Альфа-банк" очень консервативен и по-прежнему будет позиционироваться как "банк для солидных клиентов". Дело в том, что банковский сектор всегда имеет такую же структуру, как экономика страны. Если в России 10-15 компаний обеспечивают 90% российского бюджета, то банковская система не может быть другой. Она в таком же объеме будет работать с этими компаниями. Но с другой стороны, все крупные основные клиенты банка находятся в Москве. Именно поэтому основной груз ответственности за реализацию программы "Марс" ляжет на плечи региональных филиалов. Тем не менее критерии отбора заемщиков будут соответствовать нашему регламенту. У нас очень независимый департамент рисков. На него трудно повлиять административно, и сделать это не могут даже акционеры. Поэтому если представитель малого или среднего бизнеса ответит на все вопросы по схеме, предусмотренной программой "Марс", то сможет рассчитывать на ускоренное получение кредитов.

- Но будет ли эффективна такая модель кредитования малого и среднего бизнеса?

- Да, наш банк может проиграть "на коротком плече", что у нас зачастую и получается, поскольку мы не работаем по телефонному звонку и не принимаем решение в один день. Конечно, чем меньше времени на оформление кредита, тем лучше для малых и средних предприятий, у которых большая оборачиваемость. В этом смысле конкурентами нам будут региональные и местные банки. Но чтобы жить долго и счастливо, мы будем поступать рационально.

Дело в том, что в России, на наш взгляд, малый и средний бизнес институционально пока не сложился. Их представители используют в работе серые схемы, а активы оформляют так, что трудно понять, смогут ли они обеспечить выполнение взятых обязательств. Поэтому "Альфа-банк", который предпочитает делать работу большими "ударами", не рассматривает малый и средний бизнес в качестве основного клиента.

- Банковский кризис застал "Альфа-банк" в начале внедрения ускоренной модели кредитования малого и среднего бизнеса. Не вмешался ли этот кризис в ваши планы в отношении той же программы "Марс"?

- Программу "Марс" мы обязательно будем внедрять, поскольку уже затратили значительные деньги на разработку этой программы. К тому же в планах банка - восстановить, и, по возможности, увеличить к концу 2004 года - началу 2005 года темпы роста активов, основную долю которых занимают корпоративные кредиты. По данным неаудированной отчетности за первое полугодие 2004 года, объем активов "Альфа-банка" вырос до 5,9 миллиардов долларов, что на 14-15% больше, чем в 2003 году. Конечно, в связи с кризисом процесс роста активов замедлился, но я думаю, что объемы кредитования будут восстановлены и даже увеличены. В этом процессе как раз немалую роль будет играть программа "Марс".

- Но в связи с тем же кризисом сократились и пассивы банков. Я думаю, что вклады физических и юридических лиц сократились и в "Альфа-банке", несмотря на проведенную вами, на мой взгляд, беспрецедентную компанию по удержанию клиентов.

- Действительно, частный банковский сектор потерял 20-30% вкладов физических лиц. Эти деньги переместились на депозиты государственных банков. Деньги потеряли все частные банки, но мы оказались в авангарде этого процесса. Дело в том, что узнаваемость "Альфа-банка" в четыре раза выше, чем его ближайшего конкурента. Соответственно, и при негативных тенденциях мы теряем в сопоставимых пропорциях. Поэтому "Альфа-банк" и предпринял, как вы сказали, беспрецедентные шаги по удержанию вкладчиков, введя 10%-ую комиссию за расторжение депозитного договора. Тем не менее было потеряно около 800 миллионов долларов, и акционеры вложили свои средства, чтобы обеспечить обязательства банка.

Есть и другая проблема. Конечно, после кризиса отсутствует межбанковское кредитование и подорвано доверие, однако мы не сидим сложа руки. "Альфа-банк" выходит на рынки западного капитала. В конце сентября поступит первый транш евробондов по ставке гораздо лучшей, чем предлагают наши российские коллеги, на сумму 175 миллионов долларов. Общая сумма евробондов составляет 400 миллионов долларов. Эти деньги пойдут на кредитование в том числе и малого и среднего бизнеса. (Илья Кочетов.)


Источник: Архив: Нижегородский бизнес-журнал
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

всего комментариев: 1

Химик 19.10.2004 16:45:00
Вот именно! Альфа и малый бизнес - понятия несовместимые. И данная статья это только подтверждает.