На какие шиши?

16.01.2013
Просмотров: 1321

Александр Котюсов, президент ГК "ПИР": Один мой коллега по городской думе, когда услышал, каким образом на 2013 год будет сформирован городской бюджет, сказал мне шепотом: хочется закрыть глаза и уши, встать и уйти.

Александр Котюсов, президент ГК "ПИР":

Один мой коллега по городской думе, когда услышал, каким образом на 2013 год будет сформирован городской бюджет, сказал мне шепотом: хочется закрыть глаза и уши, встать и уйти.

Я его понимаю. Объясняться перед избирателями будет крайне сложно. В городском бюджете сегодня, если брать по-крупному, всего три защищенные статьи: зарплата работникам бюджетной сферы, коммунальные расходы бюджетных организаций и питание в детских садах и школах. Все остальные расходы города умножены на коэффициент 0,7 по отношению прошлому году. В прошлом году тоже умножали. На 0,8, но уже к году предыдущему. Итого 0,56 по отношению к 2011-му. И это без учета инфляции.

Какими будут дороги, в дырах или ровными и гладкими, будут ли убирать зимой снег, а летом мусор, отремонтируют ли школу, построят ли детский сад, в конце концов посадят ли на центральной площади цветы и будет ли гореть свет на улицах, зависит исключительно от наполняемости городского бюджета. И чем меньше он, тем хуже наша жизнь. Можно отдать ребенка в частную школу или детсад, можно лечиться в коммерческих больницах, можно отдыхать за рубежом, но совсем абстрагироваться от проблем города нельзя. Просто потому, что мы здесь живем.

Помнится в стародавние перестроечные времена, которые многие так ругают сегодня, в бюджете города сохранялось чуть ли не 50% всех налоговых поступлений. Сегодня официально звучит цифра — 10! Все забрали наверх. Вот к чему привела централизация власти. Москва выкачивает средства из субъектов федерации. Тем некуда деваться — берут у муниципалитетов. Логика власти понятна. Хочешь денег — иди на поклон. Губернатор — в правительство, мэр — к губернатору. Хорошо попросишь — дадим, плохо себя ведешь — откажем. Страна просящих, интегрированных в вертикаль власти.

Весь декабрь мы, депутаты думы Нижнего Новгорода, провели в обсуждении городского бюджета. Социально ориентированный! Эту формулировку я слышу уже не первый год. А как еще ему называться, если более 60% городского бюджета — это расходы на социальную сферу. В прошедшие годы на выборах президента, в Государственную думу было дано много обещаний. Их надо выполнять! Все знают, что зарплата наших учителей фантастически мала. Нормальный человек не способен достойно учить наших детей за тот мизер, который существует сегодня. Поэтому повышение с 1 января зарплат учителям на 30% — дело нужное и важное. Не менее важно и увеличение зарплаты воспитателям детских садов. Сегодня, когда вся страна говорит о нехватке мест в детских дошкольных учреждениях, мы имеем удивительные вещи — в только что построенный детский сад не удается найти воспитателей, никто не хочет работать за предлагаемые ему несколько тысяч рублей. Хочется верить, что с нового года, когда средняя зарплата воспитателей станет, как обещано, 18 тысяч рублей, ситуация изменится. Но повышение зарплаты ложится целиком и полностью на бюджет города. Нет, конечно, областные власти помогают. Но ведь, кроме зарплаты, есть и другие статьи расходов.

Логика межбюджетных отношений для неспециалиста вещь непонятная. Я лично не финансист, и для меня многие вопросы этой сферы необъяснимы. Не укладывается в голове, как, например, можно было год назад отобрать и отдать наверх и без того небольшую долю доходов городского бюджета в части налога на имущество организаций, уменьшить долю, остающуюся в городе от налога на доходы лиц физических. Это сделала областная власть, ссылаясь на федеральное законодательство. Тогда, спрашивается, зачем городской администрации оказывать содействие предприятиям, расположенным на территории города, если для городской казны нет никакого пополнения? Как можно отобрать все поступления от штрафов ГИБДД, собираемых в Нижнем?! При этом именно городская администрация отвечает за плохое содержание дорог, стертую разметку, неработающие светофоры, плохо читаемые знаки. На какие шиши все это исправлять? Если бы штрафы оставались в городской казне, их хватило бы на наведение порядка. А пока больно слышать от директора департамента транспорта и связи, что на следующий год денег на разметку не заложено. Понятно, что, скорее всего, они появятся, но вот когда, в каком количестве и надолго ли хватит этой разметки? У города остается все меньше и меньше средств, которыми он может распоряжаться.

Можно вспомнить и про областной дорожный фонд. В текущем году он собрал более 10 миллиардов рублей. Автомобилисты Нижнего Новгорода, оплачивая транспортный налог, внесли свой совсем не скромный вклад — 60%. По оценке специалистов, почти 70% всех автомобилей области зарегистрированы в Нижнем. А сколько еще приезжает ежедневно из ближайших городов? Казалось бы, город имеет право претендовать на не менее чем половину средств фонда. Оказывается, нет. Лишь менее полутора миллиардов было выделено областью нам с вами, и то целевым образом — на подходы к метромосту, и никуда больше. Грустно. «Почему у нас такие плохие дороги? — спрашивают нас автомобилисты. — Мы же платим исправно и немало. Транспортный налог — один из самых высоких в России». Ответ напрашивается сам собой…

А еще можно вспомнить про «Нижегородпассажиравтотранс». Парк разваливающихся автобусов с почти миллиардным долгом теперь практически насильно вручен городу. Долги обещали погасить из областного бюджета. Позже…

Простому жителю города безразлично, из какого бюджета за что платится. Ему хочется, чтобы в Нижнем было чисто, красиво и комфортно. Чтобы учителя были довольными, а врачи приветливыми. Чтобы не было мусора, ям на дорогах. Чтобы радовали глаз цветы и отремонтированные фасады. К сожалению, на это не хватает денег.

В заключение хочется привести цитату из пресс-конференции заместителя министра финансов Нижегородской области Людмилы Старостиной: «Если сравнивать с 2005 годом, объем межбюджетных трансфертов, перечисляемых бюджету города Нижнего Новгорода, увеличится к 2013 году почти в 20 раз. Необходимо отметить, что даже в посткризисные годы объем трансфертов ни разу не был сокращен. При таком значительном объеме финансовой поддержки очевидно, что в настоящий момент у Нижнего Новгорода намного больше возможностей для развития, чем семь лет назад».

Так и хочется сказать: «Не верю»…

Источник: журнал "Бизнес-Клуб"

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.