Авторынок-2013: «Хорошо, если выйдем в ноль»

17.01.2013
Просмотров: 3134

От российского авторынка в 2013 году аналитики и автопроизводители не ждут ни взлетов, ни падений.

От российского авторынка в 2013 году аналитики и автопроизводители не ждут ни взлетов, ни падений. Но при этом говорят, что реальный прогноз на год можно будет сделать только по результатам февраля (то есть в марте), по­скольку январь — традиционный месяц распродаж, пишет газета "Биржа+АВТО".

Основные факторы, влияющие на продажи автомобилей, — экономическая ситуация в стране, доходы населения и ситуация на нефтяном рынке. В зависимости от того, как они будут изменяться, в России эксперты и участники рынка прогнозируют рост до 5% или падение до 3%. Но чаще всего встречается мнение «хорошо, если выйдем в ноль».

В России: к интересам покупателя

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) на 2013 год прогнозирует рост до 2,8 млн, то есть практически на уровне прошлого года. Однако пока официальной согласованной цифры нет, пишет «Интерфакс» со ссылкой на руководителя комитета АЕБ Йорга Шрайбера. По его словам, ожидания «пока не выглядят слишком хорошо. Если выйдем на тот же объем, то будет неплохо».

Пока нет официальных цифр и от российских властей. Минпромторг обещает представить прогноз в конце января. «Пока сложно понять, какими будут потребительские предпочтения в новом году, произойти может все что угодно», — цитируют «Ведомости» замминистра Алексея Рахманова. Однако реальные выводы можно будет делать не раньше марта, считает министр Денис Мантуров, слова которого приводит «Российская газета». По его мнению, преодолеть уровень в 3 миллиона и стать лидером по продажам в Европе Россия сможет к 2014 году. Такой же оптимистичный прогноз и у «АвтоВАЗа». Согласно программе развития компании до 2020 года, в 2013-м российский рынок легковых автомобилей вырастет на 11%, до 3 млн штук, и стабилизируется на этом уровне до 2016 года. В 2017 году продажи вырастут до 3,4 млн, в 2020-м — до 3,6 млн.

Однако к падению рынка в 2013 году может добавиться новый фактор — перепроизводство. Его в январе уже спрогнозировали западные аналитики, сообщает Automotive News. Многие автопроизводители, сделавшие ставку на Россию как на крупнейший европейский рынок и в 2012 году запустившие новые производства, планируют постепенно увеличивать объемы сборки, которые наш рынок, скорее всего, не «переварит», даже если не будет падать.

Так, «Автотор» и канадская Magna в декабре подписали соглашение о создании в Калининградской области автокластера, в который войдет 21 предприятие, которые будут производить к 2018 году минимум 250 тысяч автомобилей. Volkswagen в декабре запустил производство двигателей под Калугой и автомобилей Skoda на заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде. По планам продажи Volkswagen к 2018 году должны дойти до 500 тысяч. «АвтоВАЗ» постепенно наращивает производство на заводе в Тольятти в рамках сотрудничества с альянсом Renault-Nissan. В планах — 350 тысяч машин ежегодно, плюс к этому — увеличение продаж собственной продукции под брендом Lada. Ford и Sollers имеют совместное производство на трех заводах и планируют открыть четвертый. По мнению аналитиков, вполне вероятно, что часть этих машин пойдет на экспорт.

Основанием для оптимизма и долгосрочным фактором роста российского авторынка по-прежнему является показатель «число машин на тысячу жителей». По данным Минпромторга, сейчас он составляет 243 автомобиля — в два раза меньше, чем в среднем в Европе и США.

Поскольку около половины покупок совершаются в кредит, уровень продаж останется на том же уровне, если универсальные банки не будут ужесточать требования к заемщикам и увеличивать ставки, как это было сделано в сентябре прошлого года. С другой стороны, продажи в кредит помогают удерживать специальные продукты от автомобильных банков.

Что касается структуры спроса, то она в новом году сильно не изменится. Растущими сегментами останутся доступные модели по невысоким ценам, прежде всего собранные в России, и внедорожники. Самым проблемным и конкурентным по-прежнему будет ценовой сегмент 0,6–1,5 млн рублей.

В ситуации, когда факторы, влияющие на рынок, практически не меняются, а сам рынок не растет, свою роль должны сыграть программы стимулирования спроса от производителей и дилеров — например, специальные предложения на новые автомобили и услуги по постпродажному обслуживанию. С одной стороны, скидки, акции, подарки — это стремление распродать запасы машин, завезенных в середине прошлого года на волне роста рынка. С другой — все это укладывается в рамки движения к европейскому опыту, когда соотношение заработка дилеров от продаж и сервиса распределено в среднем как 30 к 70. В России пока сохраняется ситуация, когда дилеры зарабатывают в основном на продажах. Но некоторые эксперты говорят о том, что в 2013 году из‑за усиления конкуренции и отсутствия роста рынка вялотекущий тренд на снижение дилерской маржи станет более явным. А это говорит о том, что борьба за покупателя в новом году усилится.

В пользу этого факта говорит и ассортимент, предлагаемый покупателю: основные автопроизводители имеют достаточно широкие модельные ряды, которые не позволяют им выделяться на фоне конкурентов, поэтому пока стратегии сводятся к перетягиванию покупателей, что в конечном итоге приводит к «выравниванию» продаж. Если в процентном выражении рост продаж в 2012 году у всех производителей был разным, то абсолютные показатели говорят о тенденции к усреднению. Так, Chevrolet в 2012 году продал около 190 тыс. авто, Renault и Kia — по 172 тыс., Hyundai — 161 тыс., VW — 151 тыс., Nissan и Toyota — по 140–142 тыс. машин.

Фактор, который будет тормозить рост рынка в 2013 году, — рост цен, о котором уже в январе заявили ведущие автопроизводители: по разным моделям рост пока составляет от 11 до 46 тыс. рублей (о том, какие модели на сколько подорожали с 1 января, читайте на странице 11).

В целом пока можно говорить о том, что на российском авторынке в 2013 году интересы продавца начнут постепенно уступать позиции интересам покупателя.

В мире: лидеры меняются

Европейский экономический кризис даст в этом году шанс стать новой автомобильной дер­жавой Китаю. По информации Financial Тimes, в Поднебесной планируется выпустить 19,6 млн автомобилей, а на территории Европы (включая Россию и Турцию) — 18,3 млн. Доля Европы в мировых объемах реализации машин сократится до 20% (с 35% в 2001 году).
Что касается продаж в Европе, то они продолжат падение. Так, по оценке Ассоциации автомобильной промышленности Германии, продажи в этой стране — а она лидер европейского авторынка — сократятся на 3,2%, до 3 млн машин. Это станет вторым худшим результатом после 1991 года, когда в Германии закончились правительственные субсидии на обновление автопарка.

В целом по Европе западные аналитики прогнозируют падение продаж ниже 12 млн машин — такой уровень в последний раз был зафиксирован в 1993 году. Факторов, которые могли бы улучшить ситуацию в ближайшей перспективе, нет, однако есть надежда, что к концу года ситуация стабилизируется в Испании, Италии и Франции.
Падение ожидает и японский авторынок, сокращавшийся последние четыре месяца прошлого года из‑за прекращения госпрограммы субсидирования покупки экологически чистых автомобилей. В 2013 году ситуация усугубится увеличением налогов и удорожанием страховых полисов — эксперты ожидают падения рынка на 10–20%.

Лидером роста продаж в новом году, по прогнозам компании Toyota, будут США.

Ольга Панова, Биржа+АВТО, фото: Олег Чалков

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.