Последний звонок

28.01.2013
Просмотров: 2208

Почему падает количество стационарных телефонов?

Сотовая связь и интернет постепенно снижают востребованность стационарной телефонной связи. По данным Нижегородстата, в Нижегородской области за 9 месяцев 2012 года количество таких телефонных линий снизилось почти на 20 тыс. штук. В основном от традиционных телефонных точек отказываются физические лица, и потому свои надежды крупные операторы связывают только с бизнесом — офис немыслим без городского телефона.

На 1 января 2012 года в Нижегородской области было 922,2 тыс. квартирных телефонных аппаратов, в том числе 831,397 тыс. телефонных аппаратов — в городских квартирах. Через 9 месяцев — на 1 октября — насчитывалось уже 903 тыс. и 812,255 тыс. аппаратов соответственно. Специалисты статистической службы объясняют сокращение телефонов переходом потребителей на сотовую связь.

Квартирный телефон уходит в прошлое

Как сообщили в пресс-службе нижегородского филиала «Ростелекома» (основной поставщик услуги фиксированной телефонной связи в регионе), на 1 июля 2012 года в Нижегородской области у абонентов «Ростелекома» насчитывалось 820 тыс. домашних телефонных аппаратов. Сокращение стационарной телефонии имеет место, подтверждают в компании, но оно невелико по объемам и приходится в большей степени на сегмент физических лиц. «Услуга стационарной телефонии долго будет востребована населением и организациями благодаря своей доступности, высокой степени безопасности, стабильности качества передачи сигнала и дополнительным сервисам», — уверены в «Ростелекоме». Так, несмотря на сокращение домашних телефонов у населения, параллельно осуществляются проекты по подключению целого ряда коттеджных поселков к услугам связи, в том числе стационарной телефонии.

Консультант по фиксированным технологиям связи компании J’son & Partners Consulting Сергей Королев отмечает, что в целом по России наблюдается отток абонентов фиксированной телефонной связи к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP-телефонии (связь через интернет, например, Skype, SIPnet). По оценке J’son & Partners Consulting, сокращение числа телефонных линий в целом по России в частном сегменте составляет примерно 2,5–3% в год.

Руководитель исследовательского направления ComNews Research Евгений Евдокименко добавил, что в России на конец первого полугодия 2012 года по сравнению с концом 2011 года количество абонентов фиксированной телефонной связи сократилось более чем на 1 млн и достигло 43,291 млн человек.

Номер в «пакете»

Между тем, другие операторы телефонной связи в Нижегородской области, напротив, фиксируют рост подключения частных абонентов.

Филиал «ЭР-Телеком Холдинг» в Нижнем Новгороде (бренд «Дом.ru») отмечает значительное увеличение количества квартирных абонентов фиксированной телефонии. «Эта услуга доступна нашим абонентам с 2009 года. За 2012 год число пользователей «Дом.ru», подключенных к телефонии в Нижнем Новгороде и Дзержинске, увеличилось с 28 до 45 тыс. человек», — сказал директор филиала Олег Драчук. Он объясняет прирост абонентской базы подключением услуги по экономичной цене (безлимитный тариф — 150 руб./мес.) в составе пакетных предложений, вместе с интернетом и кабельным или HD-телевидением. Также прирост достигается за счет обеспечения высокого качества и бесперебойности связи, широкого набора функциональных возможностей (в их числе — бесплатный определитель номера, переадресация звонков, онлайн-детализация счета, отправка СМС из «Личного кабинета» на сайте, сохранение номера при переезде и т. д.).

И. о. генерального директора ЗАО «ТрансТелеКом-НН» Владимир Зайцев отмечает, что отток пользователей стационарной телефонной связи больше характерен для операторов, которые давно работают на рынке телефонии, тогда как в ТТК-НН, вышедшей на рынок фиксированной телефонной связи только в июле 2010 года, пока идет «первоначальное накопление» абонентской базы.

Стабильная корпоративность

Если частные абоненты начали отказываться от услуг фиксированной телефонной связи, то со стороны корпоративных клиентов спрос еще достаточно стабилен.

В нижегородском филиале «Ростелекома» отмечают, что в корпоративном сегменте существует постоянный спрос на стационарную телефонную связь, и количество абонентов—юридических лиц остается стабильным. Традиционная телефония — гарантия высокого качества голосовой связи с клиентом, а кроме того, это дополнительный имиджевый момент, характеризующий организацию как заслуживающую доверия, что далеко не всегда можно сказать про фирмы, у которых в контактах значится только мобильный телефон, считают в «Ростелекоме».

Зайцев добавил, что услуги телефонии пользуются наибольшим спросом у юридических лиц, особенно в пакете с широкополосным интернет-доступом. «Спрос в этом сегменте достаточно стабилен и связан с постоянным появлением новых предприятий и организаций, расширением масштабов деятельности существующих компаний. Примерно треть наших корпоративных клиентов, пользующихся услугой ШПД, подключаются также и к услуге телефонии. В сегменте физических лиц услугой стационарной телефонной связи пользуется менее 10% абонентов ШПД», — сказал он.

«Для бизнеса услуга телефонии по-прежнему относится к числу базовых. Телефон еще долго будет важным рабочим инструментом и одним из атрибутов офиса. В этом секторе переход на другие технологии также происходит, но медленнее», — сказал Драчук. По его словам, наряду с традиционными вариантами организации телефонии в офисах — мини-АТС — компании все чаще используют облачные АТС. «Дом.ru Бизнес» (бренд, под которым компания работает на рынке корпоративных услуг) предлагает эту услугу своим клиентам с 2011 года. Всего за 2012 год «Дом.ru Бизнес» подключил к услуге телефонии около 800 компаний в Нижнем Новгороде и Дзержинске, а общее количество абонентов этой услуги превысило 2,5 тыс. компаний (прирост за год составил 47%).

В целом по России наблюдается очень небольшое сокращение числа корпоративных абонентов фиксированной связи. По словам Королева, в корпоративном сегменте в период с 2009 года по I квартал 2012 года количество телефонных линий уменьшилось на 0,4%: с 8,62 млн до 8,59 млн. Тогда как в частном сегменте за этот же период количество телефонных линий сократилось на 5% — с 33,72 млн до 32,05 млн.

Интернет вытесняет телефон

В ближайшие пять лет негативные тенденции в развитии сектора фиксированной телефонной связи в основном сохранятся, прогнозирует Евдокименко. Обусловлено это будет процессом дальнейшего замещения услуг фиксированной телефонии мобильной связью и телефонией через интернет. «В результате продолжится отток абонентов фиксированной телефонии на уровне около 2 млн человек в год и уменьшение доходов в этом секторе. По итогам 2012 года мы ожидаем снижения по сравнению с 2011 годом на 2%, а затем ежегодно более чем на 2%, вплоть до 2,3–2,5% в 2016 году», — полагает представитель ComNews Research, давая такой прогноз в целом по России.

Сокращение телефонных аппаратов незначительно влияет на финансовые показатели компании, уверяют в нижегородском филиале «Ростелекома». Оператор уверенно смот-рит в будущее, обеспечивая своих клиентов цифровыми решениями: безлимитным скоростным интернетом и интерактивным телевидением, которые совместно с телефонией комбинируются в пакетных предложениях как для населения, так и для юридических лиц, рассказывают в пресс-службе филиала «Ростелекома».

J’son & Partners Consulting тоже рекомендует телекоммуникационным компаниям в качестве повышения ценности услуг фиксированной связи и уменьшения оттока абонентов пакетировать услуги фиксированной связи вместе с услугами ШПД и дополнительными услугами.

25.6Kb

Сергей Королев, Консультант J’son & Partners Consulting
Несмотря на сокращение числа абонентов, фиксированная телефонная связь в России остается высоковостребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством. Что касается частного сегмента, то в ближайшие пять лет здесь будет наблюдаться более резкая динамика сокращения числа фиксированных линий, чем в корпоративном сегменте, — примерно на 3–5% в год. В бизнес-сегменте услуга телефонии более востребована, и снижение числа фиксированных линий ожидается на уровне 1% в год.

Владимир Зайцев, И. о. генерального директора ТТК-НН
Тенденция к снижению спроса на услугу телефонии у населения обусловлена тем, что большинство квартир давно телефонизировано, а второй абонентский номер подключают редко. Также продолжает расти популярность мобильной связи, стоимость которой практически сравнялась с фиксированной, и телефонной связи через интернет. Приток новых абонентов традиционной телефонии в сегменте физлиц происходит практически только за счет ввода в эксплуатацию новых жилых домов. Но и в них сейчас подключается в среднем не более 50% домохозяйств, десять лет назад — 85%.

Екатерина Чичурина, Биржа № 2 от 22 Января 2013, фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.