ГАЗ тормозит

31.01.2013
Просмотров: 2501

Почему на ГАЗе падают продажи LCV?

После двух лет роста продаж легкие коммерческие автомобили марки ГАЗ в 2012 году продавались в таком же объеме, как и в 2011-м. Эксперты объясняют это увеличивающимся спросом на иномарки и ожиданием «второй волны» кризиса.Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) марки ГАЗ (автомобили «Газель» и «Соболь») в 2012 году составили 90,247 тыс. штук, что сопоставимо с уровнем 2011 года, сообщила Ассоциация европейского бизнеса в России. Тогда как в предыдущие годы, кроме посткризисного 2009 года, продажи автомобилей ГАЗ постоянно росли (см. диаграмму 1).

ВВП уже не тот

В пресс-службе «Группы ГАЗ» отмечают, что в начале 2012 года наблюдался некоторый рост рынка LCV, но во второй половине года он практически остановился. «Это связано с общими тенденциями мирового рынка: многие инвесторы сокращают или не наращивают расходы, опасаясь второй волны кризиса, прежде всего в связи с ситуацией в еврозоне», — прокомментировали на предприятии.

Старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков соглашается, что предприниматели (а именно частный бизнес является основным потребителем LCV) уменьшили инвестиции в развитие. В целом по России рост ВВП замедлился в 2012 году по сравнению с 2011-м, напоминает Рожков. Так, если по итогам 2011 года ВВП страны вырос на 4,2%, то по итогам прошлого года Европейский банк реконструкции и развития оценивает рост ВВП России в 3,5%.

Ведущий аналитик АА «Автостат» Дмитрий Ярыгин добавляет, что в 2011 году было продано и зарегистрировано в ГИБДД около 193 тыс. новых LCV, в 2012 году рост продаж составил порядка 1,6% (196 тыс. машин). Также не стоит забывать, что модельный ряд автомобилей ГАЗ морально устарел и их единственным конкурентным преимуществом остается цена, отмечает Ярыгин.

Иномарки потеснили

На внутреннем рынке такие игроки, как КамАЗ (совместно с Daimler выпускает автомобили Mitsubishi Fuso) и Sollers (выпускает автомобили Isuzu), достаточно активно увеличивают занимаемую долю LCV и, естественно, отнимают ее у ГАЗа, говорит начальник аналитического отдела управляющей компании «Риком-траст» Олег Абелев. Одновременно иностранные производители (Ford, Renault, Peugeot) либо организовывают сборочное производство в России, либо существенно увеличивают экспорт своей продукции на российском направлении. В качестве основного конкурента для LCV марки ГАЗ он называет Ford Transit и Renault Kangoo. Рожков подтверждает, что смещение спроса в сторону более дорогих иностранных моделей LCV также повлияло на ситуацию с продажами автомобилей «Группы ГАЗ».

Ярыгин соглашается, что с каждым годом доля иностранных автомобилей растет. «Но не будем забывать, что по-прежнему определяющим фактором при покупке нового автомобиля для рядового автовладельца остается цена. Пока стоимость автомобилей ГАЗ будет находиться на прежнем уровне, они продолжат удерживать лидирующие позиции в своем сегменте», — констатирует он.

Региональный фактор

В свою очередь автодилеры расходятся в оценках спроса на продукцию Горьковского автозавода.
Сыктывкарская компания «Овен-Авто», являвшаяся дилером ГАЗа с 1993 года, в 2012 года перестала заниматься продажами LCV марки ГАЗ, поскольку это стало просто невыгодно. Как сообщил «Бирже» генеральный директор «Овен-Авто» Александр Ожиганов, коммерческая политика «Группы ГАЗ» построена таким образом, что 50% всех продаж автомобилей ГАЗ приходится на Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург, а это всего 10 дилеров. При этом более 60% продаваемых этой десяткой автомобилей реализуются ими же в других регионах. На оставшихся 90 региональных дилеров приходятся всего 50% продаж, поэтому они пытаются в основном зарабатывать на техническом обслуживании автомобилей ГАЗ. Однако с конца 2010 года руководство группы, с целью снижения стоимости владения автомобилем ГАЗ для конечного потребителя (пытаясь тем самым повысить конкурентоспособность своих автомобилей на рынке), установило единые цены на техническое обслуживание по всей России. При этом доходы среднестатистического дилера от технического обслуживания упали в два раза. «Коммерческая и гарантийная политика группы не ранжирует дилерские предприятия, используя одни и те же требования, один и тот же подход как к крупным, так и к небольшим региональным центрам, годовая реализация которых не всегда сравнима с месячным оборотом дилеров из вышеуказанной десятки», — говорит Ожиганов. Тем самым, считает он, «Группа ГАЗ» фактически перекладывает бремя гарантийных обязательств на регионального дилера, который обязан закупать за собственные средства и держать на остатках заделы автокомпонентов для всех обращающихся за гарантийным ремонтом автомобилей независимо от места их приобретения. Стоимость замененных по гарантии запасных частей «Группа ГАЗ» возмещает фактически только по себестоимости, а работы дилера по выполнению гарантийных ремонтов автопроизводитель оплачивает значительно ниже их коммерческой стоимости. Например, у «Овен-Авто» стоимость коммерческого нормо-часа на техническое обслуживание автомобилей ГАЗ составляет 820 руб., тогда как «Группа ГАЗ» компенсировала работы по гарантийному обслуживанию из расчета всего лишь 500 руб.

Другим минусом работы по газовскому направлению Ожиганов называет предоплатную схему поставки автомобилей, тогда как, например, «Автофрамос» и Ульяновский автомобильный завод работают с дилерами на отсрочке оплаты на 60 дней, «АвтоВАЗ» — 30 дней. Кроме того, из‑за большого количества модификаций автотехники на базе автомобилей ГАЗ (порядка 350 модификаций), региональным дилерам сложно удовлетворять запросы клиента: доставка нужной модификации от Горьковского автозавода занимает минимум два месяца с момента оформления заявки. Потенциальный покупатель коммерческого автомобиля ждать столько зачастую не желает, а держать на складе товарные остатки, в несколько раз превышающие месячный объем продаж, дилеру в регионе экономически невыгодно, говорит Ожиганов. Оборачиваемость продаж среднестатистического регионального дилера в среднем в три раза ниже, чем у дилеров из ведущей десятки, а следовательно сопоставимо выше затраты регионала и ниже рентабельность.

«Все это ведет к малой прибыли дилера от продажи автомобилей ГАЗ, а зачастую даже к убыткам, поэтому наше предприятие в 2012 году отказалось от сотрудничества с «Группой ГАЗ», — констатирует Ожиганов. По его словам, подавляющее число небольших региональных дилеров имеет отрицательную рентабельность от газовского направления. «Но, к сожалению, у руководства группы интересы небольших региональных дилеров на сегодняшний день не в приоритете, им нужны показатели по объемам продаж, а кто их обеспечивает — им по большому счету не важно», — сетует гендиректор «Овен-Авто».

Один из нижегородских дилеров ГАЗа, напротив, отмечает рост продаж легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ в 2012 году на 10%. Он объясняет прирост продаж в Нижегородской области близостью Горьковского автозавода и тем что нижегородцы предпочитают «свою» машину, кроме того, покупатель может заказать любую комплектацию в достаточно короткий срок. По оценке нижегородского дилера, в его автосалоне в 2013 году продажи LCV марки ГАЗ вырастут еще на 15%, в частности, за счет запуска новой модификации «Газель Next».

Надежда на Next и Mercedes

Причиной нулевого роста Рожков также называет отсутствие новых модификаций «Газелей» в прошлом году. В 2013 году Горьковский автозавод планирует выпустить модификацию «Газель Next», что должно повысить продажи, убежден эксперт. Более того, продажи будут не хуже, чем продажи иномарок LCV, которые могут показать рост 1–3%. Однако аналитик «Автостата» считает, что выход «Газели Next» мало повлияет на уровень продаж, скорее, позволит приостановить падение доли рынка компании в сегменте LCV, которая снижается уже несколько лет (см. диаграмму). «Вполне вероятно, что в 2013—2014 годах произойдет дальнейшее падение доли автомобилей марки ГАЗ», — прогнозирует Ярыгин.

В «Группе ГАЗ» отметили, что продажи автомобилей ГАЗ в 2013 году будут зависеть от ситуации на рынке, но группа планирует сохранение доли на рынке LCV.

Еще одним новшеством для Горьковского автозавода в этом году станет выпуск LCV Mercedes-Benz Sprinter. Однако конкурентом «Газели» он не станет, уверяются в пресс-службе «Группы ГАЗ»: Mercedes-Benz Sprinter — это верхняя часть верхнего ценового сегмента.

Рожков соглашается, что Mercedes-Benz Sprinter не будет конкурентом «Газели». «Sprinter стоит более чем в два раза дороже «Газели», соответственно спрос на него будет совершенно другой. ГАЗ просто хочет диверсифицировать свою выручку, и это способ заработать на своих мощностях», — считает эксперт.

19.9Kb

20.3Kb

Екатерина Чичурина, Биржа № 3 от 29 Января 2013, фото: Архив газеты «Биржа плюс Авто»

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.