МФО и банки делят сегмент микрофинансирования

04.02.2013
Просмотров: 2442

Рынок микрофинансирования постепенно цивилизуется.

Микрофинансирование — самый быстрорастущий финансовый рынок и при этом, как отмечают эксперты, весьма непрозрачный. Так как ЦБ РФ учит банки не выдавать кредиты всем желающим, этот сегмент будет наращивать обороты, несмотря на падение покупательной активности населения. Поэтому, даже если микрофинансирование целиком загонят в рамки законности, игроки этого рынка не прогадают.

Рынок микрофинансирования — едва ли не самый динамично развивающийся финансовый рынок в стране. Пока что охлаждение потребительской активности, которое отмечают эксперты во многих других сферах, на МФО не сказалось. На сегодняшний день сегмент активно развивается, увеличивается как количество микрофинансовых организаций, так и заемщиков — в связи с ростом популярности продуктов, которые предлагают МФО, говорит генеральный директор ОАО «ФинОтдел» Екатерина Сидорова. Так, за 2012 год объем рынка микрофинансирования эксперты оценивают в 50 млрд руб. В 2013 году эта цифра может увеличиться до 100 млрд руб., а к 2014 году достигнуть отметки 150–200 млрд руб. Также эксперт отмечает, что количество заемщиков, которые обращаются в микрофинансовые организации, увеличивается с каждым днем, но спрос на микрозаймы все еще продолжает превышать предложение — это и есть основной драйвер роста рынка.

Директор регионального центра Банка Хоум Кредит в Нижнем Новгороде Евгения Суслова добавляет, что, по мнению некоторых специалистов, темпы роста микрофинансовой отрасли в прошлом году превышали банковские, однако официальной статистики, подтверждающией эти данные, нет. Но Центробанк РФ прогнозирует, что рынок потребкредитования вырастет к концу 2013 года на 25–30% (в прошлом году рост составил 39%), а вот ожидания по рынку МФО — рост 100% по итогам текущего года.

Директор департамента по работе с малым бизнесом Номос-Банка Роман Лесохин считает, что подобный взрывной рост обусловлен крайне низкими объемными показателями рынка в России — одними из самых низких в мире. В ближайшие годы ситуация вряд ли изменится. Развитию микрофинансирования будет способствовать и тот факт, что ЦБ РФ в последний год призывает банки к сокращению темпов роста высокорискованных и необеспеченных кредитов. При финансировании своих клиентов МФО распоряжаются средствами учредителей и профессиональных инвесторов, поэтому могут формировать более рискованную политику, которая фактически не регулируется надзорными органами.
Лесохин подчеркивает, что на рынок микрофинансирования начали приходить специалисты из банковского сектора, что позволяет участникам рынка более грамотно управлять своими рисками и оптимизировать внутренние бизнес-процессы. МФО сокращают затраты и делают продукты более доступными для потребителя по цене. Вследствие этого микрозаймы становятся все более популярными у частных лиц и предпринимателей. В результате, по прогнозам Номос-Банка, рынок микрофинансирования будет расти в ближайшие пять лет темпами не менее 30–35% в год.

Надо сказать, кредитные организации не опасаются роста числа «соперников» и увеличения базы их клиентов. «Являются ли МФО полноценными конкурентами банков — тема дискуссионная, но скорее нет, чем да», — отмечает старший портфельный риск-менеджер управления розничными рисками Альфа-Банка Роман Божьев. Дело в том, что часто заемщик обращается в МФО не потому, что так удобнее или, тем более, выгоднее. Во многих случаях клиент МФО — это человек, которому сложно получить ссуду в обычном банке по причине отсутствия официального трудоустройства или из‑за испорченной кредитной истории. Иными словами, в МФО люди идут зачастую не вместо того, чтобы идти за ссудой в банк, а после безус-пешного обращения в банк.

Управляющий ВТБ24 в Нижегородской области Георгий Гречин вообще считает, что МФО и банки — скорее коллеги, нежели конкуренты. По его словам, сейчас банки сотрудничают с микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами, открывая им кредитные линии, предоставляя целевые кредиты, выпуская для них банковские карты и т. д. По сути, сотрудничество с МФО и КПК позволяет эффективно использовать кредитные ресурсы, экономя при этом на создании филиальной сети. Получается, что банк уже не кредитует на небольшие суммы каждого в отдельности малого предпринимателя из удаленного района, а выдает один кредит для МФО или КПК (в том числе используя в качестве обеспечения их портфель займов).

Генеральный директор ООО «Срочно деньги» Кирилл Кашин отмечает, что в большинстве случаев в МФО обращаются, чтобы взять заем на короткий срок и очень быстро. «Например, индивидуальные предприниматели у нас часто берут деньги для извлечения кратковременной прибыли или закрытия кассовых разрывов, — рассказывает он. — Скажем, у предпринимателя палатка, и уже к полудню у него разобрали весь товар, а еще только середина дня. И он понимает, что день будет бойким, берет деньги у нас, покупает товар и на следующий день возвращает долг (у нас есть займы и на один день). Прибыль, которую он получит за оставшиеся полдня, гораздо больше тех 2%, которые он заплатит нам».

Однако, несмотря на то, что сами участники рынка позитивно оценивают перспективы развития и функционирование рынка, нарушения в развивающемся сегменте все же фиксируются. Бывают и скандалы — так, весной прошлого года возмущение в СМИ вызвало то, что Почта России стала работать с МФО. В частности, у многих людей возник вопрос: а что делать старикам, которые толком считать не умеют? Возьмет бабушка деньги под, скажем, «незначительные» 2% в день, забыв посчитать, сколько она заплатит в итоге...

Такая проблема существует до сих пор. Так, на пресс-конференции в конце прошлого года начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова отмечала, что одно из самых часто выявляемых нарушений — это непредоставление полной информации клиенту о финансовой услуге. В итоге клиент просто лишен возможности выбирать МФО, где условия более выгодны.

Второе наиболее распространенное нарушение — это условия договора, ущемляющие права потребителей. Например, это очередность погашения — когда в первую очередь гасятся пени и штрафы, а не проценты и основной долг. Также встречаются ограничение досрочного погашения (что противоречит Гражданскому кодексу и Закону о защите прав потребителей), изменение условий договора — ставки, сроки и т. д. — в одностороннем порядке, нарушение условия об альтернативности судебного урегулирования (прописывается условие, что спор будет решаться только по месту расположения юрлица, хотя законодательство предоставляет выбор – по месту жительства или регистрации гражданина, оформления договора и т. д.).

На данный момент меры борьбы только «дисциплинарные» — проверки, которые регулярно проводят всевозможные органы, и штрафы. Однако периодически возникают и законодательные инициативы, призванные упорядочить рынок. Например, в прошлом году некоторых законодателей озаботил вопрос «запредельных» процентов по займам МФО. Так, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков осенью прошлого года внес в Госдуму законопроект, который запрещает «ростовщические сделки». Таковыми согласно документу считаются займы, ставка по которым в два раза превышает среднерыночную по той или иной услуге. Предполагалось, что по таким сделкам в случае конфликтов проценты по займу могут быть уменьшены в судебном порядке до верхней границы, установленной законом. Однако проект правительство не поддержало, сочтя подобную меру «не рыночной».

Есть и иные инициативы, призванные легализовать рынок. В частности, не так давно Минфин РФ предложил обязать МФО предоставлять информацию о своих клиентах бюро кредитных историй. Проблема, которую министерство хочет решить подобным образом, действительно есть, считает начальник управления кредитования блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка Константин Протасов. Отсутствие данных по клиентам МФО мешает банкам верно определять кредитную нагрузку и платежную дисциплину заемщиков, активно пользующихся микрофинансированием. Тема с передачей МФО данных о клиентах на обязательной основе обсуждается давно, но такое решение до сих пор не принято. Однако на добровольной основе сотрудничество с кредитными бюро ведется и сейчас, есть примеры не только использования данных бюро в своих целях, но и размещения МФО информации о своих клиентах. Но делают это далеко не все организации — по оценкам Романа Божьева — менее 30% от общего числа.

В целом же эксперты положительно оценивают процесс «легализации» МФО. Георгий Гречин отмечает, что сейчас они получили законодательное регулирование: ФЗ «О кредитной кооперации», ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», есть целый ряд подзаконных нормативных актов. Словом, этот сегмент финансового рынка становится более прозрачным для клиентов, кредиторов и государства.

Однако проблемой по-прежнему остаются те организации, которые действуют на финансовом рынке по серым схемам, говорит представитель ВТБ24. «Думаю, что такого рода фирмы постепенно будут вытесняться с рынка за счет конкуренции с добросовестными игроками, — говорит Гречин. — Для этого важно правильно расставлять акценты в государственной политике регулирования финансово-кредитных рынков. Во-первых, усиливать ответственность прежде всего тех, кто работает по серым схемам, во-вторых, сохранять «непрерывность спектра», то есть, поддерживая деятельность микрофинансовых институтов, не забывать о необходимости сбалансированной и продуманной политики в отношении банков, ориентированной на их развитие».

Надо отметить, что некоторые из участников рынка также положительно оценивают наведение порядка в сегменте МФО. Так, по словам Кирилла Кашина, сейчас работают и недобросовестные МФО, которые сильно портят репутацию всем участникам рынка. «В интернете можно прочитать о случаях, когда человек взял ссуду в какой-то МФО, а потом к нему приходили и угрожали сломать ноги, — говорит он. — И человек невольно переносит опыт на всех, в том числе и тех, кто работает в строгом соответствии с законом. И у нас будут бояться брать деньги, как сейчас боятся брать в долг у бандитов».

Александр Грицай, Директор Поволжского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»
Часть МФО — наши конкуренты, поскольку работают с тем же сегментом клиентов. Но по большей части эти организации смогли заполнить нишу финансирования «высокорисковых» предприятий, позволяя им развиться до уровня соответствия базовым условиям банков. Принятие закона №151-ФЗ (об МФО) позволило множеству компаний получить свой первый кредит в тех районах, где банковская структура пока развита слабо. Однако в крупных городах предпринимательство осталось верным банковскому сектору ввиду большего ассортимента финансовых услуг.

Евгения Суслова, Директор регионального центра Банка Хоум Кредит в Нижнем Новгороде
Было бы некорректным считать МФО и банки конкурентами — доля кредитов, выдаваемых микрокредитными организациями, незначительна. Я бы сказала, что банки и МФО обслуживают несколько разные сегменты клиентов. Все зависит от потребностей конкретного заемщика и ситуации. Если у клиента нет возможности подтвердить доход, то взять кредит в МФО — возможное решение проблемы, особенно если ее решение нельзя отложить. Однако если заемщик имеет постоянный источник дохода и готов предоставить пакет документов, то выгоднее обратиться в банк.

Александра Елина, Биржа № 3 от 29 Января 2013, фото: Архив "Биржи"

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.