Александр Васильев: «Ходить трусами наружу на улице неприлично»

04.02.2013
Просмотров: 4275

Интервью с историком моды Александром Васильевым.

Историка моды, коллекционера, автора книг и ведущего «Модного приговора» на 1-м канале Александра Васильева, приехавшего во второй раз в Нижний, журналисты прождали больше полутора часов. Но когда он наконец появился — с обаятельной улыбкой (моложе и худее, чем «в телевизоре»), искренне удивившись, что его здесь ждут, досада вмиг улетучилась, пишет газета "Нижегородская правда".

Эпатирующий на экране неординарными головными уборами и яркими пиджаками маэстро на встречу пришел в неброской одежде. Неизменными атрибутами стиля оставались лишь шарф на шее да массивные перстни на руках. «Пасхальным яйцом», по словам Васильева, его хотят видеть зрители.

ПОКАЗной приговор

А затем начался показ одежды и аксессуаров от нижегородских дизайнеров. И тут надо было видеть реакцию известного знатока и рафинированного ценителя моды. Сначала он откровенно скучал, морщился. Когда же голоногие модели задефилировали, сверкая нижним бельем, Александр заерзал в своем роскошном кресле, даже перекрестился (чур меня! чур меня!) и, наконец, демонстративно закрылся атласной подушкой.

На просьбу ведущей поделиться своим впечатлением шокированный увиденным мэтр моды сдержанно ответил:

— Смешанные чувства. Я не хочу уезжать отсюда с обезображенным кислотой лицом. Лучше промолчу.

Но не смог эмоциональный Васильев сдержать своего возмущения безвкусицей и вынес приговор нижегородской моде:

— Это ошибка женщин, которые не должны заниматься дизайном. Мне стыдно за дизайнеров, за деньги, которые они на это потратили. Лучше бы отдали их в детский дом. Что за тип женщин вы здесь показываете? Наверное, «Мисс в трусах»? Если это одежда для гетер, которые хотят жить на содержании толстосумов, тогда вы попали в точку. Если это будуарный показ для публичного дома — тогда да. В этом даже перед мужем не походишь. Нормальный мужик скажет: «Зоя, немедленно прикройся, а то простудишься»!

Море негодования вызвала у приверженца гармонии и красоты накидка, которую он метко окрестил «собачьим ковриком из пластика, выдаваемым за одежду».

И с горечью добавил к сказанному:

— Если я ехал ради этого, то лучше было и не приезжать.

Александр Васильев, более 20 лет проживший в столице моды, постоянно изучающий и пропагандирующий это искусство, сделавший свое имя всемирно известным, вопрошал зал:

— Что из этого мы можем показать в Париже? Дизайну надо учиться. И сделать это в Нижнем Новгороде, возможно, не получится. Разве можно научиться петь на берегах Волги? Нет, для этого идут в консерваторию, едут в Москву, Милан, Лондон. Так почему вы считаете, что искусству дизайна можно обучиться сидя дома?

«Мода — коммерция и искусство»

Провальный показ, расстроивший и знатока моды, и нас, — наглядный пример того, почему русских женщин безошибочно узнают за границей. Не только по широким лицам, узким глазам и крашенным перекисью волосам. Но и по вызывающей одежде. Русская женщина, говорит Васильев, отправляясь на отдых в Хургаду, думает, что ей обломится немец или хотя бы араб. Дамам поневоле приходится «охотиться». Ведь в России дефицит мужчин. Они избаловались до такой степени, что могут не мыться, не чистить зубы. Все равно их подберут.

Не поэтому ли вместо трикотажа, хотя бы искусственного меха и теплой обуви, естественных для нашего холодного климата, — что и хотел увидеть мэтр моды — ему преподнесли пресловутый гардероб для «бабочек»?

Не могу не согласиться с Васильевым, оказавшимся, на мое удивление, прагматичным, что дизайнер должен создавать вещи и украшения для жизни, которые хотелось бы купить и носить каждой женщине. В 29, 39, и в 49, и в 59:

— Мода — коммерция и искусство: 50 на 50. Шьют ради того, чтобы продать. Это не женское рукоделие, а индустрия. Только так. И другого пути у моды нет.

Стиль Пугачевой — распашонка

В России стиль одежды частенько диктуют звезды, увы, не всегда обладающие вкусом и мерой, а наши женщины бездумно копируют сценические костюмы. На вопрос, кого из знаменитостей можно считать эталоном, Александр Васильев назвал Ренату Литвинову. А Пугачева?

— Стиль Пугачевой — распашонка. Алла Борисовна видит свое достоинство в ногах и показывает их, остальное скрывая под хитоном. Но лучше спросить у Аллы Пугачевой, какой у нее стиль. А то вынесут в заголовок, все переврут, и как мне потом общаться с ней и ее мужем?

Между прочим, задававших вопросы Александр Александрович тут же отмечал: «женщина в янтаре», «брюнетка натуральная», «мужчина в очках». И только одной из присутствующих — в свободном платье из зеленого трикотажа с водопадом металлических бус, в плотных темно-синих колготах — сделал комплимент:

— Вот вы одеты хорошо.

Разговорившийся маэстро и вовсе далеко уходил от темы моды. То делился недавними впечатлениями о большом количестве бездомных в Париже: «Спят в спальных мешках на улице, и люди приносят им немного собачьей еды». То удивлял признаниями, что ни в одном из его пяти домов нет телевизора и в Интернет он ходит, дабы не пропустить очередной аукцион и успеть купить еще одно историческое платье для своего музея (кстати, подаренная в прошлый приезд кукла нижегородского мастера очень ему понравилась и тоже попадет в знаменитый музей). Под конец Александр Васильев вообще анекдот подкинул и заставил нас облизываться, рассказывая о гастрономических подробностях недавнего обеда со стерлядкой и супом из белых грибов…

Досье «НП»

Александр Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве в семье известного театрального художника и драматической актрисы. Уже в 5 лет мальчик создал первые костюмы и декорации для кукольного театра. Закончив постановочный факультет школы-студии МХАТ, недолго работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной.

В1982 году талантливый юноша переехал в Париж и стал декоратором различных французских театров и фестивалей. Александр Васильев оформил более 100 постановок балетов и опер на сценах ведущих театров 25 стран мира.

С 1994 года он читает курсы лекций на четырех языках и проводит мастер-классы в качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна в различных университетах и колледжах мира, в том числе и в России.

Он — автор и ведущий телепередачи «Дуновение века», ведущий программы «Модный приговор». С 2000 года под руководством маэстро в Самаре проходит фестиваль моды «Поволжские сезоны Александра Васильева».

Васильев — обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов (более 15 тысяч экспонатов), которую демонстрирует по всему миру. Также он автор более 30 книг, в том числе: «Красота в изгнании», «Русская мода. 150 лет в фотографиях».

В 2011 году учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева». За пропаганду русского искусства награжден медалью С. П. Дягилева, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат» и Золотой медалью Академии художеств России. Дважды лауреат премии «Тобаб» в Турции.

Ольга Гогуленко, Нижегородская правда, фото: Юрий Правдин

Источник: Нижегородская правда
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.