Ставка на качество

05.02.2013
Просмотров: 3756

Интервью с Валерием Седуновым, генеральным директором ОАО "Литейно-механический завод".

ОАО “Литейно-механический завод” в городе Семенов, сегодня известный и за пределами России как производитель трубопроводной чугунной арматуры, берет начало от созданных в 1969 году в рамках горьковского льнопенькообъединения ремонтно-механических мастерских. Когда прекратили свое существование все 15 льнозаводов, для которых мастерские выпускали нестандартное оборудование, перед предприятием встала необходимость перепрофилировать производство. Как история завода отражает историю преобразований в экономике страны? С этого вопроса начался наш разговор с генеральным директором ОАО “Литейно-механический завод” Валерием СЕДУНОВЫМ.

Источник: газета "Курс-Н"

— Валерий Константинович, семеновский ЛМЗ в 1993 году стал акционерным обществом — до кризиса 1998-го оставалось пять лет...

— Годы приватизации стали для предприятия, потерявшего плановые заказы от льнозаводов, вторым шансом. Инициативная группа работавших здесь людей переориентировала мастерские на цеха по производству запорной арматуры. На литейно-механическом заводе численность работающих выросла со 100 до 250 человек. До 1996 года мы буквально восстанавливали предприятие. Трудно было в новой рыночной системе. Чтобы не остановить производство, сохранить коллектив, работали по бартеру: продукцию собственного производства меняли на подключение к энергоносителям, на сырье, услуги перевозки, продукты питания. Иногда это был не просто обмен товарами, а развернутые бартерные цепочки... Сейчас молодежи даже трудно объяснить, что это такое.

Кризис 1998-го стал проверкой на прочность. Пришлось снижать цены на свою продукцию, чтобы остаться на рынке. Договаривались с коллективом — люди согласились с тем, что в течение года придется экономить на зарплате, было принято решение об уменьшении ее на 20%. За счет снижения себестоимости продукции мы смогли получить прибыль, обстановка на предприятии постепенно стабилизировалась. На сегодня ОАО “ЛМЗ” — это предприятие с полным циклом производства: от разработки и проектирования до изготовления и продажи изделия (от классической задвижки до шаровых кранов, затворов и регулирующих клапанов) конечному потребителю.

Отдел сбыта сегодня называется отделом маркетинга. Каждый менеджер ведет свой регион, работает на электронных торговых площадках этих регионов. Нам важен и мелкий, и крупный потребитель. Мы стремимся не только продать то, что производим, но и осваиваем новые виды продукции, которую требует рынок. Например, производим высокопрочный чугун в отливках по индивидуальным заказам.

— А зарплату людям подняли?

— Конечно, но ее всегда мало. Хотя на местном уровне, да и относительно конкурентов в отрасли, у нас приличная зарплата. В городском округе Семеновский многие предприятия приостановили свою деятельность. Причем это были крупные заводы по сравнению с ОАО “ЛМЗ”. Сегодня мы — среднее предприятие, но одно из ведущих в нашем округе. Работаем стабильно, по мере возможности оказываем благотворительную помощь образовательным учреждениям, на восстановление церквей...

Большим предприятиям было сложнее выжить в период перехода к капитализму: многие потерялись от самостоятельности. Да и сложнее управлять большим коллективом — тут классическая ситуация, когда “верхи не могут, а низы не хотят” чаще случается. Я вижу все предприятие в целом и каждого работающего в частности.

Другая причина — бессистемная приватизация. Многие предприятия получили собственников, не заинтересованных в их развитии. Мы, в свою очередь, не выпустили контроль над предприятием. Я пришел на завод после армии, десять лет работал сварщиком, узнал производство “с низов”, затем был механиком, главным инженером и 16 лет работаю на избираемой должности генерального директора. И люди, и завод стали для меня родными. Поэтому я всегда переживал не за собственную наживу, а за производство, за людей: чтобы получали достойную зарплату, с завода не уходили. Если нет крепкого коллектива, взаимопонимания — никакой кризис не пережить! Завод оказывает поддержку нашей крепкой ветеранской организации. Также нам удалось сохранить профком, который занимается социальной поддержкой работающих.

— Много ли конкурентов у вашего предприятия?

— Было много. Сейчас значительно меньше — кто-то обанкротился, кто-то перепрофилировался. Но сейчас у всей России (да и мира, наверное) один сильный конкурент — Китай.

В объемах производства ОАО “ЛМЗ” выпуск запорной трубопроводной арматуры составляет около 90% и 10% — полуфабрикат по индивидуальным заказам. Запорную арматуру мы в основном поставляем в жилищно-коммунальное хозяйство, меньше в нефтегазовую отрасль. В обоих случаях должны быть жесткие подходы к качеству арматуры. Если поставить не соответствующую требованиям газовую задвижку — не миновать аварийной ситуации. Но тендерная система закупок ориентирована в первую очередь на минимальную цену, без внимания к оценке качества продукции. Даже если сам заказчик это понимает, он все равно вынужден объявлять конкурс и выбирать наиболее дешевое предложение. Более того, тендер объявляют чаще всего на выполнение работ — дальше все отдается на откуп подрядной организации, которая, прежде всего, экономит на стоимости материалов. Цены на арматуру занижены. Продажа и установка ее на трубопроводы производится без предварительных испытаний на герметичность. Итоги мы видим — замерзающая Тува, коммунальные аварии в Питере и других городах.

С китайской продукцией трудно конкурировать по цене, но вполне реально по качеству. За годы работы у нашего завода сложился определенный имидж и свой рынок сбыта во всех регионах России и странах ближнего зарубежья. Мы активно работаем с Республикой Беларусь, Арменией, Узбекистаном, много закупает у нас Казахстан. В основном, конечно, работаем с оптовиками, по России у нас развиты дилерские отношения. Несмотря на то, что наша продукция дороже, по качеству я не стесняюсь назвать ее лучшей в России. И это соотношение “цена-качество” помогает нам сохранить и расширить круг своих потребителей.

Если вернуться к тендерной системе, мне кажется, в этом отношении все же ситуация должна стабилизироваться — слишком много проблем в ЖКХ, которые не решить без качественных материалов. Предусмотреть штрафные санкции или заставить обеспечить гарантийное обслуживание объекта несложно.

— Вы как работаете над качеством?

— Развитие технологий позволяет обеспечить высокое качество. Здесь важно “не проедать” заработанное, а вкладывать в обновление оборудования, освоение современных технологий. Новое оборудование позволяет снижать трудоемкость и дает возможность увеличивать объемы производства. Постоянно автоматизируя производство, мы находим, чем занять людей. Думаю, у нас есть перспективы, сохранив численность работающих, значительно увеличить объемы. Над этим работаем. На протяжении последних лет мы следуем взятой на себя задаче: ежегодно увеличивать объемы производства на 12%.

Это требует строгого бюджетирования. Сделать масштабную реконструкцию без кредитов невозможно. Мы пока обходимся без заемных средств: наработали оборотный капитал — и в соответствии с бюджетом постепенно обновляем производство. Может, это излишняя осторожность, продиктованная горьким опытом: когда я стал директором предприятия, первым делом пришлось выплатить кредиты. Кто-то скажет, что копить сегодня невыгодно — инфляция превышает ставки рефинансирования. Но мы не стремимся получить быстрые деньги, а чтобы их сохранить, в конце концов, можно размещать их в банках на депозитных счетах. По-моему, у любого предприятия оборотные активы должны быть в резерве — сырье не становится дешевле. Есть много разных подходов в управлении предприятием, и сегодня, например, не модно держать запасы. Мы же работаем по принципу сельского хозяйства, где запасы делают летом, а не ищут под снегом зимой.

— С помещениями нет проблем?

— У нас все компактно, я бы назвал условия труда стесненными — площадей не хватает. Расширяемся методом пристроя — с советских времен так повелось из-за недостатка финансирования, а сейчас и из-за нехватки земли. В прошлом году мы приобрели новый земельный участок. В 2011 году кадастровая стоимость земли резко поднялась, грядет введение нового налога на недвижимость — и я перестал завидовать обладателям больших площадей. Компактность завода, кстати, позволяет и на энергетике существенно экономить.

Мы увеличиваем объемы собственных инвестиций в развитие предприятия. За последние годы автоматизировали литейное производство — закупили итальянские стержневые автоматы, запустили в работу немецкие формовочные машины. В прошлом году произвели реконструкцию вагранки в литейном цехе, перевели ее с кокса на газ. Определенных затрат требует обучение людей работе на станках с ЧПУ, на которых мы в районе стали работать одними из первых. Парк станков с ЧПУ обновляем ежегодно.

Европейское оборудование очень дорогое, поэтому литьевую машину для производства резинового вкладыша закупили, к примеру, в Тайване, также предполагаем произвести закупку оборудования для мехобработки у этого же поставщика. В этом году мы планируем дополнительно запустить механосборочный цех по производству затворов для воды номинальным диаметром от 50 до 300 мм. Мы раньше их изготавливали циклично, но приняли решение выйти на постоянное производство.

— Современное оборудование требует обученных кадров.

— На предприятии в настоящее время работает много молодежи. Данной категории работников легче освоить новые технологии и научиться работе на новом, а зачастую, импортном оборудовании. И теорию, и практику преподают специалисты учебного центра. Особых проблем с кадрами не испытываем: на литейном производстве в основном работают выпускники политехнического университета, а со специалистами механосборочного производства есть сложности — готовых специалистов мало. У нас на заводе развивается институт наставничества.

Как генеральный директор завода свою задачу я вижу в том, чтобы свести к минимуму физический труд, чтобы работа на предприятии была привлекательной для молодежи. За этим будущее.

Наталия МИРОНОВА, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.