Бес покупок

08.02.2013
Просмотров: 2312

Программа «Покупай нижегородское» осталась без финансирования.

В бюджете Нижегородской области на 2013 год не предусмотрено финансирование региональной программы «Покупай нижегородское». Местные производители, еще не успевшие вскочить в систему продуктового ритейла или закрепиться в ней, несколько озабочены, а эксперты призывают их работать по всем нормам конкуренции и не ждать административной помощи.

По данным министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, крупные торговые сети занимают около 30% розничного товарооборота, а в ряде районов и того больше. При таких условиях они чувствуют себя «королями положения» и диктуют правила не только потребителям, но и поставщикам. Попыткой втащить местных товаропроизводителей в федеральные сети, минуя входные бонусы и маркетинговые акции, была программа «Покупай нижегородское», действующая в регионе с 2009-го по 2012 год. За четыре года на программу было потрачено 9 млн руб. Часть финансирования была направлена на проведение в районах тематических ярмарок и продвижение нижегородских производителей на московский рынок. А вот в 2013 году денег на программу в областном бюджете не предусмотрено.

От продуктов до промтоваров

По словам министра Дениса Лабузы, благодаря программе нижегородская продукция стала узнаваема потребителем. «По большинству продуктов питания первой необходимости регион вышел на самообеспечение. Объем отгруженных товаров нижегородского производства с момента разработки программы вырос почти в два раза — с 41 до 78 млрд руб. Насыщение рынка повлекло за собой развитие здоровой конкуренции», — подчеркнул он.

Между тем эксперты и аналитики никогда не жаловали программу «Покупай нижегородское», иронизируя, что нигде в мире нет программ вроде «Покупай берлинское» или «Покупай парижское». Они отмечают, что эти инициативы напрямую противоречат закону о едином экономическом пространстве в России и ослабляют конкурентоспособность местных производителей, которые надеются уже не только на помощь в продвижении, но на и применение административных рычагов для закрепления их продукции на полках супермаркетов. Эксперты уверены, что закрытие программы тревожит производителей, однако считают ее прекращение целесообразным.

Впрочем, власти никогда не реагировали на замечания экономических экспертов и измеряли успех программы по-своему: на данный момент доля присутствия нижегородских продуктов в магазинах увеличилась с 14–15% до 55–60. По хлебу, яйцу, молоку и картофелю доля местных производителей достигает 80–100%, по мясной продукции — менее 50%. Хотя, по мнению председателя комитета по АПК ЗС НО Николая Шкилева, этого недостаточно. Он считает, что продукции должно быть как минимум 85%. «У нас колбаса не хуже владимирской, молоко — не хуже, чем в Кирове, почему мы должны возить тогда из других областей?» — спрашивает депутат.

При этом власти и производители редко поднимали вопрос присутствия на рынках других регионов, а эксперты считают это весьма важным индикатором конкурентоспособности нижегородской «пищевки». Зато в 2009 году правительство задавалось целью расширить действие программы с продуктов питания до промтоваров. Этого не случилось.

Лобби наоборот

Позитивный отчет министра Дениса Лабузы на заседании профильного комитета ЗС НО убедил не всех депутатов в том, что программа имеет исключительно положительные стороны. Например, было высказано мнение, что в программе необходимо сделать ставку на небольшие предприятия. В частности, депутат Владимир Буланов считает, что заслуги министерства преувеличены, так как упомянутые в отчете Линдовская и Сеймовская птицефабрики, НМЖК могли выставить свою продукцию на прилавки сетевиков и без посторонней помощи. То есть программа помогает не тем, кому помощь нужна в первую очередь.

Генеральный директор ОАО «Дзержинский мясокомбинат» Алексей Костюнин отмечает, что мало попасть в сети, надо еще и сохранить там свои позиции. И в этом как раз программа «Покупай нижегородское» очень помогает.
Ситуация для областных популярных брендов, как правило, выглядит следующим образом. Когда компании — и националы, и транснационалы — приходят в любой регион, они изучают рынок, смотрят, какие марки в первую очередь пользуются спросом у населения. Это делается для того, чтобы закрепиться в регионе, завоевать доверие потребителя. После этого они сами приходят к производителям и предлагают им сотрудничество. «Нам было достаточно легко попасть в сети, так как они видели, что «Дэмка» — лидер в Нижегородской области», — отмечает Костюнин. — Нам предлагали хорошие условия, особенно в первый год работы. Однако в дальнейшем ситуация поменялась».

Через какое-то время, когда ритейлер обретает «своего» покупателя, он начинает вести себя иначе. Начинается «прессование» поставщика с целью увеличить доходность. «У меня каждый год проходит договорная кампания, и каждый год сети стараются из меня что-то выдрать, — рассказывает гендиректор мясокомбината. — В противном случае грозятся если не вывести из сети, то не так выгодно выложить товар (после этого автоматически продажи станут меньше). Но, какие бы крутые сети ни были, они вынуждены считаться с местной властью, поэтому давят не так сильно, как могли бы».

А вот директор по коммерции ОАО «Птицефабрика Сеймовская» Александр Иванцов уверен, что большой роли программа «Покупай нижегородское» не сыграла. «Прежде всего — коммерческий интерес сети, выгодно ей работать с тем или иным предприятием или нет. И совершенно не важно, где оно зарегистрировано. Причем то, какая сеть, значения фактически никакого не имеет: порой местные выставляют более жесткие условия, чем федеральные», — отмечает он.

Вице-губернатор Владимир Иванов признался депутатам, что зачас-тую торговые сети не сотрудничают с местными производителями просто потому, что небольшие компании не могут работать в том ритме, который нужен сетям, — вопросы возникают то по качеству продукции, то по срокам и объемам поставок. Следовательно, необходимо улучшать качество товара и снижать затраты при производстве.

Но, пожалуй, самый главный момент — это вступление России в ВТО, по правилам которой предусмотрена свободная рыночная торговля. Программа «Покупай нижегородское» — это фактически лобби наоборот. Региональная власть отстаивает интересы местных производителей. Например, на комитете Денис Лабуза рассказал, как чиновникам удается находить общий язык с сетевиками: «иногда угрожаем, бывает, приходится отказывать в помощи получить лицензию на торговлю алкоголем, после чего, как правило, наши товары оказываются на прилавках». В некоторых случаях подобные действия могут счесть нерыночными методами борьбы, а точнее — использованием административных рычагов.

Кто сказал «Фас!»

Такие методы защиты нижегородских производителей уже вызывали вопросы у антимонопольщиков. Так, признается Владимир Иванов, ФАС России полтора года назад закончила расследование дела в отношении него, связанное с конфликтом с торговой сетью. На данный момент дело закрыто, но это не означает, что в будущем к региональным властям не будет вопросов. То, что таковые могут возникнуть, советник ФАС РФ, председатель Комитета по исследованиям проблем защиты конкуренции при ТПП НО Геннадий Гудков не отрицает. Единственный возможный вариант — сделать нижегородскую продукцию конкурентоспособной.

В этой связи со стороны ТПП был сформирован ряд предложений, чтобы «нижегородские товары были не только конкурентоспособными, но и лучшими». В частности, в документе много внимания уделялось вопросам контроля качества продукции на разных уровнях. Однако были и другие инициативы, в том числе касающиеся торговых сетей. Так, предлагается представить в Госдуму РФ проекты поправок к Федеральным законам «О торговле» и «О защите конкуренции». Поправками предусмотрено предварительное согласование антимонопольным органом приобретения на любом основании крупной торговой сетью новых объектов для осуществления торговли. Это логично, учитывая, что законодательство предусматривает расторжение сделок по приобретению сетями торговых объектов в связи с превышением 25%-ного порога доли в годовом обороте продовольственных товаров. Также, учитывая, что совокупные дополнительные платежи поставщиков в пользу торговых сетей достигают 15% от общего объема поставок, представляется целесообразным распространить предусмотренное законом о торговле антимонопольное регулирование (в том числе ограничения по размерам вознаграждения).

В Москве крупнейшие продуктовые ритейлеры и поставщики подписали кодекс добросовестных практик, который должен упростить взаимодействие партнеров в рамках действующего закона «О торговле». По мнению Геннадия Гудкова, эту практику необходимо распространить на торговые сети и поставщиков в нашем регионе, где можно договориться между собой самостоятельно — но с участием государства.

Также есть интересное предложение объединить ресурсы нижегородских товаропроизводителей в разработке и реализации в Нижнем Новгороде проекта «Торговый центр нижегородских товаров» по аналогии с «Метро», «Ашаном», «Лентой» — то есть фактически создать собственную торговую сеть.

Александра Елина, Биржа № 4 от 5 Февраля 2013, Фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.