Поднять целину

12.02.2013
Просмотров: 2556

Интервью с ректором НГСХА Александром Геннадьевичем САМОДЕЛКИНЫМ.

Опубликованный на сайте Минобрнауки 1 ноября прошлого года список высших учебных заведений с признаками неэффективности “встряхнул” и три нижегородских вуза. В том числе — НГСХА. Не то чтобы была прописана реорганизация, но... пришлось доказывать межведомственной комиссии, что к вузу нельзя применять общие критерии в силу особых образовательных программ и представлять программу развития.

Источник: газета "Курс-Н"

Доктор биологических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, сопредседатель экспертного Совета в Приволжском федеральном округе Александр Геннадьевич САМОДЕЛКИН был избран ректором ФГБОУ ВПО “Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия” 2 октября, то есть практически сразу столкнулся с необходимостью отстаивать будущее вуза. Сегодня, когда все перипетии позади, мы говорим о причинах и следствиях этой ситуации.

— Александр Геннадьевич, в целом понятно, что желание причесать всех под одну гребенку не может дать объективный результат. Но от этого не становится меньше вопросов. Например, востребованы ли будут специалисты вуза, который готовит специалистов для сел — потому что будущее самого села не вполне ясно.

— Можно рисовать самые разные картины будущего села, а можно твердо сказать: Россия сделает все, чтобы сохранить свою продовольственную безопасность, а значит — поднять село. И это невозможно без подготовленных кадров.

Отмечу, что сегодня очень большая востребованность кадров для агропромышленного комплекса, особенно с высшим образованием. Развиваются крупные холдинги, потребкооперация, для них требуются специалисты по дистрибуции, менеджменту и маркетингу. Развитие отрасли заставляет нас совершенствовать систему образования. И чтобы наши выпускники были трудоустроены в будущем, сегодня очень важно выстроить взаимоотношения с работодателем. Наш основной работодатель — министерство сельского хозяйства региона, но и сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающая промышленность не только Нижегородской области, но и Владимирской.

Могу констатировать, что закрепляемость наших выпускников на селе стала выше — 66% ребят остается работать по профессии, а это говорит о том, что лучше становятся условия жизни. На селе строится жилье, работают программы поддержки — как государственные, так и с софинансированием со стороны региональной власти. Такая поддержка есть не во всех регионах. За последние три года программой, по которой молодой специалист, решивший работать на селе, получает дом и машину, воспользовались порядка ста наших ребят. Есть начало, надо стремиться создавать еще более выгодные условия. Не стоит лакировать ситуацию на селе. Жилье — прекрасно, но нужна и зарплата повыше, и инфраструктура.

А кадры на селе нужны. Нужны инженеры, ветеринары, зоотехники. Нужны технологи на перерабатывающие предприятия. Жаловаться на востребованность не приходится, главное — соответствовать потребностям работодателя. Вуз с существующей материально-технической базой не может угнаться за быстрым развитием технологий производства. Мы пошли другим путем — подписали порядка 50 соглашений с крупными сельхозпредприятиями, располагающими современной техникой и оборудованием, на базе которых наши студенты будут проходить практику, для которых они будут разрабатывать проекты, делать дипломные работы по данным хозяйствам. Это важно и в том плане, что у ребят перед глазами будет опыт успешных хозяйств, передовая практика — от этого меняется отношение и к сельскому хозяйству, и к жизни на селе в целом. Надо отдать должное нашим педагогам: они дают такую фундаментальную базу знаний (согласитесь, закон Ньютона не устаревает с развитием технологий), что даже при слабой технической базе студентам удается создавать новые продукты, которые получают патенты, новые разработки, которые производство берет на вооружение.

Второе направление, на которое НГСХА намерена сделать упор: показать студентам перспективы ведения аграрного бизнеса, даже на пустых территориях, залежных землях. Сейчас существует немало федеральных, областных программ поддержки предпринимательства. Но молодежь боится начинать свое дело, не имея опыта. И если в образовательной программе будет больше занятий, которые проводят успешные менеджеры, если состоявшиеся предприниматели будут передавать студентам свой опыт, ориентировать, как работать, в том числе и в условиях ВТО, это будет содействовать развитию предпринимательской инициативы.

Также в разрабатываемой совместно с минсельхозом концепции развития академии важное место занимает непрерывное дополнительное образование: мы должны вести переподготовку специалистов, уже работающих на селе, чтобы они были в курсе современных достижений науки.

— Видимо, с мест нужна заинтересованность в специалистах?

— У нас сложилось взаимодействие практически со всеми районами, где развито сельское хозяйство. Но надо работать и с теми, где его надо развивать, а может и начинать заново.

Не секрет, что в силу демографической ситуации на селе, закрыть набор сельскими ребятами не реально. Нам важно ориентировать городских ребятишек на сферу АПК. Это и переработка, и разного рода аграрные услуги, и ветеринарные специальности (есть, к примеру, интерес к племенному собаководству, к рыбоводству), и частный бизнес на земле. И, отмечу, по сравнению с предыдущими годами все больше городских ребят идет работать в агропромышленный бизнес.

Нижегородская сельхозакадемия, пожалуй, первой в системе агропромышленного комплекса России возродила систему студенческих отрядов. Сегодня, наши студотряды работают на лучшей технике в передовых хозяйствах региона по разным направлениям — растениеводство, ветеринария, инженерный отряд. Работают и воочию видят перспективы села. На подведение итогов “Целины-2012" к нам приезжали руководители тех холдингов, где работали наши ребята: вручали награды, отмечали эффективность такого сотрудничества. Молодежь, участвующая в процессе созидания и развития АПК, — это огромная сила и в науке, и в практике.

— Пожалуй, с тем, что у нас немало неосвоенных земель, не поспоришь. Казалось бы, бери землю и зарабатывай! Но научить предпринимательской инициативе — это спорный вопрос.

— Согласен, предпринимательству не научишь. Здесь нужен дар, природное чутье, и это зависит не от вуза, а от природы человека. Мало выпускников нашего вуза идет в бизнес, но я не считаю бесперспективной затеей стремление переломить эту ситуацию. Нельзя гарантировать успешность в бизнесе, но научить ориентироваться в агробизнесе нам по силам. Кстати, сельские ребята к этому более восприимчивы.

— Как возрождать престиж аграрного образования?

— Нашему вузу почти 85 лет, он, можно сказать, старейший в городе. Но сказать, что престижный — пока не могу. Хотя, по моему глубокому убеждению, аграрный вуз должен быть самым уважаемым, уже в силу того, что все хотят есть и пить. Начинать придется с психологии студентов.

Есть не задействованные инструменты для развития вуза. Я ставлю перед коллективом задачу активнее выходить на федеральные гранты. Как ни странно, федеральный грант получают наши математики. По профильным направлениям и мозги есть, и базисная основа, а не заявляемся. У нас экологи сильные, почвоведы; в ускоренных темпах восстановления сгоревших лесов в области есть и заслуга нашего факультета по лесному хозяйству; ветеринарно-научная школа получила большое признание в стране, высокий авторитет имеют разработки зооинженеров. Но, безусловно, мы можем рассчитывать на большее.

К сожалению, сейчас у нас мало международной практики. В настоящее время наши ребята ездят за границу через связи принимающих их на практику предприятий. А в свое время у вуза были хорошие связи с Израилем, Америкой, Японией... Мы возродили международный отдел, будем работать в этом направлении.

— Вы пришли сюда из международного инновационного агентства. Оно, по-моему, занималось продвижением проектов по ПФО?

— Не только по округу. Мы проводили экономические миссии ПФО в Германии, Китае, Австрии, Нидерландах. Так что прежний опыт пригодится. До агентства я работал руководителем крупнейшего сельскохозяйственного предприятия — агрофирмы “Толмачево” и проректором в сельхозакадемии, поэтому эта площадка мне не безынтересна, но многое упущено.

— С чего начнете целину поднимать?

— Начать придется банально с ремонта: студенты должны учиться и жить в достойных условиях.

Следующая задача — развивать базу для практики через договорные отношения с такими организациями, как Россельхозцентр, Росагрохимцентр, Россельхознадзор, у которых сильные лаборатории, современное оборудование, хорошие кадры, но нужна научная составляющая.

Необходимо совершенствовать систему преподавания: не используя передового опыта — нельзя готовить специалистов, способных работать в условиях ВТО.

И главное — совместно с нашими работодателями входить в такие программы, которые стимулируют сельских ребят возвращаться работать на село. Вуз отгородился: наша задача подготовить специалиста, а задача минсельхоза — создать ему условия. Это не так. Есть общая задача — подготовить высококвалифицированного специалиста и трудоустроить его, и работать над этой задачей надо сообща. С третьего курса студент должен знать, куда он пойдет работать. Напоминает былое распределение? Почему нет! Вуз должен быть интегрирован в современную систему АПК, предлагая научную составляющую. Причем мы должны опережать своими научными исследованиями развитие АПК, тогда вуз будет востребован.

— А есть стремление работать сообща?

— Ситуация-то небезнадежна. ВТО заставит держать село на уровне! Надо понимать, с чем мы идем в ВТО. Например, наша рожь — исконно национальная культура. В войну выжили на ржаном хлебе, богатом аминокислотами и витаминами. Сейчас мы истребляем свою национальную культуру, потому что цены на рожь низкие. Но цену можно поднять, освоив глубокую переработку ржи — а это и крахмал, и патока, и спирт, и хлебцы, к примеру. Ржаные чипсы брали бы за рубежом! Это важно — сохранять свою селекцию, а не подсаживаться на заморские сорта-однодневки. Китай не случайно испытывает кировские селекции зерновых, в Швеции в основе селекции в свиноводстве были наши породы...Да, легче все завозить с запада, но дороже — не по деньгам, а для здоровья нации.

Задача вуза — аккумулировать науку в жизнь. У нас же замечательные школы! В области ветеринарной медицины (Заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор, член-корреспондент РАСХН В. В. Сочнев). По оптимизации кормления сельскохозяйственных животных (Заслуженный деятель науки РФ, д. с.-х. н., профессор В. Н. Чичаева). В сфере агроэкологии и почвоведения (Заслуженный работник высшей школы РФ, д. с.-х. н., профессор В. И. Титова и д. с.-х. н., профессор Н. В. Полякова). На инженерном факультете научные школы Заслуженных деятелей науки РФ, д. т. н., профессора А. Н. Важенина и д. т. н., профессора Е. А. Лисунова. В земледелии научная школа Заслуженного деятеля науки РФ, д. с.-х. н., профессора В. П. Заикина. В сфере лесного хозяйства (Заслуженные деятели науки РФ, д. с.-х. н., профессор А. А. Корепанов и д. б. н., профессор В. П. Бессчетнов). У наших специалистов по пчеловодству и садоводству, по ресурсосберегающим технологиям в растениеводстве есть последователи на российском уровне. Наши ученые — наше достижение. И молодые кадры есть, хорошо работает аспирантура, функционируют три диссертационных совета.

— А студенты готовы впитывать лучшее?

— Кто приходит за знаниями, тот их получает. Наших выпускников ценят, многие работают главными технологами на известных предприятиях. Важно не потерять самого специалиста с переходом на бакалавриат. Нынешним специалистам не хватает понимания бизнеса и юриспруденции? Да, бакалавриат будет акцентировать эти вещи и помогать в них ориентироваться. Но мы рискуем потерять самого специалиста — а наши специалисты ценятся за рубежом, где слишком узкая специализация уже не рассматривается как безусловный плюс.

Российский рынок кадров в сфере АПК, безусловно, развивается, и работодатель вправе выбирать, оценивать и ставить перед вузом задачи, каких специалистов он хотел бы видеть в перспективе.

Наталия МИРОНОВА

Наталия МИРОНОВА, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.