Две стороны рынка

20.02.2013
Просмотров: 1632

В экономике становится все меньше и меньше преград. Однако вместе с географическими границами стран остаются различия в ментальности, подходам к ведению дел и отношении к новым игрокам.

В экономике становится все меньше и меньше преград. Однако вместе с географическими границами стран остаются различия в ментальности, подходам к ведению дел и отношении к новым игрокам, пишет журнал "Бизнес-Клуб".

Имидж по-европейски

Вячеслав Коншин, управляющий партнер компании Schwarz& Partner, Прага

Европа во многом близка России — и в культурном, и в историческом плане. В какой бы регион Европы вы ни приехали, у них уже есть сложившийся стереотип о русских и русском бизнесе. Представления основаны на самой разной информации, часто не имеющей ничего общего с тем, что говорят и показывают СМИ в России.

Имидж играет очень большую роль. У швейцарской фирмы, выходящей на рынок Венгрии, куда больше шансов на успешную работу, чем у фирмы из Конго — хотя ни та, ни другая страна не являются членами Евросоюза. Потому что у Швейцарии и ее бизнеса есть имидж, и это государственная политика. Я был на нескольких торговых конгрессах в Швейцарии, где местных предпринимателей призывали использовать имидж как конкурентное преимущество. Швейцария — это качество, надежность и соответствующая стоимость. Если вы зарегистрируетесь в Швейцарии, а потом будете предлагать что-то дешево — вам не поверят.

У европейских стран (по сравнению с Россией) небольшие территории, но и там встречаются серьезные различия в менталитете даже в пределах одного государства. Большую роль играет история и ее трактовка. Чехи очень хорошо помнят 1968 год, а словаки — не всегда. У нас иногда до сих пор говорят о Чехословакии, хотя такой страны уже нет. Словакия и Словения тоже разные страны, в чем не все в России отдают себе отчет. А в Венгрии в отличие от большинства стран Европы различают русских и украинцев, причем россиянам доверяют больше. А вот в Польше, к примеру, до сих пор помнят малиновые пиджаки…

Из чего и как складываются стереотипы? По многим европейским каналам до сих пор крутят сериалы о «русской мафии». Опыт 90-х тоже никуда не делся. Россия большинством европейцев воспринимается как страна-экспортер сырья. Сложившегося образа русского малого предпринимательства, небольших компаний, которые предлагают качественную продукцию, у них нет — пожалуй, за исключением информационных технологий.

Еще один стереотип во многих европейских городах и странах: русские — это люди, которые приезжают и тратят много денег. В Австрии они покупают недвижимость, в Швейцарии отдыхают на горнолыжных курортах. В Мюнхене таблички в универмагах написаны на немецком, английском и русском. От вас будут ждать внушительных капиталов и воспринимать прежде всего как покупателей и инвесторов.

Что можно использовать себе на пользу? В Европе существует и иной стереотип, очень положительный — наши первоклассные талантливые ученые и специалисты. Если будете делать ставку на то, что вы прежде всего профессионал своего дела (и только потом предприниматель), это воспримут куда лучше.

Еще один путь — не акцентировать внимание на России как таковой. Например, мы, привозя делегацию наших предпринимателей в Европу, «обрабатываем» принимающую сторону на предмет того, что приедут люди именно из Нижнего Новгорода. Расскажите про город, регион — впечатления будут свежими и куда более вам подвластными, чем многолетние стереотипы о России. Игра на дифференциации себя оправдывает.

Важно понимание и изучение той страны, с которой вы собираетесь налаживать партнерство. В Швейцарии, Германии, Австрии — несмотря на то, что их бизнес имеет в мире хорошую репутацию, — проводится очень большая работа, прежде чем их предприниматели приходят к нам. В ход идут печатная продукция, многодневные семинары, в том числе на государственном уровне. Ехать с отношением «на месте разберемся» в Европу не стоит — слишком много нюансов.

Как не упустить Азию?

Вадим Хоменко, научный руководитель бизнес-школы «Ай Тек», профессор Казанского национального технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, д.э.н.

Российская Федерация как государство в своих торговых отношениях сегодня больше предпочтения отдает Европе, чем Азии. Говорить о том, что мы — ворота между Европой и Азией, уже нельзя, из трех транспортных транзитных коридоров более-менее работает только один, с восстановлением и поддержанием остальных не торопятся. А тем временем азиатский рынок развивается куда стремительнее и на сегодняшний день уже самодостаточен. США постоянно вводят новые санкции в отношении Ирана, но Иран уже и внимания на них не обращает, потому что половину своей нефти экспортирует давно не в Америку, а в Китай, Японию и Индию.

Российский бизнес вполне может взять то, что упускает государство. Тем более что у нашей страны есть дополнительная «фора», так называемое «мягкое подбрюшье» России: страны Средней Азии. Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и другие страны — через них на азиатский рынок выходить проще. Центральная Азия, в свою очередь, крайне заинтересована в торговле с Россией, страны платежеспособны и предоставляют самые разные условия. К примеру, в Туркменистане тарифы на ввоз продукции варьируются от 32 до 0% — то есть некоторые товары вообще не облагаются пошлиной. Высокие тарифы — на продукты пищевой промышленности, алкоголь и табак (как и во всех мусульманских странах), продукты растительного происхождения, текстиль. Не взимаются пошлины на пластмассы и изделия из них, резину, древесину, металл в любой нарезке — это пользуется спросом, а России и Нижегородской области в частности есть что предложить.

Что важно знать о работе на этом рынке? В Азии очень силен государственный контроль, в частном порядке решить вопрос о входе на рынок невозможно. Мелкие и средние проекты проходят через местный муниципалитет, крупные — через правительство. Например, в Индии 40% промышленного производства находится в руках государства. Поэтому вход на азиатский рынок начинается в коридорах местных чиновников.

Второй момент — азиатская экономика плановая, и в эти планы нужно суметь вписаться. Радует то, что проектов много — от крупных до локальных, поэтому если вы попадете «в струю», то проблем с развитием дела будет уже не так много.

Как попасть на азиатский рынок? В России есть много представительств стран Азии, у них — представительства России. В этих представительствах создаются программы, специально направленные на то, чтобы помочь бизнесу войти на рынок: создаются торговые дома, специальные миссии и так далее.

Второй вариант — заключение официального соглашения. Обратиться в консульство, переговорить, получить соответствующий звонок – местная власть должна о вас знать заранее. Если вы решили открыть фирму «сами по себе», без согласований наверху, и вас не ждали — ничего не выйдет, зарубят на начальном этапе. Визит здесь, визит там, вписывание своего бизнеса в план развития территории и экономики — такова азиатская ментальность.

Коррупционная составляющая. Страны разные. Немало таких, где «бакшиш» — это нормально, без него дела вообще не делаются. В Индии и Китае коррупция умеренная. А, например, в странах Персидского залива ее нет вообще — бизнес и государство там в одном лице, что-то с вас брать ему незачем.

По материалам IV Международной конференции «Ключи к успеху на внешних рынках: Европа плюс Азия», организатор — «Евро Инфо Консультационный Центр — Нижегородская область».


Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.