И завтра выйдут на маршрут

21.02.2013
Просмотров: 3868

Первый нижегородский трамвай перевозил пассажиров по территории Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года — на нем, как известно, совершил поездку Николай II.

Первый нижегородский трамвай перевозил пассажиров по территории Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года — на нем, как известно, совершил поездку Николай II.

Источник: газета "Курс-Н"

Затем трамваи стали курсировать в Канавине, связали (правда, через кремлевский фуникулер) Рождественскую и Покровку. В 1899 году Русское общество электрических дорог построило трамвайную линию по льду Оки. Сеть трамвайных дорог развивалась. В 1914 году нижегородский трамвай стал собственностью города, и через пять лет трамвайное движение в Нижнем остановилось почти на 4 года.

Дальше в истории взаимоотношений города и трамвая было разное. Были годы изобилия — когда трамваи списывали через три года эксплуатации и на линию выходили новенькие. Было время, когда предприятие стояло на пороге банкротства. Но, как заметил генеральный директор МП “Нижегородэлектротранс” Алексей КОРЕЧКОВ, больше трамвайное движение в Нижнем не замирало: предприятие не просто выжило, оно стабильно работает и имеет стойкую тенденцию к развитию.

— Отрадно, что городская власть видит решение транспортной проблемы, в том числе и через развитие наземного электрического транспорта, — отмечает Алексей Валентинович. — Мы работаем в тесной связке с другими перевозчиками под контролем городского департамента транспорта, маршруты распределены таким образом, чтобы не дублировать друг друга. Подвижного состава в городе достаточно, главное — оптимизировать маршрутную сеть для того, чтобы пассажиру не приходилось ждать на остановках, не важно, будет ли это трамвай, троллейбус или автобус. Тем более что с 1 апреля вводится единый электронный проездной билет, действительный на любом виде транспорта.

Мы стараемся отвечать современным требованиям — все, что появляется в России нового, современного, появляется и у нас. Первый низкопольный трамвай, к примеру, пришел в Нижний с инвентарным номером 2. В этом году мы получим еще 20 новых низкопольных трамваев, которыми могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями. Нашим пассажирам должно быть удобно, комфортно, светло и тепло. Этой зимой мы с этой задачей справились.

Трамвай, я считаю, необычайно украшает город. Электротранспорт вообще играет на положительный имидж нашего города — города видового. Крутые трамвайные съезды к Оке и Волге — уже достопримечательность.

— А как вы считаете, реклама на транспорте украшает город?

— По большому счету я сторонник того, что транспорт должен ездить таким, каким вышел с конвейера. У нас одно время ходило 40 оранжевых троллейбусов — своего рода визитная карточка города. Новый транспорт первые три года мы не предлагаем под рекламу. А дальше целесообразнее наносить рекламу, чем красить. В прошлом году на рекламе мы заработали порядка 8 млн рублей. А зарабатывать нужно, это позволяет развиваться. За несколько лет мы сменили трамвайные пути в верхней части города. В этом году в обязательном порядке за счет средств предприятия заменим полотно на Окском мосту — это около 4 километров однопутной линии. Порядка десяти пересечений трамваев с автодорогой будут отремонтированы в этом году в рамках городской программы. Планируется развитие троллейбусной маршрутной сети: будет закольцована линия на Мещерском озере и продлен укороченный маршрут троллейбуса от пл. Минина до пл. Горького.

Есть и более грандиозные планы: для доставки участников Чемпионата мира по футболу в 2018-м вывести на линию от аэропорта до пл. Горького скоростной трамвай — таких у нас еще нет. Для этого придется построить часть пути и модернизировать существующее трамвайное полотно.

— Такой мини-сапсан? Хорошие планы! А реальность?

— Ежедневно на линию выходят 200 трамваев и 150 троллейбусов по утвержденным маршрутам, их у нас 40. Мы сохранили свою маршрутную сеть, инфраструктуру — 400 км контактно-кабельных линий и 200 км путей. В состав предприятия входят шесть депо — три трамвайных и три троллейбусных, служба пути, энергохозяйство... Кадрам мы уделяем не меньше внимания, чем технике. Нам готовят специалистов два вуза, железнодорожный лицей и собственный учебный центр. Коллектив Нижегородэлектротранса составляет 3300 человек. Это и энергетики, и путейцы, и водители (их около тысячи), которые каждый день в любую погоду выезжают на свои маршруты и заслуживают только благодарности. И достойной зарплаты!

На моей памяти — а я в отрасли около 30 лет — было разное отношение к электротранспорту. Где-то в России полностью закрыли трамвайное движение (это Воронеж, Астрахань, Ростов). А нижегородские электротранспортники, как показала жизнь, сегодня стали работать лучше, чем вчера.

— А каковы перспективы электротранспорта на завтра?

— По первоначальным затратам трамвай стоит дороже автобуса. Но у автобуса срок амортизации 5 лет, а у трамвая — 25-ть. Стоя на остановках, наш транспорт не расходует топливо; новое оборудование позволяет экономить электроэнергию и при разгоне, и при торможении на 15—20 процентов. В эксплуатации электротранспорт значительно экономичнее.

А что касается перспектив, могу привести яркий и на все отвечающий пример — Франция в этом году берет обязательство ввести новые трамвайные линии, отдавая предпочтение трамвайному транспорту перед автомобильным. Время пришло такое — надо выбирать: или стоять в пробках и дышать выхлопными газами, или переходить на тот вид транспорта, который быстро снимает пиковые нагрузки и экологически безопасен.

Подготовка водителей и слесарей для МП “Нижегородэлектротранс” в свое время шла в учебных классах каждого из 6-ти депо предприятия.

Затем эту обязанность взяли на себя профтехучилища: они давали теорию, а к производственному обучению привлекали специалистов предприятия. Поэтому логичным было решение организовать свой учебный центр, и в 2000 году он получил лицензию на образовательную деятельность.

Начальник учебного центра Нижегородэлектротранса, Почетный работник транспорта России Петр РУЗАВИН отмечает, что дефицит кадров для предприятия в свое время составлял 30 процентов потребности. В 2010 году кадровый голод практически преодолели, а небольшой дефицит на сегодня — скорее для тонуса.

Ежегодно центр обучает две группы водителей трамвая и две — водителей троллейбуса, а также организует две группы повышения квалификации, как водителей, так и специалистов по ремонту подвижного состава, инструкторов по вождению. Обучение проходит в центре на ул. Народной, но в технических классах депо есть возможность инструктивно проводить апгрейд знаний ревизоров и водителей-наставников. В каждом депо, отмечает Петр Семенович, свой учебно-подвижной состав (эти машины оборудованы дополнительной педалью тормоза, с расширенными кабинами и дополнительным местом для водителя-наставника).

Курсы водителей Нижегородэлектротранса — бесплатные при условии, что водитель отработает на предприятии 3 года. Как правило, за это время к работе привыкают, начинают повышать классность (что также делается через учебный центр). Профессионализм нижегородцы показывают на конкурсах профессионального мастерства. Так, недавно призерами всероссийского конкурса стали Елена Саунина и Елена Максимова.

Водитель трамвая учится 5 месяцев. Только вдумайтесь — 280 часов теории, 335 часов — производственного обучения (после чего экзамены в учебном центре и в ГИБДД) и 225 часов стажировки! Из 840 часов сто часов занимает индивидуальное обучение учебной езде. Водителя троллейбуса учат 1040 часов, из которых 120 — индивидуально. Теперь вспомните, как вы получили права и многое ли вы знаете об устройстве автомобиля? Выпускники учебного центра Нижегородэлектротранса знают о трамвае или троллейбусе все — могут разобраться в причинах поломки, самостоятельно устранить неисправность на линии. В программе обучения есть и такие предметы, как основы экономических знаний (чтобы не только посчитать свою зарплату, но и иметь представление из чего складываются доходы предприятия) и электротехника (у каждого водителя электротранспорта 3-я группа по электробезопасности). Начиная с азов в учебном центре, они вырастают в специалистов, востребованных на многих предприятиях города.

Работа, конечно, тяжелая и ответственная: движение на дорогах сложное, а уважение участников движения друг к другу оставляет желать лучшего. Кстати, после каждого дорожно-транспортного происшествия водитель трамвая или троллейбуса, если он виноват в ДТП, в учебном центре сдает экзамен на знание ПДД.

“Наш учебный центр оснащен всем необходимым. Если бы позволяли площади, можно было бы организовать дополнительные специализированные классы, — замечает Петр Рузавин. — Техника уходит вперед, предприятие закупает новый транспорт, и надо соответствовать в учебно-демонстрационных образцах, в мультимедиа. В современных условиях водитель должен быть профессионалом, ответственным за безопасность и комфорт поездки. Ведь ежедневно мы перевозим десятки тысяч пассажиров”.

Наталия МИРОНОВА, Курс-Н

Источник: Курс Н, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.