Ритейл остается торговать

28.02.2013
Просмотров: 2494

Нижегородский ритейл закрывается на ночь?

Нижегородский ритейл крупного и среднего формата пока не готов отказаться от круглосуточных продаж, несмотря на то, что с января 2013 года ему запрещено торговать пивом и слабоалкогольными коктейлями в ночное время. Алкоголь составляет малую долю в поздних покупках нижегородцев. Зато эксперты отмечают, что закон стал причиной закрытия киосков и мини-маркетов.

Закон «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области», который запретил продавать любой вид алкоголя по ночам, региональный парламент принял еще в июне 2012 года. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. За два месяца ритейлеры подсчитали, как ночной «сухой закон» отразился на их бизнесе.

Не алкоголем единым

«Думаю, часть сетевых магазинов перестанут работать ночью, если пиво и слабоалкогольные напитки не будут продаваться, — прокомментировал директор ООО «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. — Это связано со снижением ночных выручек и с дополнительными затратами на электроэнергию и персонал. Предполагаю, что значительная часть клиентов приходит в ночное время не за продуктами».

Противоположную точку зрения высказал эксперт-консультант по потребительскому рынку Вадим Носов.
«Не будем преувеличивать роль алкогольных напитков в российской жизни. Что бы ни говорили про решающую роль пива и других видов спиртного, доля выручки отдела алкоголя в крупных сетевых магазинах не так велика, — отметил Носов. — В гипермаркетах она составляет не более 15%, в небольших магазинах — максимум 20%. Сети за счет отмены продаж пива в ночное время лишатся не более 3–4% выручки. На экономике магазина это практически не скажется. Цифры находятся в пределах сезонных колебаний. Таков закон: чем крупнее магазин, тем меньше доля алкоголя».
Тем не менее, оба эксперта сходятся в том, что крупные ритейлеры не понесут серьезных убытков.

«С одной стороны, торговые сети немного потеряют в выручке из‑за запрета на продажу пива в ночное время, — пояснил Юрий Кузьмичев. — При этом они с лихвой компенсируют потери в дневное время. Ведь в ларьках купить пиво нельзя вообще. Суммарно сети только выиграют: они победили очередного конкурента в лице мелкой розницы».

Фрукты вместо выпивки

«Гипермаркеты работают в ночное время не для продажи алкоголя, а скорее для привлечения клиентов, которые работают допоздна и живут за городом либо на окраине, имеют собственный транспорт, — прокомментировала аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина. — Спрос на продукты из‑за этого нововведения не изменится. Продажи алкоголя в ночное время были важны скорее для магазинов формата «у дома». Тем не менее, в большинстве случаев магазины будут работать в прежнем режиме».

По словам Пичугиной, алкоголь в целом занимает порядка 15–20% выручки магазинов. На пиво приходится где-то 30–35% всей реализации спиртного, на слабоалкогольные коктейли — порядка 10–15%.

«Однако я не ожидаю значительного падения выручки. Просто люди будут закупаться впрок и, возможно, даже большими партиями, про запас. Думаю, что в целом нововведения будут нейтральны для торговых сетей», — считает аналитик «Инвесткафе».

Сами представители крупного ритейла не называют алкоголь основной статьей дохода.
«С 2004 года гипермаркеты сети «Лента» во всех регионах страны работают круглосуточно, — рассказала менеджер по связям с общественностью компании «Лента Cash & Carry» Яна Могилева. — Это своего рода наше конкурентное преимущество, и отказываться от практики работы 24/7 мы пока не планируем. Жители Нижнего Новгорода за шесть лет работы «Ленты» в регионе привыкли, что магазин работает круглосуточно и именно в нашей сети можно купить товары в ночные часы».

По словам Яны Могилевой, доля ночных продаж в гипермаркетах сети в Нижнем Новгороде составляет 11% от общего оборота магазина, и это хороший показатель. В ночные часы жители приобретают несколько групп товаров. Во-первых, овощи и фрукты, во-вторых, молочные товары, в-третьих, хлебобулочные изделия, в-четвертых, соки, воду и лимонад, в-пятых, корма для животных.

«В ночные часы покупки совершают в основном люди, которые не могут купить товары в течение дня или не готовы тратить выходные на поход по магазинам, а также оптовики, — пояснила представитель «Ленты». — Особенно актуален круглосуточный режим работы накануне праздников. В ночные часы, как правило, поток покупателей меньше и можно без суеты и очереди купить все самое необходимое. Запрет на реализацию алкоголя в ночные часы несущественно повлиял на продажи, так как покупатель уже привык к ограничениям на продажу спиртных напитков».
При этом ряд торговых сетей, представленных в Нижнем Новгороде, и так не работают круглосуточно. «Гипермаркеты «Ашан» в перспективе не будут работать в ночное время, — сообщила директор по внешним коммуникациям сети «Ашан Россия» Мария Курносова. — Это никак не связано с торговлей алкоголем, просто мы никогда не работали ночью, потому что не считаем это выгодным. В ночную смену трудятся только небольшие бригады, которые занимаются выкладкой товара». При этом Курносова не исключает, что многие торговые сети прекратят ночную торговлю из‑за ограничения на продажу алкоголя, так как после 22.00 продавалось, в основном, спиртное. «В целом могу сказать, что выручка в алкогольном сегменте падает в связи с различными государственными инициативами по ограничению продажи алкоголя в рознице», — резюмировала она.

В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») пояснили, что компания не намерена полностью отказываться от ночных продаж. Руководитель управления по связям с общественностью компании Владимир Русанов заявил, что сейчас просчитывается целесообразность режимов работы магазинов в зависимости от площадок и стоимости их аренды. Окончательное решение будет принято к марту 2013 года.

Губит киоск не пиво

Еще одно законодательное новшество отразится уже на мелкорозничной торговле. С января 2013 года в киос-ках нельзя купить пива, а с 2014 года киоскерам (за исключением сельской местности) запретят продавать еще и сигареты. Это грозит владельцам мини-маркетов кратным уменьшением выручки, а рынку в целом — структурными изменениями.
Против запрета на продажу пива в киосках выступали, как правило, мелкие предприниматели. Антитабачный закон также имеет своих противников. Так, Союз журналистов России и Ассоциация распространителей печатной продукции в феврале даже обратились в Госдуму РФ с просьбой оставить продажу сигарет в киосках прессы. При этом, по данным ВЦИОМ, 60% россиян поддерживают запрет на торговлю сигаретами в ларьках и палатках.

По словам Вадима Носова, киоски как бизнес изживают себя благодаря различным законодательным инициативам.
«Еще в 2012 году владельцы ларьков старались их продать. Эту тенденцию мы наблюдаем не первый год, — рассказывает эксперт. — На российском рынке прошли времена, когда мелкая розница была серьезным бизнесом. Сегодня киоскеры решают, продолжать ли им заниматься торговлей. Как и во всем мире, мелкая розница становится одним из видов самозанятости для отдельных слоев населения. Например, она интересна некоренному населению: в США ей занимаются китайцы и вьетнамцы, у нас — представители национальных диаспор».

По данным Вадима Носова, доход, который приносит мини-маркет владельцу, сопоставим с зарплатой наемного сотрудника. «За вычетом транспортных расходов, зарплаты продавцов, налогов, коммунальных расходов и арендной платы минимаркет приносит владельцу, если он работает сам, 30–50 тыс. рублей в месяц. Причем это касается наиболее выгодных мест расположения», — отметил он.

«Большинство ларьков закроется, так как торговля станет нерентабельной, — подтвердил Юрий Кузьмичев. — Выручка одного ларька в хорошем проходном месте в Нижнем Новгороде раньше составляла около 1 млн руб. в месяц. Сейчас снизилась до 100 тыс. руб. В первую очередь за счет пива и слабоалкогольных коктейлей. Эти напитки «подтягивали» за собой все остальные покупки, разные сопутствующие товары. Увы, но на хлебе и молоке денег не заработаешь. Ужесточается антитабачное законодательство — это для киосков еще один сигнал, чтобы закрыться».
Пока говорить о полном прекращении ночной торговли из‑за законодательных новшеств не приходится. Хотя магазины формата «у дома» могут попасть под раздачу.

Александра Архипова, Биржа № 4 от 5 Февраля 2013, фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.