Развитие через удовольствие, или Диалог между бизнесом и душой

06.03.2013
Просмотров: 1454

О том, как запахи, звуки, цвета и прикосновения влияют на профессионализм – в статье Ольги Ковалевой.

Уверены, что рациональное мышление поможет в бизнесе? Коммуникативные компетенции и навыки стратегического мышления эффективнее развивать через эмоции. О том, как запахи, звуки, цвета и прикосновения влияют на профессионализм – в статье Ольги Ковалевой.

Тренд корпоративного развития 2012 года показывает, что растет количество запросов на иной, отличный от традиционного, род тренингов и консультаций. В большей степени ориентированный не на «внешние» рецепты и «накачку» качеств «под задачу», а на осознание того, что на самом деле является личностной неповторимостью и как вокруг этого строить бизнес.

В распоряжении человека находится пять сенсорных каналов: визуальный (зрение), аудиальный (слух), кинестетический (ощущения), ольфакторный (обоняние), густаторный (вкус), — по которым данные поступают в полушария головного мозга. Фиксируемую информацию условно можно разделить на два вида:

«Рациональная» информация: дискретная знаковая — слова и цифры, получаемые по большей части с помощью слухового и зрительного каналов. Ее приемом и обработкой занимается преимущественно левое полушарие.

«Эмоциональная», целостная, не всегда осознаваемая — запахи, звуки, цвета, прикосновения… отданы в распоряжение правого полушария. Через этот канал информации накапливается наш чувственный опыт.

При этом соотношение объемов, занимаемых каждым видом в психике человека: 10-15% «рационального» к 85‑90% «эмоционального». И коммуникативные компетенции, управленческие навыки, навыки принятия решений и стратегического мышления можно развивать не только через рациональные источники.

Особенности развития через удовольствие

Гедонизм, как этическое учение, отвечает на вопрос «в чем счастье человека?» через призму наслаждения и эмоций: счастье — в течение жизни испытывать как можно больше положительных эмоций и как можно меньше — отрицательных. Таким образом, все, что связано с чувственным опытом, имеет большое значение для нашего развития: благодаря ему с детских лет мы формируем свои представления об окружающей действительности, на основании которых затем строим свою модель взаимодействия с миром. До определенного момента, исходя из примата удовольствия, у чувственного опыта нет ни «долга», ни «обязательств», ни «целей», ни «запретов». Мы оперируем очень простыми, «примитивными» категориями: «нравится — не нравится», «мое — не мое», «хочу — не хочу», и выбираем для освоения исключительно то, что привлекательно. Позднее возникает критическая обратная связь, и удовольствие прочно сцепляется с оценкой (чужой, посторонней). С этого момента оно перестает быть «чистым». Переосмысление чужой оценки и «освобождение» удовольствия занимает время, иногда очень продолжительное.

Таким образом, наслаждение прочно связано с детской частью человеческой личности. В период с подросткового до среднего возрасталюди меньше всего прибегают к использованию возможностей развития через удовольствие — за исключением тех, кто связан с чувственным опытом профессионально или в своих увлечениях. И в способах развития взрослых редко используются богатые ресурсы такого «альтернативного образования». К счастью, способность держать удовольствие «на кончиках пальцев» люди сохраняют в течение всей жизни. Удивительным образом потребность в чувственном опыте для многих людей возвращается в возрасте 35-40 лет.

Итак, особенностями процесса обучения через удовольствие являются:

Отсутствие рациональной цензуры нашего мозга, убеждений и страхов – ничто не мешает приобретать новый опыт;

Ощущение удовольствия в процессе получения чувственного опыта мотивирует к повторению, воспроизведению, а также к закреплению в «позитивной, ресурсной» зоне памяти.

Получение нового опыта порождает новые ассоциативные связи головного мозга, от объема которых зависит личностная эффективность.Тренируя компетенцию

Кому-то в это будет сложно поверить, но даже занятия танцами могут помочь в освоении важной информации. Занимаясь вопросом «обучения через удовольствие» много лет, могу сказать, что таким образом можно построить обучение коммуникации с клиентами и партнерами, внутрикомандной коммуникации, отточить управленческий стиль и освоить навыки наставничества. И, с точки зрения профессионального развития, это далеко не все возможности такого прекрасного времяпрепровождения. Основные идеи такого тренинга являются: общность между различными видами коммуникации, «прямота» попадания информации в «альтернативное сознание», общий позитивный фон получения и освоения информации и создание «телесной матрицы взаимодействия», которая в дальнейшем будет служить успешной моделью деятельности на неосознанном уровне («я просто знаю, как…») — у «рационального» знания появляется сильная альтернативная компетентность.

Такой тренинг – игра, в которой обнаруживаются все новые и новые связи между экспертными сведениями, профессиональным багажом и непосредственным телесным опытом каждого из участников работы. В результате, главным достижением такого тренинга становится высокая и прочная степень освоения коммуникативных и управленческих навыков.

Аромат как источник открытий «про себя»

Однажды мое хобби внезапно сомкнулось с профессией консультанта по развитию взрослых. Из этой связи родился проект «Парфюмерный гардероб».

Ароматы всегда были важной частью моего облика и состояния. Но с определенного момента «пользовательский» интерес к парфюмерии перерос в образование в этой области. Профессионально же в этот период я уже несколько лет занималась консультированием людей, переживающих личностные изменения среднего возраста. Внезапно стало понятно, как взаимосвязаны наши парфюмерные выборы и жизненные события, как коррелируют изменения наших ольфакторных предпочтений с законами психологии развития, каково глубинное, эмоциональное значение наших парфюмерных выборов. То есть — как строится диалог между ароматом и душой.

Запахи напрямую связаны с нашим подсознанием. Из огромного их количества наш нос «для себя» не выбирает «случайных», только значимые: любой запах или аромат, на который мы эмоционально реагируем, связан с важными событиям нашей личностной истории, глубинами нашей неповторимости, часто — потребностями. Но, так как обонятельная информация попадает в неосознаваемую часть психики, мы далеко не всегда понимаем, почему именно выбрали тот или иной аромат, — совершенно справедливо руководствуясь эмоциональной реакцией «Нравится!», «Это мое!»

А этот выбор можно расшифровать на более личностном уровне. И концепция парфюмерного подбора для клиентов мною изначально строилась не на совпадении внешнего облика и аромата, а на том, какие эмоции и личные вибрации, знания о себе будут вызывать подобранные по психологическим характеристикам ароматы. Те ароматы, которые соответствуют проживаемому человеком личному опыту.

Ароматы-источники

Чтобы аромат стал источником открытий «про себя», он должен обладать индивидуальностью. Это, к сожалению, невозможно сказать о массовых ароматах, ароматах созданных подходящими «всем». Такие «унифицированные» ароматы не отражают нашей неповторимости, внутренней глубины и силы, что бы не сообщали парфюмерные релизы. Чтобы стать катализатором развития, аромат для человека должен балансировать на тонкой грани между привлекательностью и необычностью, иметь ярко выраженную авторскую позицию. Такие композиции рождают больше ассоциативных связей, сильнее и дольше волнуют нашу эмоциональную память. История, рассказанная ароматическим языком, должна тронуть сердце. Подобно тому, как чей-то рассказ о жизненных событиях либо заставляет нас переживать, либо оставляет равнодушным. Ароматы-источники личностных открытий живут, в основном, в нишевой парфюмерии (сложнее, вариативней и выразительней массовых — и каждый в отдельности, и парадигме в целом. Соответственно — они «цепляют» гораздо больше ассоциативных связей, сильнее и дольше волнуют нашу эмоциональную память).

Внутри идеи находятся следующие психологические идеи: личностная значимость парфюмерных выборов ичувственный опыт как катализатор развития. Часть людей приходит просто за «ароматами» и своим «ощущением» в них, и в проекте они получают возможность стать «продвинутым пользователем», «парфюмерно образоваться». Для других — это часть личного «пути» и канал знаний о себе. Методика отлично подходит для освоения интуитивной стратегии принятия решений, а также помогает развить в себе лидерские качества и харизму.

Парфюмерная композиция, подчиненная законам эстетики, имеет такую же силу, как и другие произведения искусства, и воздействует на наши эмоции — это видно сразу, после первого же «погружения» в новый чувственный опыт... Не столь явным эффектом, однако, является то, что базовые психические категории — речь, мышление, восприятие... — тоже испытывают на себе его гармонизирующее влияние. «Быстрые» результаты накапливаются, и в один самый обычный день количество перерастает в новое качество: например, рефлексия своих «вкусовых» желаний и предпочтений приводит и к осознанию своих целей, ближних и дальних. Чувственный опыт влияет на развитие личности в целом: меняется мышление, лучше начинает работать интуиция, сокращается время на принятие решений, разрешаются внутриличностные конфликты, как следствие, улучшаются отношения с окружающим миром, восстанавливается целостность личности, возникает ощущение удовлетворенности, гармоничности и полноты жизни.

Конечно же, таких эффектов можно ожидать в том случае, если для человека запахи являются важной частью «картины мира». Для разных людей разный чувственный опыт является ресурсом, важно определиться, что именно вызывает этот «детский восторг». Кто-то находит «свежесть» ощущений в лепке, кто-то в изготовлении кукол, яхтинге, занятии музыкой, винной дегустации, и т.д.

Территория радости

Описанные варианты творческого обучения — это создание «территории радости», в пределах которой люди могут учиться новому и открывать себя. Эта идея активно присутствует практически во всех направлениях личностного развития. Говоря же о развитии через удовольствие в бизнес-контексте, часто можно встретить опасение, что соблазнительная идея гедонизма «отвлечет» сотрудников от их прямых рабочих обязанностей. Но опыт самых разных проектов показывает богатые возможности корпоративного применения идеи гедонизма при корректной работе тренера.

Специфика метода «развития через удовольствие»

О чем нужно знать и помнить компаниям при использовании корпоративных мероприятий «развития через удовольствие»? Вот несколько наиболее важных моментов.

При большом объеме нового чувственного опыта возникает эмоциональное возбуждение. Это объясняется строением головного мозга, где зоны восприятия сенсорных каналов расположены в одной зоне, а осознания — в другой, и между ними нет прямой морфологической связи. Осознание («Что это?», «Опасно это или нет?», «Как с этим поступить?») «выравнивает» сенсорные ощущения. Отсюда закон: без проговаривания вслух объем сенсорного опыта ВСЕГДА существенно больше, чем объем осознания этого опыта.

Иными словами, без проговаривания энергия «запирается» в правом полушарии — возбуждение есть, а «отвести» его «цивилизованно» невозможно. Таким образом, «необработанная» сознанием энергия дает нам не только избыток сил, но и возможность для этой самой энергии «рвануть» куда угодно (например, в межличностный конфликт), если ее не направить грамотными тренерскими усилиями в русло освоения нового возбуждающего опыта.

Другая важная особенность такого возбуждения — под влиянием «размягчающего» удовольствия у мозга «слетают» функции контроля и безопасности. Люди незаметно для себя становятся более доверчивыми, искренними и иногда начинают говорить вещи, которые обычно предпочитают скрывать. Даже если корпоративная культура корректно поддерживает такие «обнажения» (что, согласитесь, бывает далеко не всегда), в этот момент человек требует особенно бережного к себе отношения. В тренинге в такие моменты крайне важно контролировать «глубину» и тематику диалогов.

В отличие от освоения компетенций, более глубокое развитие личности, шлифовка ее неповторимости в рамках «территории радости» имеет ярко-выраженную возрастную специфику. Острый интерес к чувственному восприятию как тенденция, потребность в сенсорном «наполнении» проявляются в возрасте, который принято называть средним (примерно после 35 лет). Одна из внутрипсихических реалий этого периода — личные вкусы и интересы начинают играть для человека большее значение, чем потребность соответствовать внешним стандартам и социальным нормам. Начинается процесс индивидуации. Чувственный опыт в этот момент является той ресурсной зоной, которая открывает человеку его самого. Нет должен и обязан, цели и правил. Зато в наличии нравится — не нравится, мое — не мое, хочу — не хочу. Человек обращается к себе самому, своим собственным желаниям и потребностям.

Но чувственный опыт — не то поле развития, на которое сотрудников можно «загнать». Есть люди, нечувствительные к ароматам, а есть те, кто не слышит музыкальный ритм. И, хотя эстетическое восприятие тренируется, как и любая другая психическая функция, личное желание обучаемого получить новый сенсорный опыт играет ключевое значение.

При внимании к вышеозначеным рискам метода, обучение через удовольствие качественно встраивается в программы по развитию коммуникативных навыков и хорошо сочетается с другими, более привычными, форматами. Развитие через удовольствие не замена другим видам бизнес‑обучения, к тому же «чувственные» форматы требуют строгой дозировки, чтобы сохранить атмосферу и приносимые эффекты. Определенные ограничения (на пространство, гендерный состав группы и прочее) также накладывает сам выбранный «гедонистический» формат. В остальном, дело только за корпоративной культурой компании: метод лучше всего подходит открытым компаниям, ориентированным на личное развитие сотрудника внутри организации.

И, конечно, метод предъявляет высокие требования к тренерской работе. По-настоящему раскрыть ресурс чувственного опыта как источника развития и обучения можеттолько опытный тренер — «правила безопасности» требует высокого искусства управления процессами, запускаемыми в тренинге. Обязательными условиями также являются его экспертность в теме и влюбленность в «предмет гедонизма».

Какие возможности развития через удовольствие видите вы?

Источник: e-xecutive.ru

Ольга Ковалева, Е-xecutive.ru

Источник: E-xecutive.ru
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.