Евгений Боткин. Соединяя печать и электронику

18.03.2013
Просмотров: 1416

Евгений Боткин шутит, что вместо крови в его венах течет краска. Свой первый печатный опыт он получил раньше, чем пошел в школу. И несмотря на то, что он немногим старше компании, которую возглавляет, у него неплохой стаж работы в сфере трафаретной печати

Евгений Боткин шутит, что вместо крови в его венах течет краска. Свой первый печатный опыт он получил раньше, чем пошел в школу. И несмотря на то, что он немногим старше компании, которую возглавляет, у него неплохой стаж работы в сфере трафаретной печати.

В этом году научно-производственному предприятию «Вита-Принт» исполняется 30 лет. В 1983 году оно стало первой в городе хозрасчетной организацией, которая занималась производством рекламно-полиграфической продукции способом трафаретной печати, в 1994-м сосредоточилась на промышленных (индустриальных) применениях, а в 2008-м освоила производство пленочных клавиатур, которое сегодня выросло в целое направление «Печатная электроника». «Это не просто работа для нас, мы делаем то, что нам безумно интересно. Если хотите, это хобби, но хобби, которое является основным делом в жизни», — говорит генеральный директор ООО НПП «Вита-Принт» Евгений Боткин, который во многом и задает инновационный вектор развития компании.

Рекламная полиграфия — пройденный этап

Профессия Евгения Боткина была предопределена семейным бизнесом и атмосферой — на его глазах происходило становление и развитие компании, которая из хозрасчетной организации при Волжском объединенном речном пароходстве выросла в кооператив, а затем в самостоятельное предприятие.

«Мы с братом не просто приходили смотреть, мы реально работали, печатали тиражи, производили продукцию, которая потом уходила клиентам. И нам это нравилось», — рассказывает Евгений Боткин.

К 1994 году, когда рынок рекламной полиграфической продукции развивался быстрыми темпами, «Вита-Принт» приняла решение выйти из него. Если в то время многие фирмы только начинали заниматься рекламно-прикладной темой, то для «Вита-Принт» это стало уже пройденным этапом, и работать в этом русле им было просто скучно. Ответственность при производстве промышленных компонентов несоизмеримо шире, нежели при поставке рекламно-сувенирной продукции. Промышленное применение требует от компании перехода на другой уровень, начиная от технологий и подходов к организации производства и заканчивая собственным восприятием, целями и амбициями.

«Мы переключились на индустриальные компании, — рассказывает Евгений, — и первые, с кем мы стали работать, была компания «НОРСИ». Для них мы делали бензостойкие наклейки на цистерны, в которых перевозят нефть по железной дороге. Потом была очень плотная работа с ГАЗом, продолжающаяся и сегодня, а также работа со многими другими предприятиями автомобильной промышленности. Например, мы производим шкалы для автомобильных комбинаций приборов для доброй половины отечественных автомобилей».

Выйти на промышленных гигантов для относительно небольшой компании было бы непросто, если бы ее руководители не обладали изрядной долей ума и смелости. «Вита-Принт» завоевывала новый сегмент рынка, предлагая клиентам совершенно новые решения. Например, на ГАЗе было предложено внедрить пленочные самоклеящиеся накладки порогов для «Волги» взамен алюминиевых. Это решение позволило устранить 32 точки коррозии на кузове.

Репутация не продается

Наверное, клиентов у компании могло быть больше, если бы в нашей стране было больше предприятий, которые занимаются реальным производством.

«Наш целевой клиент — это динамичная производственная компания, которая на первое место ставит характеристики продукта и ценит нас как профессионалов, — уточняет Евгений. — С теми, кто не разделяет наши ценности, с кем просто нет общих интересов, нет точек контакта, следовательно, нет и сотрудничества. Заносы денег в отдел закупок мы не практикуем и объемы не «покупаем». Все знают, что происходит в этой сфере, и это замкнутый круг. Откаты являются общим злом для экономики, но наибольший вред это явление наносит именно производственным компаниям. У нас есть репутация, и мы ей не торгуем. И это не пафос, это один из основных принципов нашей работы. Начинать надо с себя, со своего предприятия».

Метод ведения бизнеса, пожалуй, неотделим от четкой внутренней позиции, заключающейся в нежелании идти на компромиссы со своей совестью. Как следствие — за качество каждого изделия Евгений Боткин готов поручиться лично.

«Мы не используем дешевые материалы, какие-то якобы аналоги, — говорит он, — мы просто исходим из того, что должны выполнить требования клиента. Внедренная на нашем предприятии система менеджмента качества просто не позволит создать техпроцесс, в котором используются материалы, не отвечающие требованиям чертежа. Если клиент говорит: «Для меня это дорого», мы ищем пути оптимизации, включая варианты изменения технических требований, которые часто завышены или взяты с потолка. Под видом одного мы не пытаемся поставлять что-то другое. А если клиенту нужна просто низкая цена, он идет, условно говоря, в Китай. Конкурировать с демпинговыми китайскими ценами нет смысла, а хороший китайский продукт стоит не так дешево, как иногда кажется, и в этом случае перевес чаще на нашей стороне. Если бы мы думали только о том, как заработать денег, то, вероятно, и не занимались бы таким сложным производством — есть более простые пути заработать. У нас другое отношение: мы кайфуем от того, чем занимаемся, «маньячим» по поводу того, какой станок нам купить, следим за технологическими новинками, чтобы работать было интересно. Поэтому если мы что-то делаем, то делаем хорошо, если не можем сделать хорошо, то не делаем вообще».

«Нужен скачок»

Автомобильная промышленность, которая была основным потребителем продукции «Вита-Принт», в кризис сдала позиции одной из первых — в ноябре 2008 года объемы заказов упали в пять раз по сравнению с октябрем того же года.
«Знаете, как мы выжили в кризис? Во-первых, благодаря тому, что не используем заемные средства (кредиты, лизинг и т. д.). Идея проста: не можешь купить на свои — плохо работаешь, и соответственно если у тебя нет денег на что-то, значит тебе это сейчас не нужно. Во-вторых, это асимметричный «ответ кризису» — вместо сворачивания инвестиций мы вложили последние деньги в новое направление с таким расчетом, чтобы по окончании кризиса быть с новым продуктом. Кризис — это новые возможности, период, когда есть время заняться тем, на что его не хватало прежде. Примерно год мы «ставили технологию», обучали людей, тестировали материалы, в общем, доводили продукт до ума, ничего никому не поставляя. И только когда поняли, что продукция удовлетворяет всем требованиям клиентов, начали принимать заказы. И некоторые клиенты нас уже ждали», — рассказывает Боткин.

Пленочные клавиатуры используются везде, где требуется интерфейс для взаимодействия пользователя с оборудованием или прибором. По окончании кризиса «Вита-Принт» продолжала работать с промышленными компаниями, но автомобильная промышленность, где пленочные клавиатуры практически не используются, была «разбавлена» другими отраслями.

«Сегодня то производство, которое началось с пленочных клавиатур, выделено в отдельное направление «Печатная электроника», — отмечает Евгений Боткин. — На Западе это технологический мейнстрим. Мы же пока только входим в эту сферу. В нашу страну мировые технологии производства приходят с задержкой в среднем лет на десять. Но если Россия сегодня будет развиваться с той же скоростью, что и мировые конкуренты, эта десятилетняя разница между нами будет всегда. В попытке догнать мы не должны проходить все этапы, которые Западом уже пройдены, мы должны сделать скачок через одно-два поколения технологий».

Так ли важно, куда летит электрон?

В 2012 году компания «Вита-Принт» была включена в перечень инновационных предприятий Нижегородской области и получила финансовую поддержку от регионального правительства на развитие инноваций. Общение на эту тему с областным правительством продолжается, потому что технологии, которые осваивает компания, вызывают реальный интерес. Евгений Боткин мечтает построить научно-технический центр, который бы занялся опытно-конструкторскими разработками в области печатной электроники. Возможно, это и будет тем «скачком», который нужен, чтобы догнать Запад.

«Сегодня многие вещи можно изобрести заново, сделав их тонкими, гибкими и многофункциональными, — говорит генеральный директор компании «Вита-Принт». — Новые технологии и материалы позволяют «просто» печатать компоненты — резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, аккумуляторы, солнечные батареи, лампы, сенсоры — на пленке. Например, печатная память — это уже коммерческий продукт. Куртки и сумки с гибкими солнечными батареями — давно не экзотика».

До последнего времени все опытные работы в компании проходили внутри действующего производства, что приводило к внутренней конкуренции за ресурсы. Для того, чтобы устранить эту проблему, и было решено создать свой НТЦ, который должен стать центром печатной и органической электроники.

«Это будет аналог европейских лабораторий, но там они существуют при серьезных институтах, — добавляет Евгений Боткин. — У нас же академическая наука, к сожалению, часто далека от практики. В Европе институты нацелены на коммерциализацию технологии (фундаментальные исследования в расчет не берем). В нашей академической среде отношение к коммерциализации чаще негативное. Был опыт общения с академиками одного из московских институтов, занимающихся интересующей нас темой. Мы предложили свою производственную базу в качестве полигона для практических исследований, но это оказалось неинтересно. На вопрос, зачем они в таком случае занимаются исследованиями, профессор ответил: «Мы узнаем, куда летит электрон». Следует отметить, что технологии в Европе развиваются на государственные деньги, причем там на эти цели выделяются миллиарды евро. И если в России государство не будет поддерживать инновационные компании (большинство инноваций в последнее время рождаются в малых и средних фирмах), то мы так и будем плестись в конце. Нам, например, очень часто предлагают венчурные инвестиции. А что это такое? Это когда приходит инвестор и думает, как на мне заработать денег. А я еще и сам не знаю, получится у нас то новое, что мы хотим сделать, или нет. Любая новая идея — это прежде всего драйв. В инновационной сфере никто не может дать стопроцентную гарантию успеха, потому что должно быть право на ошибку (не обязательно фатальную). А венчурные инвестиции или кредит по окончании срока надо вернуть независимо от того, успешен твой проект или нет. На самом деле это бремя, которое может разорить предприятие. В Европе такие риски берет на себя государство, которое инвестирует в технологическое развитие своей экономики на постоянной основе».

Оксана Ольшанская, Биржа №9 от 12 Марта 2013, фото: Кира Мишина

Источник: Биржа, газета
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.