Динара Иванова: Никогда не сдавайтесь!

19.03.2013
Просмотров: 4102

Интервью с Динарой Ивановой, руководителем ювелирных магазинов "Серебряная роза".

За прошедший год одним из самых громких в предпринимательской среде стало «Дело “Серебряной розы”» («БК» № 12, 2012). Напомним: сеть ювелирных магазинов, которой руководит Динара Иванова, выиграла суд у бывших компаньонов — представителей крупного бизнеса, пишет журнал "Бизнес-Клуб".

В апреле «Серебряной розе» исполнится год. А значит, «зубки» прорезались в срок и оказались весьма крепкими. Так какими качествами характера надо обладать бизнесвумен, чтобы сберечь и вырастить своего «ребенка»?

— Динара, можете ли вы сказать, что «сделали себя» сами?

— В значительной степени, наверное, так и произошло. У моих родителей не было ни особых средств, ни связей. Поэтому, когда я поступила на юридический факультет, уже на первом курсе решила: устроиться в юридической отрасли весьма трудно, значит, надо начинать работать по специальности. Была курьером, помощником, юрисконсультом… На пятом курсе вуза стала начальником юридического отдела крупного холдинга «Сладкая жизнь». И поняла, что это фактически — предел мечтаний, расти дальше мне уже некуда.

Через некоторое время меня пригласили в нижегородский филиал ювелирной компании «585», где мне пришлось совмещать две должности — юрисконсульта и директора по развитию. Так я оказалась в ювелирном бизнесе.

Дальше было много всего — и работа в Санкт-Петербурге, где я вела основные проекты компании «585». И приглашение в Москву — по той же линии, и отказ от него (мне все-таки хотелось вернуться в Нижний Новгород). И успешная франшиза по развитию сети магазинов компании «Наше серебро». И известный конфликт с этими партнерами. И строительство — фактически даже не с нуля, а почти с минуса — собственной сети…

Конечно, в одиночку я бы не справилась, есть люди, которые меня поддержали в трудную минуту, но если бы сама сдалась, струсила, не выдержала, их поддержка ни к чему бы не привела…

— И кто пришел вам на помощь?

— Когда начался конфликт, я первым делом обратилась к тем производителям, которые работали с компанией «Наше серебро». На удивление, они стали первыми, кто мне помог, сказав: «Отдай им товар, мы тебя перезатарим».

Поддержало меня высшее руководство компании «585», где я, видимо, была на неплохом счету: мне предоставили не только отличные рекомендации, но и контакты с их собственными поставщиками — и те дали товар на реализацию.

Естественно, поддержали фирмы из той группы компаний, в которую входит «Серебряная роза». Мы направили письма на имя уполномоченного по делам предпринимателей в РФ, обратились к нижегородскому бизнес-сообществу.

Очень большую роль сыграли средства массовой информации. Мы, правда, не сразу озвучили то, что происходит, на начальном этапе конфликта было просто не до того: каждый день проверки, магазины надо спасать, а как это сделать — непонятно.

И только потом, когда весь ужас начал отступать, когда мы стали подниматься на ноги, задумались о том, что надо спасать не только магазины, но и доброе имя. Одним из первых «выстрелов» моих бывших партнеров стало письмо, которое от имени федеральной сети «Наше серебро» (в нее входят пять ювелирных заводов) было направлено в торговые центры, сотрудничающие с нашей компанией. В нем меня обвиняли в мошенничестве, в недобросовестном отношении к персоналу, чуть ли не в уголовщине… Письмо сильно ударило по моей репутации. Конечно, те, кто меня знал, не поверили. Но все же: как говорится, «ложечки-то нашлись, а осадочек остался».

Этот негатив надо было перебороть. И мы выпустили пресс-релиз. Журналисты, надо отдать им должное, «зацепились» за тему. Вышли материалы, сюжеты, появились отзывы в Интернете, был организован ряд круглых столов, в ходе которых я смогла озвучить нашу позицию… Словом, СМИ я очень благодарна.

Очень кстати был принят новый законопроект о клевете. Пока закон не вступил в законную силу, но я намерена в суде потребовать возмещения морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

— Наверное, в определенном смысле помог и ваш юридический опыт?

— Безусловно. Мне не так уж много лет, и сами можете представить, как легко удариться в панику, когда в один «прекрасный» день являются представители налоговой службы и прокуратуры и разъясняют, что мне грозит. В то же самое время бывшие партнеры требуют снять товар с реализации, выставляют крупный иск, и даже некоторые из собственных сотрудников подают параллельные иски о задержке заработной платы…

Конечно, если бы я не была юристом, не имела опыта общения с госорганами, опыта судебной практики, который приобрела в компании «585», у меня просто не хватило бы сил противостоять такому моральному давлению.

— Как вы думаете, за счет каких качеств характера вам удалось выстоять, не сломаться, найти выход из ситуации?

— Мне кажется, за счет целеустремленности и упрямства. Когда происходили все эти события, когда бывшие партнеры говорили «зачем тебе весь этот сыр-бор, все равно у тебя нет ни денег, ни товара, никто тебе не поможет», я сидела и думала: «Пусть что угодно, но не сдамся!» Потому что это ужасно несправедливо: ты на протяжении года строишь сеть, вкладываешь в нее свое время, свой труд, свою душу — и мало что ничего за это не получаешь, так еще и хотят твое имя опорочить.

Вот это и заставило шевелиться. Думаю, у любого предпринимателя должно быть упорство в достижении цели.

— Что бы вы пожелали представителям небольшого бизнеса, которые могут оказаться в аналогичной ситуации?

— Никогда не сдаваться!

Естественно, упадническое настроение присутствовало. Судите сами: у нас было 17 «серебряных» магазинов и один «золотой». После того как все случилось, магазинов осталось меньше десятка. Представляете? Половину бизнеса — как корова языком слизнула! Мне пришлось очень сильно сократить персонал, мы переехали в маленький офис… И тем не менее полугода не прошло, как мы сумели не только восстановиться, но и увеличиться. Нельзя бросать то, что любишь, — надо искать пути, надо продолжать «растить» свое дело. Только тогда все получится.

Кстати, надо быть готовым: когда происходит подобная ситуация, многие отвернутся, рядом с тобой останутся только самые близкие люди. И надо уметь быть им благодарным за это, не срываться, не впадать в уныние, оберегая тем самым и их.

— Как сейчас у вас обстоят дела во взаимоотношениях с бывшими партнерами?

— Сейчас у нас идет нормальная, хотя и суровая, конкурентная борьба. Крупных «серебряных» сетей в России всего две (это не бахвальство, это действительно так) — «Наше серебро» и «Серебряная роза». Они открыли в нашем регионе свой первый магазин, мы в одном из их регионов — свой.

— У вас большая команда?

— Нет, небольшая, 50 человек (бэк-офис вместе с продавцами), но зато слаженная. Я очень ценю то, что часть наших сотрудников трудятся в компании с момента ее создания. Убеждена, что личностное и профессиональное развитие являются залогом успешной деятельности всей компании.

Стараемся привлекать в нашу команду молодых амбициозных специалистов. Они работают ничуть не хуже профессионалов, а иногда даже лучше, потому что молодым нужно показать себя. Они еще не всех высот достигли, у них есть устремления, поэтому больше трудятся, больше стараются. И, конечно, наряду с молодежью есть люди опытные, готовые поделиться своими знаниями и умениями.

Для меня крайне важно то, что сотрудники готовы расти и развиваться, что они любят нашу компанию — наверное, почти так же, как я люблю свое выстраданное «детище».

Да, за плечами моих бывших партнеров больше активов, больше финансовых средств, но и мы не опускаем руки.

— Определение «сильная женщина» далеко не всегда звучит как комплимент (особенно в канун 8 Марта). После того, что произошло, вы могли бы сказать о себе: «Я сильная!» В том смысле, что и коня на скаку, и в горящую избу, если надо?

— Насчет коней и изб не знаю, не приходилось (улыбается. — БК). Но думаю, что да, я сильный человек.

И что самое удивительное, это признали даже мои бывшие партнеры. Они же понимают, что на самом деле я никакая не мошенница. Мы после суда в кафе вместе сидели. Они сказали: да, ты сильная, и мы снимаем все свои претензии.

— То есть это были некие «бизнес-игры»? Проверка на прочность?

— Что-то вроде того.

У нас очень своеобразная история: мы с моими бывшими партнерами даже в самый жесткий период конфликта всегда улыбались друг другу, потому что понимали, что происходит. И тем не менее они продолжали очень активно давить.

Впрочем, в суде они уже признавали, что главное для них — не деньги. Главное — были задеты их амбиции (какая-то девчонка посмела выступить против такой крупной компании), поэтому они стояли до последнего. Суд мы выиграли целиком и полностью.

— Они вам как-то объяснили, почему пошли на конфликт?

— Конечно. Но мне не хотелось бы сейчас углубляться в эту тему. Весной должен состояться суд по моему иску о защите чести и достоинства. Думаю, он окончательно расставит все по местам.

Юлия Крузе, управляющий партнер юридической компании «Т.М.-Сервис», к.ю.н.:

— Малый бизнес достаточно часто судится с крупным. Гражданский кодекс — кодекс для всех, даже если в экономическом смысле стороны объективно неравны. Поводом чаще всего становятся финансы: крупное предприятие в контрактах в основном диктует свои условия, поэтому оставляет за собой возможности для отсрочек платежа и т. д. Любой может зайти на сайт Арбитражного суда, задать выборку по наименованию какой-либо крупной компании и увидеть, с какими исками и на какие суммы она была связана.

Для решения финансовых конфликтов в суде есть отработанные методики. Например, в период экономического кризиса мы рекомендовали «малым» истцам подавать заявление на банкротство «крупных», если для этого были формально-юридические основания — сумма долга более 100 тысяч рублей и просрочка платежа более трех месяцев. На самом деле никто не хотел их банкротства, но другие способы по суду получить свои кровные не давали результата. И обычно крупные компании погашали иск по крайней мере до суммы, при которой возбуждение дела о банкротстве не происходит.

Что же касается рейдерства, то в учебниках и кейсах давно появились рекомендации, как при атаке вести себя компании-цели. Обязательным становится не только юридическое, но и пиар-противостояние, привлечение на свою сторону общественного мнения. Эти технологии можно применять и к внутренним конфликтам, при противостоянии партнеров по бизнесу. В практике нашей компании есть случаи, когда для юридических шагов по собственной защите компаниям попросту не хватало документов, поэтому широкая огласка становилась едва ли не залогом успеха.

Конечно, оптимальный результат получается при комплексном подходе — классические действия юридической защиты или нападения плюс борьба в информационном поле. Дело Динары Ивановой — прекрасный пример того, насколько эффективно работает этот тандем и как при уверенном грамотном подходе небольшие компании действительно могут отстоять свои права.

Павел Солодкий, уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области, председатель НРО «Деловая Россия»:

— Действительно, отношения малого и крупного бизнеса зачастую заранее обусловлены тем, что крупные компании выходят на рынки уже с подготовленными юристами, шаблонами договоров, где прописаны все нюансы и отработаны пункты их дальнейших взаимоотношений с более мелкими партнерами и представителями. Причиной конфликтов и споров по этому поводу становится чаще всего как раз недосмотр или простая небрежность маленьких компаний: что-то не дочитали, на что-то не обратили внимания, не придали значения. Другое дело, что и решаются такие споры практически в рабочем порядке в зале суда.

А вот когда противостояние выходит за рамки чисто юридического поля, когда в ход идут «грязные» технологии вроде рейдерства или клеветы — здесь уже нет другого выхода, кроме как по-настоящему биться за свои права. Деловые круги и общественность должны знать о подобных нарушениях и нередко готовы помочь в меру своих сил — ведь все мы ведем свой бизнес и хотим работать в такой обстановке, когда выстраиваются честные отношения с партнерами.

Беседовала Наталия Лисицына

Источник: Архив: Бизнес-клуб
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.