Рынок газовых автомобилей может появиться в России в 2013 году

21.03.2013
Просмотров: 3486

2013-й может стать годом появления в России рынка газовых автомобилей.

2013-й может стать годом появления в России рынка газовых автомобилей, пишет газета "Биржа+АВТО". Регионы по заданию правительства уже начали разрабатывать программы перевода муниципального транспорта на газ, а «Газпром» — увеличивать инвестиции в инфраструктуру заправок. «Это только первые шаги, которые дадут некую динамику теме. Основной же бизнес возникнет тогда, когда на природный газ сознательно перейдет частный потребитель. Имея инфраструктуру, мы будет идти именно к этому потребителю», — говорят представители «Газпрома».

Проблема развития рынка как газовых, так и других автомобилей на альтернативном топливе заключается в отсутствии заправок. Они не строятся потому, что машин, которые могли бы на них заправляться, крайне мало. Но больше их не производится из‑за того, что нет спроса. А спроса нет, потому что нет заправок. Разорвать этот замкнутый круг, как показывает мировой опыт, могут дополнительные усилия со стороны государства и монополистов. По крайней мере, перевод муниципального транспорта на газ сможет дать стартовый «эффект масштаба», а строящиеся заправки получат гарантированную загрузку.

Будут ли заправки?

В 2012 году было сделано рекордное количество заявлений о перспективах российского рынка транспортных средств, работающих на газе. Как рассказал на презентации автобусов марки Yutong директор по развитию ООО «Сторк» (эксклюзивный дитрибьютор Yutong в России, Санкт-Петербург) Сергей Прокофьев, сейчас переход на газомоторный транспорт — это мировой тренд, который поддерживается общей ситуацией на рынке газа. Во всем мире открываются все новые и новые запасы, появляются новые технологии: это и сланцевый газ, добываемый в США и Европе, и добыча газа из гидрата метана, которой планирует заняться Япония. Из‑за этого происходит перераспределение экспортных потоков, растет конкуренция, снижаются цены на газ. Как следствие — падают объемы российского экспорта, что и вынуждает «Газпром» заняться развитием газовой автотехники на внутреннем рынке. А если к делу подключилась монополия, то можно не сомневаться, что она «эту проблему добьет», говорит Сергей Прокофьев.

Так, в конце прошлого года была создана компания «Газ­пром газомоторное топливо» — единый оператор, объединяющий все профильные активы производства и сбыта газового топлива. По заявлениям самих представителей «Газпрома», в 2013–2014 годах компания планирует инвестировать в строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) 2 миллиарда рублей. С ее же подачи в короткие сроки появились постановления федеральной власти: одно — о поддержке приобретения газомоторной техники; согласно другому, которое пока только готовится, к 2020 году в городах с численностью более миллиона жителей не менее 50% общественного транспорта должно работать на газомоторном топливе. Поэтому регионы по заданию правительства уже начали разрабатывать программы перевода муниципального транспорта на газ. Часть из них, в том числе и в Нижегородской области, выбраны в качестве пилотных проектов.

В 2013 году Нижний Новгород рассчитывает войти в федеральную программу по закупке автобусов, работающих на газе, чтобы в дальнейшем сэкономить на обслуживании, говорил в конце прошлого года глава горадминистрации Олег Кондрашов. По его словам, планируется приобрести 170 новых газовых автобусов. А в 2013-м на нижегородском рынке газовой техники стали появляться новые игроки: в марте компания «Ютонг», занимающая 12% мирового рынка автобусов, провела для представителей власти и нижегородских перевозчиков презентацию автобусов, работающих на метане.

Метан — это большая экономия, поэтому интерес власти к технологии понятен, говорит генеральный директор «Ютонг Центр Нижний Новгород» Антон Нестеров. Если в 2013 году переходить на газовые технологии планирует город, то с 2014 года такие планы есть и у области. А под конкретных потребителей «Газпром» сейчас готов строить заправки, готов гарантировать цены на газ, скидки.

«Газпром» — структура большая, а потому «не быстрая», рассказывает директор компании «Микрометан» Дмитрий Межов. Количество АГНКС растет медленно, а потому они пока приносят только убытки: средняя загрузка каждой сейчас лишь около 16%. Конечно, большие станции строить дешевле, если только они будут загружены минимум на 80%. Тем не менее бизнес предлагает разорвать «проблемный круг» с помощью других решений. Коммерческие структуры (таксопарки, автошколы, городские перевозчики) могут установить заправку прямо у себя на предприятии и загрузить ее на 100% за счет машин своего парка. Технологии, по словам Дмитрия Межова, сейчас позволяют делать это в расчете на любое количество автомобилей, вплоть до одного.

Первый вариант — индивидуальная заправка: компрессор подключается к автомобилю и обеспечивает «медленную заправку». Она производится ночью или в то время, когда автомобиль простаивает. По второму, рассчитанному на большее количество машин, компрессор заправляет газовые баллоны, которые потом устанавливаются на автомобили. Третья идея — установка заправочных комплексов — «многотопливных АЗС»: на существующих бензиновых или пропановых заправках устанавливается дополнительное оборудование, которое позволяет заправлять в том числе и метан.

Вырастут ли цены?

Преимущества перехода на газ очевидны. Во-первых, цена его в два раза ниже, чем у дизельного топлива, а энергоотдача почти одинаковая — 0,95:1. Второй плюс — газ нельзя своровать: его не сольешь, чтобы потом использовать в своих целях. И еще преимущество — цены под контролем одного оператора, что, по мнению Сергея Прокофьева, является гарантией от резких скачков.

Так ли все однозначно на самом деле? «Когда мы переходили на дизель, нам обещали, что он останется дешевым, но этого не произошло. То же самое было и с пропаном: сначала цена была низкая, потом выросла. Сейчас нам предлагают сжиженный газ, другие газовые технологии, но можно ли верить в то, что цены останутся на прежнем уровне?» — спрашивали представители нижегородских автотранспортных предприятий.

Однозначно ответить на этот вопрос едва ли можно. С одной стороны, газ, в отличие, например, от бензина, используется в других сферах — ЖКХ и энергетике, а там скачки невозможны по социальным и политическим причинам, что отчасти защитит и рынок газомоторной техники. С другой стороны, по словам Сергея Прокофьева, логика любого рынка в том, что с ростом спроса обычно растут и цены. Но, как бы то ни было, в случае с газовыми автомобилями это перспектива не ближайшего дня. Возможно, через 50 лет метан и будет дороже дизеля, но тогда будут и другие технологии — может быть, водород или электричество.

23% мировых запасов газа принадлежит РФ.Из них перерабатывается только 9%.Доля переработанного сырья в США составляет 60%, в Канаде — около100%.Доля РФ на мировом рынке сжиженного природного газа — 5%.25% — ежегодный прирост мирового парка транспорта на газе. По прогнозам, до 2020 года газовая техника займет около 5% рынка коммерческой техники в мире.Более 80 моделей газовых автомобилей выпускают ведущие мировые автопроизводители.Российский парк газовых автомобилей составляет 90 тыс. единиц, из них4,6% принадлежит «Газпрому».

Ольга Панова, Биржа+АВТО, фото: Олег Чалков

Источник: Архив: Биржа+Авто
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и
нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Нет комментариев.